Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:10, шпаргалка

Описание

1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
При этом сама социология включает в себя ряд тесно взаимосвязанных наук: социальную философию, теоретическую социологию, прикладную и практическую социологию. Она соприкасается и с другими родственными науками: историей, политологией, этнографией, географией, гносеологией, онтологией, экономикой, психологией, статистикой.

Работа состоит из  1 файл

sociology).docx

— 132.90 Кб (Скачать документ)

Единственная задача самцов-пчел (трутней) – оплодотворять  царицу-матку. В свою очередь, рабочие-пчелы  строят соты, собирают еду, производят пчелиное молоко, регулируют температуру  в улье, чистят и охраняют его, кормят и ухаживают за личинками пчел, царицей-маткой и трутнями. Иными  словами, выполняют всю работу, необходимую  для поддержания жизни улья. В  жизни пчелиного улья на всех уровнях  наблюдается идеальный порядок. Пчелы безукоризненно выполняют  все необходимые работы в улье – от ухода за личинками до обеспечения  всех общих нужд. Поведение пчел схоже на работу организма – определенный механизм. И раз они живут вместе, то это так и останется. В то время как и львы, и коровы, и воробьи, и шакалы свободно могут перемещаться между прайдами, стаями, стадами. Пчела, оказавшаяся вне семьи, пусть даже у нее будет много корма, очень скоро, буквально за несколько часов, умирает.

В этом, наверное, отличие  пчел от данных нам животных. Каждый из них способен на отдельную жизнь, вне досягаемости от своих сородичей, такая изолированность вряд ли приведет к смертельному исходу. Пчелы же настолько приспособились жить вместе, что в своих действиях специализировались й приобрели ранее для них не характерные свойства и качества, полезные в первую очередь всему сообществу. Они уже не могут жить в одиночку

52 Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы:

- муж выполняет  только свои, а жена……..

На мой взгляд, в семье  каждый должен выполнять свои обязанности. Но самое главное определить, что  должна делать жена, а что муж. Мне  кажется, если каждый будет делать то, что он должен в семье будет  гармония, потому, что не будет повода для скандала и разборок. Если же муж не выполняет свои обязанности, а жена выполняет  это может грозить разводом. Так как мы живем в стране, в которой менталитет диктует, что мужчина в семье главный -он кормилец, добытчик, хозяин, то невыполнение своих обязанностей сулит ему потерять свой статус в обществе и глазах жены. Если же муж делает все, а жена нет- это будет скандал. Так как мужчины такие существа, которые думают немного вперед. И поэтому они стараются переделать женщин под себя и на это им надо время, и скандалом они добиваются своего. А если обменяться своими обязанностями -это конфликт в обществе. Уклад  жизни сегодня не может позволить мужчине сидеть дома, готовить борщи, стирать и убирать. А женщине Зарабатывать деньги, работать на заводе и крутить гайки. Менталитет опять же нам этого не позволяет,  хотя женщины уже сегодня берут на себя много обязанностей.

53 Представьте себе жизнь первобытных людей. Вспомните прочитанную литературу……

Прежде всего это связано с дифференциацией положения мужчин и женщин в самом обществе. Так, для мужчины главное было просто обеспечить пропитанием свою общину, в то время как женщины (ну это скорее всего) понимали саму суть нужды в пище в целом. Каждый из них видит разные итоги результатов труда, что считает возможным и правильным, то и отдает. Потому что всегда было и будет такое, что логика и мышление у мужчин и у женщин – это два разнополярных заряда, да и сама физиология определила сам род деятельности. Охота являлась более разнообразной и физически трудной деятельностью. Она потребовала большего профессионального мастерства, нежели собирательство. Правда, и там надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилучшего сбора.

В одежда мужчины выполняла в своем роде и защитную функцию, но она была толстой и тяжелой, у женщины же она не должна была приносить неудобств. Совместная деятельность людей предполагает согласование усилий отдельных индивидов для достижения общего результата. Так формируются единые для всех членов сообщества правила поведения - социальные нормы. В течение длительного времени в первобытных сообществах формируются системы социальных норм, регулирующих производственно-распределительные, семейные, религиозные, морально-этические и иные взаимоотношения. Отметим чрезвычайную жестокость нравов и традиций первобытного общества с позиций современной цивилизации, обусловленную суровыми условиями борьбы за существование. Голод, болезни, хищники, неопределенность завтрашнего дня заставляли первобытного человека с животной яростью цепляться за жизнь. Обычными были каннибализм, инфантицид (умерщвление слабых, больных, стариков), принудительное регулирование рождаемости, кровавые жертвоприношения, агрессия по отношению к конкурирующим человеческим сообществам.

