Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

 

3) неопределенна, так как  нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является  молодежная субкультура;

 

4) фрагментарна, то есть  каждая молодежная субкультура  сохраняет свои особенности и  своеобразие;

 

5) изменчива, так как  периодически молодежная субкультура  обновляется, перерождается;

 

6) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.

 

Генезис молодежной субкультуры

 

Довольно часто появление  феномена молодежной субкультуры исследователи  связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические  исследования, это представление  верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях  поколений в той или иной форме  существовало всегда, но оно необязательно  оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта  поколений рассуждали еще Платон и Аристотель.

 

Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода  молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием. Причины  того, что молодежная субкультура  является структурным элементом  индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее  удлинении периода обучения, вызванном  тем, что новые технологии и техника  требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.

 

Пока в обществе за молодым  человеком не будет признан и  закреплен тот или иной социальный статус, ему самому необходимо его  создавать, поскольку его потребность  в статусе, ощущение принадлежности к некоторому обществу не могут удовлетворить  ни семья, ни школа, ни любая формальная молодежная организация. Поэтому и  возникают неформальные контактные группы, в которые подростки собираются инстинктивно. Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой.

 

Соотношение понятий «молодежная  субкультура», «культура для молодых» и «контркультура»

 

Молодые люди, основным занятием которых была учеба, имели много  свободного времени, которое можно  было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая  культура нивелировала их еще не сформировавшиеся личности. «Культура для молодых» – это всего лишь форма «массовой  культуры» («поп-культуры», «коммерческой  культуры», «индустрии развлечений»). Попыткой противостоять этому явилась  молодежная субкультура. Правда, желание  сохранить собственную индивидуальность обернулось лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам – принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер  данной культуры. Но определенное количество молодых людей все же предпочитает субкультурную унифицированность  унифицированности массовой культуры.

 

Молодежная субкультура  и культура для молодых сосуществуют – порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь. Основные их различия отражены в табл.1.

 

Таблица 1

Молодежная субкультура 

Культура для молодых

 

создается самими молодыми людьми для молодых 

создается «отцами» для «детей»

 

явление элитарное, через  него проходят немногие молодые люди 

явление массовое, для всех биологически молодых людей

 

отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество 

сегмент современной массовой культуры, а потому удерживает молодых  людей в рамках общества

 

эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным 

предельно доступна и апеллирует более к биологическим, нежели к интеллектуальным реакциям и способностям молодых людей

 

характеризуется эскапизмом, поскольку молодые люди бегут  в нее из общества 

характеризуется стремлением  быть сопричастной той культуре, которую  молодым навязывает общество

 

придерживается нонконформизма 

придерживается конформизма

 

является урбанистическим  феноменом, характерным для крупных  городов 

рассчитана на всех молодых людей вне зависимости от того, где они живут

 

 

В научной литературе, кроме  термина «молодежная субкультура», употребляется понятие «молодежная  культура». Они являются синонимами. Вместе с тем в средствах массовой информации и в обыденном восприятии наблюдается подмена понятий: под  термином «молодежная культура»  понимается «культура для молодых». Поэтому вместо размытого термина  «молодежная культура» мы используем более строгое и менее подвергшееся эрозии понятие «молодежная субкультура».

 

С 60-х годов ХХ в. понятие  «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры –  создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных  норм, принципов, идеалов, этических  и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать  в контркультуру, когда у нее  появляется некий общий враг, которым  может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура  и контркультура могут: 1) не иметь  ничего общего одна с другой; 2) взаимопересекаться; 3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз. Различия между этими  типами культур отражены в табл. 2.

 

Таблица 2

Молодежная субкультура 

Контркультура

 

основная атмосфера –  игра 

основная стихия – митинг

 

наличие оппозиции «они»  – «мы» 

наличие общего значимого  врага

 

конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира 

деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом»

 

борьба за выживание 

борьба за победу

 

закрытость, эскапизм 

открытость, противостояние и война

 

уход от встреч с врагом 

постоянный поиск встреч с врагом

 

пассивно-оборонительная позиция 

агрессивно-наступательная позиция

 

цель – изменение самого себя 

цель – изменение общества

 

 

Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов  молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса  переходных типов.

