Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 107.80 Кб (Скачать документ)

1) это специфическая  форма общественного сознания, вызывающая  своеобразные состояния психики  верующих; 

2) предполагается  наличие конфессиональной исключительности; 

3) вера в образы  и понятия, которые считаются  священными; 

4) верования, выражающиеся  в религиозных канонах; 

5) наличие определенных  культовых действий и ритуалов. 

Классификация религий. 

Обычно различаются: 

1) религии авраамического  монотеизма – веры в единого  бога (иудаизм, христианство и  ислам); 

2) религии индийского  происхождения, представленные индуизмом,  южным буддизмом (тхерава-да), джайнизмом  и сикхизмом; 

3) дальневосточные  религии – конфуцианство, даосизм,  синтоизм, северный буддизм (махаяна). 

Этот перечень дополняют  этнические религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев. 

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных  образов, наличие религиозной веры, символичность. 

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной (ценности и потребности верующих) и функциональной (направленность проявлений идеологии и психологии). Особенности  религиозного сознания: 

1) тесный контроль  религиозных институтов над сознанием  верующих; 

2) четкая продуманность  идеологии. 

Вера – это  состояние уверенности людей  в истинности идей при условии  дефицита точной информации. 

Религиозная вера –  это вера в истинность религиозных  представлений, в объективное существование  существ, свойств, превращений, которые  составляют предметное содержание религиозных  образов; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д. 

Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию  и религиозную психологию. Религиозная  идеология – это более или  менее стройная система понятий, идей, концепций. Религиозная идеология  находит свое выражение в форме  учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания. 

Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных  с определенной системой религиозных  идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

55. Психологические  типы религиозных людей  

Типология мировоззренческих  групп людей (на основании их отношения  к религии и атеизму). 

Глубоко верующие –  вера в основном реализуется в  поведении. 

Верующие – вера слабо реализуется в поведении. 

Колеблющиеся – наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения. 

Индифферентные к  религии люди – религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических  убеждений. Религиозное поведение  отсутствует, хотя не исключены отдельные  его проявления, 

Пассивные атеисты  – атеистические убеждения имеются, но не всегда являются осознанными. Религиозное  поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения  слабо реализуются в поведении. 

Активные атеисты  – наличие глубоких атеистических  убеждений. Атеистические убеждения  реализуются в поведении. 

Типология религиозных  личностей: 

1) мистик – тип  верующего, стремящегося отвлечься  от окружающего мира и его  влияния; 

2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный  религиозный опыт; 

3) священнослужитель– посредник между человеком и божеством. Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке; 

4) реформатор –  личность, находящаяся в рамках  той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту  традицию в соответствии с  собственным религиозным опытом; 

5) монах– член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований; 

6) монах отшельник  – человек, для которого необходимо  уединенное проживание в диких,  безлюдных местах с суровой  природой, чтобы добиться очищения  души и интенсивного религиозного  опыта; 

7) святой – личность, воплощающая в глазах религиозного  общества идеал совершенства  в той или иной его форме; 

8) теолог – тип  интеллектуала-теоретика, задача  которого состоит в том, чтобы  выразить верования данной религиозной  общности в концептуально-рациональной  форме; 

9) основоположник  религии – фигура, по своему  масштабу намного превосходящая  все остальные типы религиозных  личностей. Его религиозный опыт  настолько уникален и интенсивен, что он становится основой  новой религии. Многообразные  формы социального поведения  человека основаны на наблюдении  над другими индивидами его  сообщества, которые служат моделью  для подражания.

56. Методы и средства  исследований в социальной психологии  

Развитие социально-психологических  исследований в нашей стране в  значительной мере было стимулировано  потребностями практики. Такая ситуация порождает как положительные (финансирование исследований народным хозяйством), так  и отрицательные (необходимость  срочных ответов) моменты для  развития социальной психологии. 

Эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать сдвиг в данных (из-за самого вмешательства исследователя), который исказит всю картину  взаимоотношений. 

Все социально-психологические  методики громоздки, их применение требует  значительного времени. А это  значит, что в каждом конкретном случае сдвиг неизбежен и приходится принимать решение о пути, который  повлечет наименьшие потери. 

Необходимо и соблюдение этических норм. Исследователь выполняет  заказ руководства. Исследователь  должен быть осмотрителен, чтобы своим  вмешательством не осложнить отношений  в коллективе. 

Возникает трудность  в отношении языка. Проблема заключается  в адаптации этого языка по отношению к испытуемому. Проблема языка связана с применением  некоторых специальных социально-психологических  терминов, которые скомпрометированы  их употреблением за пределами науки («конформист», «авторитарный лидер» и т. д.). 

Проблемы промышленного  производства – формирование производственных коллективов, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы и т. д. 

Одним из важных является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. 

Система средств  массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на исследования социальных психологов. Объекты прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. 

Исследования проблем  школы осуществляются в рамках педагогики и педагогической психологии. Основные виды деятельности школьного психолога  – психологическое просвещение, психодиагностика, психокоррекция. 

Одна из относительно новых сфер приложения социальной психологии – сфера научной деятельности. Субъектом исследовательского труда  становится малая группа. 

Социальная психология традиционно уделяет большое  внимание семье, как примеру естественной малой социальной группы. 

Перечень проблем  политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы  принятия политических решений, психологические  условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"