54 Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки…..

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. В связи с этими трудностями вполне вероятно, что один и тот же поступок может считаться одновременно девиантным и недевиантным; более того, один и тот же поступок (например, вызов, брошенный Жанной д'Арк католической церкви) мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений. Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение - например, изнасилование и убийство. Но на этой основе еще труднее дать точное определение девиации. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны. Поэтому дать какой-либо поступок окружающего меня человека невозможно. Ну если проявлением легкой степени девиации можно привести поведение моей одногруппницы. У нее имеется привычка на всех кидаться и кусаться, но все это происходит в шутливой форме. И она совершенно безопасна

55 Иногда можно слышать такое суждение: нужен «жесткий закон» для того, чтобы покончить с……

Преступность настолько  захлестнула мир, что, наверное, нет  человека, который не столкнулся бы с ней. Причем характер преступлений изменился. Преступления совершают  люди, от которых этого никак не ожидаешь.

Сегодня подростки  приходят в школу с оружием  и начинают расстреливать своих  одноклассников и учителей. Учителя  и священнослужители растлевают детей. Дети убивают своих родителей, чтобы завладеть их имуществом. И  этот список можно продолжать бесконечно. Даже в странах, где раньше люди могли  чувствовать себя безопасно, сегодня  происходят ужасные преступления, которые  шокируют весь мир.

В связи с этим возникает вопрос, а эффективны ли методы борьбы с преступностью, если преступлений становится все больше? Меняют ли преступников меры наказания? Очевидно, что общество борется не с причиной этой болезни, а только лишь с последствиями.

Но никакой закон не сможет остановить преступность, пока уровень жизни людей в смысле обеспеченности материально будет такой как сейчас, и пока коммунальные сферы , и всякие сферы обслуживания и правоохранительные органы, и органы власти будут работать как сейчас. Человек эгоистичное существо, и оно будет поступать так, чтобы принести для себя наибольшую выгоду и не о чем не беспокоиться. Но и даже если все будет в порядке, то заиграет элементарная жадность. Но, не стоит думать, что однажды встав на путь преступности, человек уже никогда не исправится. Человек может в корне измениться, если исправит свое мышление. Важно корректировать свое мышление и не подстраивать его под постоянно меняющиеся человеческие ценности. Если человек верующий, хорошо, если он возьмет за образец неизменные нормы Бога для людей. Есть много примеров тех, кто нашел в себе силы измениться к лучшему даже после долгого пути преступности.

56 Назовите и охарактеризуйте глобальные социальные проблемы современности.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

- возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

- возможность всемирной экологической катастрофы;

- духовно-нравственный кризис человечества. 

Меры по предотвращению войны  и военных действий были разработаны  уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов. Терроризм в современности также приобретает характер глобальной проблемы. Особенно при наличии у террористов смертоносных средств или оружия, способных уничтожить огромное количество ни в чем не повинных людей. Терроризм - это явление, форма преступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая его жизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютно недопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшим преступлением. Другой объективный источник терроризма, наряду с национальным, -- это неравномерность экономического и социального развития в разных регионах и странах мира. Продолжающаяся политика неоколониализма и эксплуатации в скрытой форме - вот основной источник международного терроризма сегодня.

Начинается экологическая проблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их с неизбежностью. 

Демографическая проблема между тем существует и она противоречива, имеет противоположный характер для разных стран: в Китае - перенаселение, в РК - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни.  Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн. человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год.

57 Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно….

Любая позиция является правильной. Это очевидно если человек не будет предпринимать каких-либо действий, стремиться к лучшему, иметь терпение – то и не следует мечтать конечно, что богатство не свалится тебе на голову с неба или какой-нибудь далекий родственник оставит тебе огромное наследство. Жизнь вот в таких грезах и мечтах наоборот только усугубит положение. Но и внешнее воздействие оказывает ощутимую роль, да, человек умен и сообразителен, он вообще способен достичь многого, но нет условий : кризис, катастрофа и др – что ж тогда делать?

