Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:10, шпаргалка

Описание

1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
При этом сама социология включает в себя ряд тесно взаимосвязанных наук: социальную философию, теоретическую социологию, прикладную и практическую социологию. Она соприкасается и с другими родственными науками: историей, политологией, этнографией, географией, гносеологией, онтологией, экономикой, психологией, статистикой.

Работа состоит из  1 файл

sociology).docx

— 132.90 Кб (Скачать документ)

14. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа.

Семья - это основанное на браке или родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она  выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Социологи анализируют семью как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить насколько ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные нормы и ценности в различных типах культуры, каким образом происходит социальное регулирование отношений между членами семьи.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

15. Понятие социальной структуры и социальной системы. Основные элементы социальной структуры.

Под социальной системой понимается целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). Социальная система – понятие более широкое, чем социальная структура. Если социальная система – это способ организации взаимодействия всех составляющих ее элементов, то социальная структура выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих воспроизводство и функционирование всей системы. Иными словами, социальная структура образует основу, каркас социальной системы.

Общество как глобальная социальная система представляет собой  сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих  самостоятельную функциональную нагрузку. Выделяют преимущественно следующие  основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и духовную (социокультурную).

При определении социальной структуры общества важно установить ее исходные составляющие элементы. С этой позиции социологи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему социологическими направлениями. Согласно этой модели, основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования – социальные институты, статусно-ролевые группы и т. п. При этом источником изменения социальной структуры выступает доминирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности.

16. Понятие социализации личности.

Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия  на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в  себя ряд этапов, каждый из которых  имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном – имеет принципиально иной характер. Это важно учитывать в условиях современного казахстанского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому государству

17. Этапы социологического исследования.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.Главные элементы рабочего плана отдельного эмпирического исследования можно подразделить на четыре основных этапа.

1.     Проработка проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели.

2.     Разработка инструментария (чаще всего это анкета).

3.     Сбор первичных данных и их обработка.

4.     Теоретический анализ, интерпретация и объяснение данных в соответствии с выдвинутой гипотезой. В заключении следуют практические рекомендации.

Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих  узловых моментов:

методологическая часть:

1.     формулировку и обоснование проблемы,

2.     указание цели, и задач исследования,

3.     определение объекта и предмета исследования,

4.     логический анализ основных понятий,

5.     формулировку гипотез;

методическая (процедурная) часть:

1.     определение обследуемой совокупности,

2.     характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации,

3.     логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на, ЭВМ.

Следует помнить, что разработка данного документа является необходимостью. Часто начинающие исследователи  пытаются работать без четко разработанной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и характере нужного эмпирического материала.  Это приводит к большому объему напрасной работы, большому количеству ошибок. В конце такой работы исследователь неизбежно приходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.

18. Понятие и виды субкультуры. Объясните разницу между понятиями «культура» и «субкультура».

Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры  организаций, социальных групп и т.д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое общество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура.

Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения.

Профессиональная субкультура  образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с  содержанием работы и ролью, которую  в обществе играют её представители. На неё оказывают влияние профессиональное образование подготовка.

Субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей  и (или) противостоять ей. Субкультуры  предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику  своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность.   Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, причёска, бижутерия); манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования).  В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм.

19. Питирим Сорокин о проблеме стратификации в обществе.

Понятие «страта» послужило  основой для развития теории стратификации  общества. Автором этой теории был  американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Он выделяет два способа расслоения общества: одномерная и многомерная стратификация. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религия, профессия, собственность и т.д. ). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастной признак; социально-демографический; профессиональный; расовые общности; объекты и субъекты власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.

Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берется сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:

1.Рабство - закрепощение людей, граничащее с полным бесправием.

2.Касты - группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту.

3.Сословия - своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны.

4.Этнические общности  людей, представляющие собой устойчивые  группы - племя, народность, нация.

5.Социально-территориальные  общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном  разделении труда, стилю, уровню  жизни.

6. Общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.

П. Сорокин в рамках данной проблемы занимался отдельно вопросом о классах. Он считал, что классы возникли в новое время в связи  с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом к товарному капиталистическому производству и борьбой между производителями благ и владельцев средств производства. Ученые активно интересовались классами, но по словам П. Сорокина «класс ускользал от теоретиков». Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда за основу брали много признаков.

20. Структура и исторические типы обществ.

В настоящее время выделяются различные классификации исторических типов общества.  
Так, Гегель выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. В основу его периодизации были заложены критерии, в известной мере отражавшие логику исторического процесса. Одновременно он видел и всю сложность отношений каждого исторического типа с реальностью: разные страны в разной мере воплощают сущностные характеристики того или иного исторического общества.  
К.Маркс выделял общества на основе становления социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем.  
В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. К.Марксу принадлежит заслуга открытия и разработки методологии исследования истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к другому. Он выделял следующие типы общества - Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общностиТаким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

21. Функции и структурные элементы социальных институтов.

Социальный институт — есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.

Каждый институт наделен  множеством функций.

Функция — т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).

Если институт помимо пользы наносит вред обществу — это дисфункция.

Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

-  Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"