 

В постмодернистском обществе, как обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов  жизни, сам термин «контркультура»  теряет смысл. Мы можем говорить лишь о существовании различных субкультур. Более того, в современном постмодернистском  обществе бывшая базовая культура сама приобретает субкультурный статус.

 

То же самое происходит и с молодежной субкультурой. Родившись  как единая контркультура, ныне она  весьма разнообразна. Сама же рок-культура видоизменилась, но не исчезла, хотя ей это усиленно предрекали, и не стала  массовой, хотя и это прогнозировали. Дело в том, что, приняв постмодернистскую  парадигму, общество лишило рок-культуру ее контркультурного статуса, но вместе с тем приняло и часть тех  установок, которые она несла. Тем  не менее остался достаточно мощный культурный пласт, который уже не революционен сам по себе, но соответствует определенным потребностям.

 

Влияние внутренних и внешних  факторов на развитие процессов в  молодежной субкультуре

 

Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия  своего существования.

 

Изменения молодежной субкультуры  от внешнего политического фактора  определяются колебанием политических режимов правления от жесткого к  мягкому, и наоборот. Любые либеральные общественные изменения, граничащие со вседозволенностью, сопровождаются бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры. Любой режим жесткой политики приводит к резкому уменьшению количества неформальных молодежных объединений, частичному уходу молодежной субкультуры в андеграунд. Вместе с тем умелая молодежная политика и работа с молодежью могут направить выход «пара» в необходимом для правительства направлении.

 

Зависимость от внешних экономических  факторов следующая: колебаниям экономическим  волн соответствуют и колебания  молодежной субкультуры. Всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры  (хиппи, ролевики, рейверы) – показатель экономического благополучия общества: как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с  тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством  молодежной субкультуры. Волны экономического спада, напротив, приводят к стремительному росту «криминогенного» типа молодежной субкультуры (панки, гопники, скинхеды). В основе этого феномена лежат  две причины. Во-первых, в периоды экономического спада происходит обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей. Во-вторых, в периоды экономического спада  возрастает безработица. Это приводит к появлению большого количества физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей. Решить проблемы «криминогенных» субкультур мы сможем лишь после того, как страна войдет в период экономического благополучия.

 

Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, не существует вне базовой культуры индустриально развитого общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур могут быть: 1) усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития, 2) эрозия молодежной субкультуры, могущей привести к ее гибели.

 

Молодежная субкультура  не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя  культура представляет собой некую  цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

 

Вот так и молодежная субкультура 60-х – 70-х гг. ХХ в. почти незаметно растворилась в сегодняшней реальности. 30 – 40 лет назад круг идей 60-х – 70-х годов воспринимался как социальный вывих, граничащий с духовной болезнью. Теперь, когда выдохся эпатирующий и деструктивный дух представителей молодежных субкультур того времени, они влились в общий идеологический поток.

 

Неформальные молодежные объединения

 

Формой, внешней оболочкой, «телом» молодежной субкультуры  являются неформальные молодежные объединения.

 

Неформальные молодежные объединения – это группы, возникшие  на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых  людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с  интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения  создаются добровольно и в  свободное время. Желая сохранить  себя, неформальные молодежные объединения  замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств.

 

Большинство молодых людей  избирает традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что  процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной  молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в  том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками  вхождения в молодежную субкультуру  мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:

 

- в семье (излишний контроль  родителей или предоставление  подростку сверхсвободы);

 

- в формальной группе: несложившиеся отношения с одноклассниками,  учителями;

 

- в результате участия  в локальных войнах, когда молодой  человек приобретает необычный  для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться  в ту мирную жизнь, в которую  возвращается;

 

- в среде безработных,  временно (частично) занятых работой  молодых людей (наличие свободного  времени при одновременном отсутствии  возможности самореализации);

 

- при несоответствии реального  социального статуса уже приступившего  к работе молодого человека  его желаемому (воображаемому)  статусу (к примеру, не признанные  обществом музыканты, поэты, ученые, художники, философы, работающие  дворниками, кочегарами, сторожами).

 

Существуют и другие возможности  попадания молодых людей в  неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток  свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки [20:173 – 183].

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"