Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 107.80 Кб (Скачать документ)

Второй линией интерпретации  значилась идея о существовании  внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и  обозначились. Мэйо сделал вывод не только о наличии неформальной структуры  в бригадах, но и о возможности  использования ее как фактора  воздействия на бригаду в интересах  компании. 

Теоретическое значение открытий Э. Мэйо состоит в получении  нового факта – существования  в малой группе двух типов структур, требующих изучения. 

Школа «групповой динамики»  связана с именем К. Левина. Главное  положение его теории поля – идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает  структура, в которой совершается  поведение, ее К. Левин назвал полем. 

Центральная идея теории поля состоит в изучении социального  поведения через познание психологических  и социальных сил, его детерминирующих. 

Важнейшим методом  анализа психологического поля явилось  создание в лабораторных условиях групп  с определенными характеристиками и последующее их функционирование. Совокупность этих исследований называлась групповой динамикой. Основная проблематика сводилась к следующему: 

1) какова природа  групп; 

2) каковы условия  их формирования; 

3) какова их взаимосвязь  с индивидами и с другими  группами; 

4) каковы условия  их успешного функционирования. Большое внимание было также  уделено проблемам образования  характеристик группы: сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов  и групповых целей. 

Другая идея К. Левина – идея валентности. Этим понятием К. Левин объяснял направленность индивида в жизненном пространстве: позитивная валентность обеспечивает устремление  индивида в определенный район силового поля, негативная валентность –  движение в противоположную от него сторону.

28. Лидерство и  руководство в группах  

Лидерство и руководство  рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные  с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем  понимается человек, оказывающий ведущее  влияние на группу: лидер – в  системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство –  это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. 

Выделяют два аспекта  власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми  полномочиями руководителя, а психологический  определяется личностными возможностями  руководителя воздействовать на членов группы. 

Различия между  лидером и руководителем: 

1) лидер регулирует  межличностные отношения, а руководитель  – формальные. Лидер связан только  с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации; 

2) лидер является  представителем своей группы, ее  членом. Он выступает как элемент  микросреды, в то время как  руководитель входит в макросреду, представляя группу на более  высоком уровне социальных отношений; 

3) лидерство является  стихийным процессом в отличие  от руководства. Руководство выступает  как явление более стабильное, нежели лидерство; 

4) руководитель в  процессе влияния на подчиненных  имеет значительно больше санкций,  чем лидер. Он может использовать  формальные и неформальные санкции.  Лидер имеет возможности использовать  только неформальные санкции; 5) различие  между лидером и руководителем  связано с процессом принятия  решений. Для их реализации  руководитель использует большой  объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. 

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства  рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство  – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. 

При этом лидер может  быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

29. Теории и стили  лидерства  

Среди социологических  теорий лидерства можно выделить несколько. 

Теория черт поддерживает идею о том, что лидерство –  феномен, рождаемый специфическими чертами лидера (харизма – одаренность, которая производит особое впечатление  на людей). 

Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Типы социальных ситуаций: 

1) внезапные критические  ситуации; 

2) критические повторяющиеся,  предсказуемые ситуации; 

3) типичные повторяющиеся  ситуации (обычно не предполагают  наличия лидера); 

4) типичные повторяющиеся  конвенциональные ситуации; 

5) групповые ритуалы. 

Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей. Лидер не может существовать без  социальной группы. В связи с этим необходимо изучать интересы группы. 

В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей была разработана  комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий. 

Лидерство рассматривалось  как эффект нереализованных в  социальной жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд). Популярность обрели теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого  среднего уровня. 

Стиль лидерства  – это типичная для лидера система  приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). 

К. Левин выделил  три стиля лидерства. 

Авторитарный проявляется  в жестких способах управления, руководитель сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. 

Демократический стиль  отличается коллегиальным обсуждением  проблем в группе, поощрением руководителем  инициативы подчиненных. Попустительский  стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций. 

Каждый стиль имеет  свои достоинства и недостатки. 

При авторитарном стиле  качество решений руководителя зависит  от информации, которой он обладает. Однако руководитель не всегда владеет  достаточной информацией для  принятия решений. Авторитарный стиль  предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками. 

