Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 107.80 Кб (Скачать документ)

Развитие рассматривают  в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры  психики осуществляется в ходе биологической  эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в  течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти. 

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение. 

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального  развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий  на динамику психических процессов  человека. Определены два уровня психических  процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут  быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и  пластичность. 

Сложность проявляется  в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно  выделенных частей и связей между  ними. Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов  филогенетического развития человека с результатами онтогенетического  развития на уровне психических процессов. 

Социальность ВПФ  определяется их происхождением. Они  могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. 

Опосредованность  ВПФ наблюдается в способах их функционирования. 

Произвольными ВПФ  являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции  и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный  результат, анализируя свой опыт, корректируя  поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид  способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. 

Пластичность ВПФ  представляет собой их способность  к относительно устойчивому существованию  вне зависимости от некоторых  повреждений.

6. Основные стереотипы  понимания социального развития  

В наше время достаточно широко распространены 

стереотипы понимания  социального развития человека, часто  декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации. К ним относятся: 

1) стереотип ограничения  возраста социального развития; 

2) стереотип абсолютизации  детства; 

3) стереотип абсолютизации  факторов предопределенности; 

4) стереотип абсолютизации  задатков и способностей; 

5) стереотип неограниченных  возможностей человека. 

Рассмотрим суть первых двух стереотипов. 

Стереотип ограничения  возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения  результатов исследований в области  детской и возрастной психологии. 

На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности. Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны. 

Получило распространение  мнение, что человек развивается  до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания. Это не совсем так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное. Те или иные формы  развития преобладают на разных возрастных этапах жизни. Доминирование физического  развития сменяется преобладанием  интеллектуального, затем социального  и духовного. Творческая активность личности рассматривается современной  психологией как наиболее благоприятное  условие долгой и продуктивной жизни. 

Взрослый человек  интересен современной психологии не менее, чем ребенок. Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрагогика – наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых. 
 

Второй стереотип  понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. Это стереотип абсолютизации  детства. 

Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются  все предпосылки развития личности. Детство столь значительно определяет многие направления социального  развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация  на первый взгляд кажется правильной. 

Особое влияние  на представления о значении детства  оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна. Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском  возрасте.

7. Процессы самосознания  и самоосознания личности  

Люди способны справляться  с трудностями. Это возможно потому, что в каждом случае человек действует  в соответствии с собственной  оценкой ситуации. 

Джордж Мид утверждал, что каждый человек способен сформировать «я-образ» – он может представить, как выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, чего ждут от него другие участники. 

Бывают моменты, когда  самосознание очень остро. Иногда самосознание почти полностью отсутствует. В  большинстве случаев люди находятся  между этими двумя крайностями. 

Человек особенно ясно сознает себя в кооперации с другими, где люди зависимы друг от друга, становится особенно восприимчив к их взглядам. Формирование «я-образов» является распространением приспособительной тенденции. 

По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен потому, что  действия людей по отношению к  самим себе того же порядка, как и  их действия по отношению к другим людям. По З. Фрейду, чувство вины может  рассматриваться как форма самонаказания. 

Самоконтроль невозможен без «я-образов». Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок. 

Самосознание служит защитой от импульсивного поведения. 

Сущность полоролевой  идентификации индивидов – усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных  для людей опреде 

ленного пола. В процессе первичной социализации индивид  усваивает нормативные представления  о соматических, психологических, поведенческих  свойствах, характерных для мужчин и женщин. 

В традиционных обществах, полоролевая идентификация отличается четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности) и  фемининности (эталон женственности). 

Для обозначения  людей, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологические  качества, американский психолог С. Беем ввел понятие андрогинии. 

Половые различия между  мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются как гендерные различия, или ген-дерные социальные роли. В  противоречивых условиях современной  социализации появляются негативные социально-психологические  явления. Нарушения по-лоролевой  идентификации возникают чаще всего  при неправильном воспитании. Иногда на процессы поло-ролевой идентификации  может негативно повлиять мода. 

Полоролевая идентификация  сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого  поведения, подражание, конформизм и  др.

