Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:10, шпаргалка

Описание

1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
При этом сама социология включает в себя ряд тесно взаимосвязанных наук: социальную философию, теоретическую социологию, прикладную и практическую социологию. Она соприкасается и с другими родственными науками: историей, политологией, этнографией, географией, гносеологией, онтологией, экономикой, психологией, статистикой.

Работа состоит из  1 файл

sociology).docx

— 132.90 Кб (Скачать документ)

Социология, как и ряд  других наук, вышла из философии. Социология не является философской наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, опирается на общефилософские законы, Т.е. законы, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.

В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией.  
   По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в анализе поведения работника при решении всех без исключения экономических, организационных, технических, управленческих и т.п. задач, связанных с функционированием форм собственности.  
   Правовыми науками также накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры.

7. Социологические взгляды  Э.Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии  социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а  также к объяснению всех феноменов  общественной жизни исключительно  с социологических позиций. В качестве главных методологических принципов социологии Дюркгейм выделял:  
- принцип эмпиризма и объективизма в изучении соци-альных явлений

-признание специфичности  и автономности социальной реальности; 

- приоритет социальной  реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.  
Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии. 

Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного). Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов

Переход от механической к  органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным  фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций.

 

 

 

 

8. Социологические взгляды М.Вебера.

Свою социологию Вебер  называл «понимающей», поскольку  она призвана раскрыть смысл поведения  людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил  в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут  быть глубоко осмыслены такие  сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др.

Разрабатывая теорию социального  действия, Вебер использовал введенное  им понятие «идеальный тип», ставшее  центральным в его методологии. «Идеальный тип» – это мыслительная, логическая конструкция, с помощью  которой исследователь должен изучать  явления (через определение степени  отклонения этих явлений от данного  «идеального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия:

- целерациональное действие– действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

-ценностно-рациональное действие– действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом.

-традиционное действие – действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями.

- аффективное действие – действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. д.

Вебер считал, что по степени  распространения того или иного  типа социального действия можно  судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что  в архаичных, примитивных обществах  преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах – ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия.

9. Виды социологического опроса и их характеристика.

Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).  
При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований: 1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы); 2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам; 3) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать 
Типы вопросов анкеты:  
1) открытые (с вариантами ответов)  
2) закрытые (без вариантов ответов)

Интервьюирование Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:а) вопросов без ответов при нем практически не бывает; б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций; г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость  большого числа интервьюеров, невозможность  его использования в ситуациях  краткосрочных массовых опросов.

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность  вопросов, преобладание закрытых вопросов.

Телефонный опрос Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки.

10. О.Конт – родоначальник социологии

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая – законы социального развития.

В рамках социальной статики  Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и  религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция –  воспитание молодого поколения в  духе альтруизма, преодоления эгоистических  наклонностей человека. Государство  выступает как блюститель общественного  порядка, согласующий интересы различных  социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального  порядка: рушится вера – распадаются  и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций  с их «анархией умов».

Социальная динамика –  это позитивная теория общественного  развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации  с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Социологические взгляды  Г.Спенсера

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников  социал-дарвинизма и идеолог либерализма.

Центральное понятие мировоззренческой  концепции - понятие эволюции, которое  он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого  общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может  стать наукой только тогда, когда  признает идею природного эволюционного  закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

Эволюция по Спенсеру достигается  средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и  специализации, от текучести к статике  и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории  человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат  три фактора:

1) Однообразие создает  условие для нестабильности. Т.е.  процесс развития отягощается  особенностями самой социальной  жизни. В процессе развития  общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция  к углублению неравенства.

3) Люди, занимающие одинаковое  положение, как правило, стремятся  к объединению, поскольку общество  начинает делиться на фракции.

В результате дифференциации появляются границы.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение  к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам  приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

12. Понятие научной проблемы. Проблемная ситуация

Научная проблема — это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения. В проблеме соединяется ее эмпирическая и теоретическая основа.

Проблемная ситуация – это:

  1. Предварительная постановка изобретательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи.
  2. Ситуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно.

Классификация проблемной ситуации проводится прежде всего по таким основаниям, как уровень описания (эмпирическое, теоретическое, методологическое) и тип деятельности (естественная: человек - система природы, социальная, техническая, познавательная), в рамках которой существуют как потребности, так и средства их удовлетворения.

К социальным проблемам современного общества относятся следующие:  
- глобальный энергетический кризис; 
- демографический взрыв, практически неконтролируемый рост рождаемости в странах Африки, в Индии, в КНР и еще ряде других; 
- различные формы ядерных катастроф; 
- проблема производства продуктов питания в количестве, достаточном для того, чтобы прокормить все человечество, тем более растущее;  
- проблема помощи бедным странам и народам; 
- проблема нехватки на планете питьевой воды; 
- проблема практически полного отсутствия медицинской помощи населению большого числа стран.

13. Цель социологического исследования

Цель-   общая   направленность    социологического    исследования,

определяющая его характер и ориентацию  (теоретическую  или  прикладную) Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения выделим наиболее часто используемых два типа исследований: 
1.Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее. 
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.  
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"