При демократическом  стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений  и делает их более адекватными. Однако само принятие осуществляется медленнее. 

Попустительский стиль  встречается реже. При таком стиле  группа существует самостоятельно и  сама определяет основные направления  своей жизнедеятельности. Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются  на все три стиля в зависимости  от условий деятельности.

30. Теории и функции  референтной группы  

Референтная группа – группа, к которой индивид  относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит системой отсчета  для оценки себя и других. 

В основе теорий референтной  группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном  другом», через которое осуществляется воздействие общества на индивида. 

Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений  личности о собственном имущественном  статусе по сравнению со статусом других людей. 

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой  индивид причисляет себя психологически», и поэтому разделяет ее цели и  нормы. Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие  группы, нормы и ориентации которых вызывают у него стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая, которая вызывает стремление выступить против нее. 

В качестве референтной  группы могут выступать самые  разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные  группы, большие и малые группы и т. д. 

Каждый индивид  имеет несколько референтных  групп, на которые он ориентируется. 

В 1952 г. Г. Келли выделил  функции референтной группы: нормативную  и сравнительно-оценочную. Первая функция  определяет стандарты поведения (групповые  нормы) и заставляет индивидов следовать  им. 

Вторая функция  является тем эталоном для сравнения, с помощью которого индивид может  оценивать себя и других. Обе функции  могут выполняться одной и  той же группой: как группой членства, так и внешней группой. 

Нормативная функция  вызывает желание у индивида знать  отношение нормативной референтной  группы к себе. 

Сравнительная референтная  группа вообще может не иметь об индивиде никакого представления –  индивид сам дает оценку себе и  другим на основе эталона. Р. Мертон выделил  условия, при которых индивид  скорее выберет в качестве нормативной  референтной группы не группу членства, а внешнюю группу: 

1) если группа  не обеспечивает достаточного  престижа своим членам; 

2) если индивид  изолирован в своей группе, и  имеет низкий статус в ней; 

3) чем больше социальная  мобильность в обществе и, следовательно,  больше возможностей у индивида  изменить свой социальный статус  и групповую принадлежность, тем  более вероятно, что в качестве  референтной группы он будет  выбирать группу с более высоким  социальным статусом.

31. Динамические процессы, протекающие в группе  

М. Робер и Ф. Тельман  определяли групповую динамику как  процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает  напряжение между ними. 

По определению  К. Левина, групповая динамика –  это дисциплина, исследующая положительные  и отрицательные силы, которые  действуют в данной группе. 

Если рассматривать  группу как целое, то закономерности групповой динамики можно объяснить  действием двух законов: 

1) целое доминирует  над его частями. Группа –  это не просто сумма индивидов:  она модифицирует поведение своих  членов; 

2) отдельные элементы  объединяются в целое. 

Не сходство, а  взаимосвязь членов является основой  для формирования группы. Понятие  групповой динамики включает основные элементы: цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы и дополнительные элементы: создание подгруппы; отношения личности с  группой. Выделяют три механизма  групповой динамики: 

1) разрешение внутригрупповых  противоречий – конфликта; 

2) «идиосинкратический  кредит» – когда группа дает  разрешение на девиантное поведение  отдельным ее членам во имя  достижения поставленных целей; 

3) психологический  обмен. 

Малая группа может  рассматриваться в трех качествах: как среда для изменения членов группы; как объект изменений; как  агент изменений. 

Характер изменений, которые происходят в малой группе, можно проследить при рассмотрения проблем развития группы. 

Каждая группа может  по-разному реализовать общую  модель развития: демонстрировать отклонения или просто распадаться в случае не достижения поставленной цели. 

Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели понятие «социализация  группы», которое рассматривает  процесс группового развития. 

Критерии, на основе которых можно сравнивать различные  стадии в развитии группы: оценивание целей группы; обязательства группы по отношению к членам; преобразование ролей членов группы (степень включенности членов группы). Введено понятие  «стадий» (периодов) развития группы, которые  различаются по набору критериев. Каждая стадия связана со сменой состава  группы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"