Но все же склоняюсь  первый вариант более справедливый, при желании человек может и горы свернуть, главная постоянная работа над собой, умный человек может и  из кризиса сделать деньги, у китайцев к примеру вообще такого слова нет. Для достижения какой либо цели необходимо сумасшедшее желание. Мы хотим петь, мы поём, хотим танцевать танцуем, так почему бы не направить свой сумасшедший потенциал на достижение цели!!один философ сказал - мы сами делаем себя несвободными, т е главное в свободе- это свобода внутри себя и если освободиться от всех людских соблазнов и осознанно идти к поставленной цели, перепрыгивая все эмоциональные преграды можно сделать невозможное. Гении делятся на два вида: гении от природы и гении сделавшие себя сами! Не откладывайте свои дела на завтра, живите в отсеке сегодняшнего дня, не бойтесь ошибок, а учитесь на них и мир упадёт к вашим ногам

58 Что означает выражение Бергера «видеть сквозь фасад» и какими примерами он его поясняет?

Бергер утверждает, что социологический подход включает в себя процесс «видения сквозь фасад» социальных структур - процесс, который можно проиллюстрировать примерами повседневного опыта людей, живущих в больших городах. Примерами этого  как социология «заглядывает за фасады» социальных структур могут служить : Возьмем политическую организацию какого-либо местного сообщества. Если кто-то захочет выяснить, как управляется современный город, то он легко получит об этом официальную информацию: у города непременно есть устав, соответствующий законам гос-ва, прочитав городские газеты, можно составить представление об официально признанных политических проблемах города. Все это постоянно происходит, так сказать, на видимом, официальном, публичном уровне политической жизни. Но конечно же Социолог обязательно захочет понять основу «неформальной структуры власти», т.е. такую картину взаимопереплетения людей и их властных возможностей, которую нельзя отыскать ни в каких статутах и о которой, пожалуй, не вычитаешь даже в газетах. Или возьмем пример из экономической жизни. Управляющий персоналом какого-нибудь промышенного предприятия будет с наслаждением вычерчивать вам яркие красочные схемы, которые, якобы, демонстрируют управление производственным процессом: здесь каждый знает свое место. В реальности же всегда все бывает иначе, и хорошие управляющие это прекрасно знают. На официальную схему организации накладывается более запутанная, и едва различимая сеть межгрупповых отношений, привязанностей, предрассудков, антипатий и (что еще важнее) поведенческих кодов.

Возьмем пример из нашей жизни. В школе все всегда знают, когда  приедет комиссия, и к этому  моменту все словно преображается, школа вмиг становится гипер-образцовой. Форма у всех поголовно, учебники обеспечены полностью, бухгалтерия в наилучшем виде. Но конечно же все это фасад для отвода глаз.

59 В чем, согласно Бауману, состоит предмет социологии, и чем он отличается от других смежных наук?.......

Социологическая теория постмодерна  должна освоить неодетерминистский характер новых социальных реалий. У них весьма слабые связи с прошлым историческим развитием, и они не обладают способностью детерминировать будущее.

В самых общих чертах социология постмодерна включает в себя следующее:

1. Её предметом является  сложная непредсказуемая общественная  система, прежде всего, в виде  потребительского общества.

2. Изучение разнообразных  агентов, которые практически  не зависят друг от друга  и в целях достижения своих,  свободно выбираемых целей, стремятся  преодолеть централизованный контроль.

3. Она исследует хаотическое  пространство и хроническую неопределенность, состояние беспокойства, в котором  оказываются интеллектуалы интерпретаторы.

4. Изучение идентичности  агентов, которая постоянно изменяется, но не развивается в определенно  ясном направлении.

5. Она изучает то, как  люди относятся к своему телу, имея в виду как воздействие внешних институтов, так и внутреннее выражение свободы.

6. С учетом того, разнообразные  агенты практически не зависят  друг от друга, тем не менее,  исследуются их временные выборы, объединения, распады связей, о  чем свидетельствуют символические признаки, которые и могут быть предметом изучения.

7. Она исследует символические  признаки, которые в условиях  неопределенности выражают определенную  значимость для определенных  категорий агентов.

8. Особую значимость приобретает  исследование знания, которое в  условиях постмодерна знаменует  свободу доступа к жизненным  ресурсам и возможность их  выбора. Знание также становится  одним из основных источников  конфликта, нацеленного на перераспределение  ресурсов среди агентов.

Постмодернистское мышление, по существу, предполагает принятие амбивалентности  как естественного положения  вещей. Поэтому это мышление толерантно, ибо оно принимает существование различий как естественную данность.

Утверждение толерантного мышление тем более необходимо в виду появления  и сосуществования многочисленных сообществ, которые функционируют  относительно самостоятельно и отнюдь не проявляют тенденцию к солидарности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"