Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 107.80 Кб (Скачать документ)

Каждый индивид  выполняет не одну, а несколько  социальных ролей. 

Выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д. 

Межличностные роли регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.). Среди  индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли, когда каждый человек выступает  в своеобразном социальном амплуа –  наиболее типичном индивидуальном образе. 

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли исполняются в данный момент времени; латентные – не проявляются  в актуальной ситуации. По способу  усвоения роли делятся на предписанные и приобретенные, которые субъект  усваивает в процессе социализации. 

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностныхотношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой  устанавливается широчайший диапазон отношений. 

Способ получения  роли зависит от того, насколько  неизбежной является данная роль для  человека. Одни роли определяются возрастом  и полом человека и не требуют  усилий для их приобретения. Другие роли достигаются или даже завоевываются  в процессе жизни человека. 

Каждая роль несет  в себе определенные возможности  эмоционального проявления ее субъекта. Экс-пектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или  иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации. 

Формализация определяется спецификой межличностных отношений  носителя данной роли. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. 

Это происходит, когда  люди взаимодействуют некоторое  время и отношения становятся относительно устойчивыми. 

Мотивация зависит  от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе  своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

15. Интерпретации  социальных ролей и их влияние  на развитие личности  

При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как: 

1) фиксация определенного  положения; 

2) функция, нормативно  одобренный образец поведения; 

3) общественно необходимый  вид социальной деятельности  и способ поведения личности  определяется общественной оценкой  (одобрение, осуждение и т. д.); 

4) обобщенный способ  выполнения определенной социальной  функции; 

7) существующая в  обществе система ожиданий относительно  поведения индивида; 

8) система специфических  ожиданий, собственная модель своего  поведения; 

9) открытое, наблюдаемое  поведение индивида; 

10) представление  о предписанном шаблоне поведения; 

11) предписанные (характерные)  действия; 

12) набор норм. 

Т. Шибутани полагал, что упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью  выполнения человеком тех или  иных социальных ролей, которые связаны  с правами и обязанностями. 

Обязанность – это  то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости  от его желания. 

Обязанности всегда сопровождаются правами. Дисбаланс  между правами и обязанностями  может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта  изучения: ролевое ожидание и ролевое  исполнение. 

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более он приспособлен к жизни. Процесс развития личности часто  выступает как динамика освоения социальных ролей. 

В психотерапии существует соответствующий метод коррекции  поведения – имаготерапия. Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль (метод психодрамы Д. Морено). 

Развивающаяся личность вносит в исполнение социальной роли индивидуальное своеобразие. Ролевое самопроявление всегда определяется и внутренней структурой психики – экстериоризацией, сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. 

Д. А. Леонтьев выделил  два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический  аспект включает в себя восприятие сущности роли (через механизм подражания). Смысловой – связан с отношением человека к собственной роли. 

Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности  усвоения роли, проблема неприятия  роли, проблема нарушения меры в  ее усвоении. 

Роль может быть средством достижения определенной цели, а может и сама стать целью, конечным результатом, к которому стремится  субъект. Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку  способствует его развитию.

16. Ролевые конфликты  

Ролевой конфликт –  ситуация, в которой индивид, имеющий  определенный статус, сталкивается с  несовместимыми ожиданиями. 

В ролевых теориях  принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Кмеж-ролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много  различных ролей, и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям  этих ролей, либо потому что для этого  у него нет достаточно времени  и физических возможностей, либо различные  роли предъявляют ему несовместимые  требования. В исследованиях межролевого  конфликта следует выделить работу американского социального психолога  У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого  конфликта и предлагает способы  снятия этой напряженности. Для этого  надо освободиться от ряда ролей, а  затрату времени и энергии  на выполнение остальных поставить  в зависимость от значимости данной роли для индивида. 

Когда речь идет о  межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность. 

Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям  одной роли разными социальными  группами. 

Классическим в  данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено  среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов  колледжа. 

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых  конфликтов. Одна из таких концепций  – теория ролевой напряженности  У. Гуда. 

Сходный подход можно  обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к  проблеме устранения ролевых конфликтов. 

Первая связана  с субъективным отношением к роли ее исполнителя. 

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены  за исполнение или неисполнение роли. 

К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых  они выделяют две: ориентацию на моральные  ценности и прагматическую ориентацию. 

Исходя из анализа  этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

17. Понятие и виды  общения  

При всех групповых  действиях участники выступают  одновременно в двух качествах: как  исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры. 

Шаблон межличностных  отношений создает матрицу, которая  накладывает ограничения на то, что  каждый человек может или не может  делать. 

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают  более устойчивые ориентации. 

Каждая сторона  в системе межличностных отношений  связана рядом особых прав и обязанностей. 

В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных  ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип  обращения. 

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений. 

В каждой организованной группе существует общее понимание  того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие  в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую. 

Общение – процесс  взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся  обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним  из условий формирования и развития общества и личности. 

Выделяют три аспекта  общения: передача информации (коммуникативный  аспект общения); взаимодействие (интерактивный  аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным  и массовым. 

Непосредственное  общение – это общение лицом  к лицу; происходит не только речевое  общение, но и общение с помощью  невербальных средств. 

Непосредственное  общение может быть формальным и  межличностным. Непосредственное общение  реально только для малой группы, в которой все субъекты лично  знают друг друга. 

Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или  расстоянием. 

К особому виду общения  относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. 

Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

18. Уровни и функции  общения  

Самый примитивный  уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для  поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Иногда этот уровень обозначают как  конвенциональный (конвенция – «соглашение»). 

Следующий уровень  общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер. 

Личностный уровень  общения характеризует такое  взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию  и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень  характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. 

Функции общения  определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, критерию самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добро-вич); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др. 

Если рассматривать  общение в определенной системе  отношений, то можно выделить группы функций. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"