8. Социальные дистанции  

Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями. 

Первичные – интимные контакты лицом к лицу. В изучении социальной дистанции важна степень  психологической близости, которая  способствует легкости, спонтанности взаимодействия. 

Социальное взаимодействие – это скорее взаимодействие персонификаций, чем реальных личностей. Создание персонификаций основывается на том, что известно относительно данного индивида. Взаимодействие строится на предположениях, которые делает один участник относительного другого. 

Если социальная дистанция значительна, человек  видит в другом частный случай определенной социальной категории. Во вторичных отношениях особенности личности партнера либо не относятся к делу, либо имеют второстепенное значение. 

Социальная дистанция  достигает максимума в ситуациях, где каждый человек держится «себе  на уме». 

Вежливость –  способ скрывать собственную личность. Коммуникации в таких обстоятельствах  большей частью символичны и формальны. 

Некоторые социологи  осуждают вторичные контакты как  нежелательные. Но большинство вторичных  отношений не являются недружественными. 

Во взаимоотношениях, где социальная дистанция минимальна, представление о другом человеке высоко индивидуализировано, и при  контактах с ним принимаются  в расчет его идеосинкратические черты. В таких случаях создаются  уникальные персонификации. Если во вторичных  отношениях о человеке становится известно только то, что существенно для  выполнения определенного действия, то в первичных отношениях каждый знаком со взглядами и реакциями другого во многих различных ситуациях. При сходных обстоятельствах различия в проведении обычно обусловлены различиями в определении ситуаций. По мере того, как люди ближе узнают друг друга, они в состоянии говорить более искренне и благодаря этому лучше понимают картину мира каждого. Чем полнее один человек понимает своеобразие другого индивида, тем легче ему себя с ним идентифицировать. 

При вторичных контактах  взаимоотношения людей часто  основываются на взаимной полезности. Если люди постоянно общаются и добросовестно  исполняют конвенциальные роли, это  необязательно ведет к сокращению социальной дистанции. 

Многие социологи  вслед за Ч. Кули подчеркивали важность контактов лицом к лицу. Такие  контакты способствуют сокращению социальной дистанции, так как облегчают  «чтение» выразительных движений. Символические  коммуникации создаются намеренно  и контролируются сознанием; они  предназначены для того, чтобы  произвести определенное впечатление. Но экспрессивные движения не поддаются  контролю.

9. Факторы просоциального  и агрессивного поведения  

Просоциальное поведение  – действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной  пользы для людей, их совершающих. Латанэ и П. Дар-ли обрисовали пять ступеней выбора перед решением оказать помощь. На каждой стадии наиболее простой выбор – не делать ничего и не оказывать помощи. 

Шаг 1 Наблюдатель  должен осознать чрезвычайность ситуации. 

Шаг 2 Правильная интерпретация  ситуации как чрезвычайного происшествия. 

Шаг 3 Ответственность  за действия. Распределение (диффузия) – одно из объяснений пассивности  сторонних наблюдателей. 

Шаг 4 Знать, что делать. 

Шаг 5 Принятие окончательного решения об оказании помощи. 

Даже при всех положительных ответах наблюдатель  не решиться оказать помощь из-за опасения негативных последствий. 

Причины просоциального поведения: выделяют эгоистические  и бескорыстные мотивы поведения. 

Бескорыстная мотивация  – сопереживание приводит к помощи. 

Эгоистическая мотивация: 

1) оказание помощи  для того, чтобы почувствовать  себя лучше (модель облегчения  негативного состояния); 

2) помогать, потому  что результативное действие  приятно (гипотеза эмпатического  удовольствия); 

3) оказание помощи  похожим на нас людям с целью  сохранения общих генов (модель  генетического детерминизма). 

Агрессия – намеренное причинение какого-либо вреда другим людям. 

Теории агрессии 

1. Люди совершают  насилие, потому что это заложено  в их природе. 

2. Агрессию порождает  сильное стремление к смерти (З.  Фрейд). 

3. Агрессия провоцируется  животным инстинктом борьбы (К.  Лоренц). 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"