Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 107.80 Кб (Скачать документ)

41. Психология нации  

Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся наличием слабых контактов между  представителями. 

В мировой истории  людей классифицировали на расы и  этносы. Этнос – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство. 

Существуют две  формы этнической общности людей: племя (в основе – родовые отношения) и нация (в основе – социальное неравенство). 

Национальная психология – имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что  есть у представителей целой нации. 

Национальная психология – результат длительного развития, в котором задействованы факторы: 

1) историческое развитие  этнической общности; 

2) возраст этнической  общности (свидетельствует о длительности  формирования национальной психики  людей). 

Структура национальной психологии – совокупность национально-психологических  явлений, включающая системообразующие  и динамические компоненты. 

К системообразующим  относят: национальное самосознание (осознание  своей принадлежности к определенной этнической общности); национальный характер (совокупность психологических черт представителей этнической общности); национальное сознание этнических общностей (совокупность компонентов, характеризующих  уровень духовного развития нации); национальные интересы и ориентации; национальные чувства и настроения; национальные традиции и привычки. 

Структура динамических компонентов мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые  и коммуникативно-поведенческие  национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат  непосредственного реагирования психики. 

Мотивационно-фоновые  особенности характеризуют побудительные  силы деятельности представителей этнической общности; интеллектуально-познавательные – определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики; эмоционально-волевые национально-психологические  особенности обусловливают функционирование своеобразных эмоциональных и волевых  качеств, коммуникативно-поведенческие  – взаимоотношения представителей конкретных народов. 

Свойства национально-психологических  особенностей: 

1) обладают способностью  детерминировать характер функционирования  всех других психологических  явлений; 

2) невозможность  приведения их своеобразия к  какому-то общему знаменателю; 

3) обладают еще  большей по сравнению с другими  психологическими явлениями устойчивостью; 

4) многообразие.

42. Понятие и структура  психологии класса  

Классы – большие  организованные группы людей, имеющие  ряд исторически сложившихся  различий. 

Психология социального  класса – форма духовного освоения классом условий его бытия. 

В качестве детерминантов  психологии социального класса выступают  социально-экономическое положение  класса, его место в общественной системе, отношение к средствам  производства, историческая роль, уровень  развития, социально-экономические  отношения данной формации. Основу образования психологии социального  класса составляют субъективные и объективные  характеристики жизнедеятельности  его представителей. 

Сознание класса представляет собой динамику потребностей людей, принадлежащих к классу. 

Развитие сознания класса включает три уровня: 

1) типологический, при  котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам; 

2) идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности; 

3) уровень солидарности, при котором возникает осознание  единства интересов и ценностей  большой общности и своей принадлежности  к ней. 

В представлении  о границах и структуре социальных классов всегда констатируется наличие  рабочего класса (пролетариата), класса буржуазии и средних социальных слоев. 

Наиболее распространенная в США модель классификации: 

1) высший высший класс (очень богатые и знатные люди); 

2) низший высший  класс (банкиры, видные политики, которые достигли всего в ходе  конкурентной борьбы); 

3) высший средний  класс (преуспевающие бизнесмены, научная элита); 

4) низший средний  класс (наемные работники); 

5) высший низший  класс (наемные рабочие, которые  создают прибавочную стоимость  в данном обществе); 

6) низший низший класс (нищие, безработные). Классы являются не только экономическими, но и социально-психологическими образованиями. 

Психология класса выступает как форма духовного  освоения классом условий его  бытия. 

Психология одного класса отличается от психологии другого  по тому, какие общественно психологические  явления в ней доминируют и  каково их содержание в данный исторический момент. В классовой психологии находят  свое отражение и национально-психологические  особенности людей. 

Социальные условия  жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они  подавляют одни черты, стимулируют  развитие других и тем самым формируют  типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии.

43. Содержание психологии  класса  

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые  представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические  явления. 

Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса, и чего ему не достает. 

Интересы класса обусловлены положением класса в  системе производственных отношений  данного общества. 

Существуют и другие факторы, которые могут влиять на них. 

Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, они затрагивают всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе. Особо остро столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы – обобщенное выражение всех прочих интересов, в том числе и экономических. 

Субъективная сторона  интереса заключается в том, что  он представляет собой продукт деятельности психики, и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др. 

В основе формирования и развития ценностей класса лежат  его потребности, определяющие базовую  значимость всей их системы – характер собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Наряду с материальными ценностями выступают  и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной  форме, – духовные ценности. 

Важное место в  содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие  в виде определенных требований, предписаний  и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с  помощью норм, выработанных ими, регулируют, контролируют и оценивают поведение  своих представителей. Нормы поведения  вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интересов классов и  представлений его о должном, допустимом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом. 

По мнению ряда исследователей, классовая психология включает «психический склад» – некоторый психический  облик социального класса, проявляющийся  в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д. Они играют роль важных регуляторов поведения  членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в понимании особенностей классовой  психологии. 

Все составляющие классовой  психологии находятся между собой  в отношениях тесной взаимосвязи  и взаимовлияния, изучение которых  позволит глубже понять и объяснить  ее своеобразие.

44. Толпа как стихийно  организованная группа  

Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных сходством  эмоционального состояния и общим  объектом внимания. 

Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности, какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной. 

Толпа, по Г. Тарду, характеризуется  внезапной организацией. Она не обладает коллективным желанием. Между тем  среди разнообразия ее движений наблюдается  некоторая целесообразность в поступках  и стремлениях. 

Среди причин единства мыслей, наблюдаемых в толпе, П. Бордье выделяет способность к подражанию. Многие писатели пытались объяснить  это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли. 

На этом основании  нравственной эпидемией объяснялись  эпидемии преступлений, следовавшие  за каким-нибудь преступлением, о котором  много писали в прессе. 

По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида есть ни что иное, как рефлекс на полученный извне импульс. Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению. Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии. 

По типу доминирующих эмоций и особенностям поведения  исследователи выделяют виды толпы. 

Случайная (окказиональная) толпа возникает в связи с  каким-либо неожиданным событием («зеваки»). 

Конвенциональная  толпа – поведение основывается на явных или подразумеваемых  нормах поведения – конвенциях (митинги  и т. д.). 

Экспрессивная толпа  – людьми овладевает общий эмоциональный  настрой. 

Экспрессивная толпа  может трансформироваться в крайнюю  форму – экстатическую толпу(люди доводят себя до иступления в совместных молитвенных или иных действиях). 

Д. Д. Бессонов предлагал  рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную). Вышеперечисленные виды толпы относятся  к пассивным. 

Выделяют также  виды активной толпы. 

Агрессивная толпа  – скопление людей, стремящихся  к разрушению и даже убийству (подчинение индивида коллективному разуму или  «расовому бессознательному»). 

Паническая толпа  – скопление людей, охваченных чувством страха. 

Стяжательная толпа  – скопление людей, находящихся  в конфликте между собой из-за обладания ценностями, которых недостаточно для удовлетворения всех участников этого конфликта. 

Повстанческая толпа  – действия отличаются направленностью  на немедленное изменение ситуации.

45. Преступления толпы  

Вопрос об уголовной  ответственности становятся крайне трудным, когда виновниками преступления является очень большое число  лиц. 

Одни, наказав нескольких человек, прекращают в толпе волнение, внушив ей страх. Другие действуют в  соответствии со словами Тацита: «Там, где виновных много, не должно наказывать никого». 

Классическая школа  уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли преступление, совершенное толпой, наказываться так  же, как преступление одного человека. Ей было совершенно достаточно изучить  преступление как юридическую субстанцию. 

Как бы преступник ни действовал (один или под влиянием толпы), всегда причиной, толкавшей  его на преступление, была его свободная  воля. За один и тот же проступок  всегда назначалось одно и то же наказание. 

Позитивная школа  доказала, что свободная воля –  иллюзия сознания; она открыла  неизвестный до сих пор мир  антропологических, физических и социальных факторов преступления и подняла  идею о том, что преступление, совершенное  толпою, должно судиться отлично от того преступления, которое совершено  одним лицом, потому что в первом и во втором случаях участие, принимаемое  антропологическимии социальными  факторами, различно. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"