Формы защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:14, контрольная работа

Описание

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика 2013.docx

— 36.54 Кб (Скачать документ)

1. Формы  защиты прав и интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

 Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

Из специальных нормативных  правовых актов, предусматривающих  социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей».

Положения федерального законодательства предоставляют право органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в рамках своей компетенции  со строгим соблюдением требований Конституции Российской Федерации  по разграничению предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Пользуясь предоставленными правами, последние принимают законы и  иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования  социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

За субъектами Российской Федерации  закреплено право определять вопросы  организации и деятельности органов  местного самоуправления по осуществлению  опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса  Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации  вправе устанавливать новые формы  устройства детей. Так, например, введена  патронатная форма воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального  образования, выплата повышенной стипендии  и пособия на приобретение учебной  литературы и письменных принадлежностей  и другие.

В большинстве субъектах РФ приняты  нормативные правовые акты, направленные на обеспечение жильем детей-сирот  и социальных сирот.

Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации  приняты и реализуются целевые  программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение  и оздоровление данной категории  детей.

Кроме того, ряд нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации  принят по вопросам организации социальных учреждений, порядка предоставления социальных услуг, создания комиссий по защите детей, профилактики безнадзорности, предоставления медицинской помощи и медицинского освидетельствования.

В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают  нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим значение для поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную защиту прав ребенка. Таким механизмом является институт уполномоченного  по правам ребенка.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов  Российской Федерации показал, что  проблема нарушения прав детей стоит  достаточно остро. Таким образом, решение  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно  новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены  должности уполномоченных по правам ребенка.

Указанные примеры позволяют сделать  вывод об активности правотворческого процесса органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в сфере установления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Источники:  

Шнекендорф 3. К. Права ребенка в  законодательных актах. Материалы  для изучения // История, 1997, № 40

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации». http://www.legis.ru/misc/doc/984/

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей». http://base.garant.ru/10135206/

 

2. Условия  назначения трудовой пенсии по  инвалидности.

Трудовая  пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. 

С 01.01.2010 изменен порядок пенсионного  обеспечения граждан, признанных инвалидами. Назначение трудовой пенсии по инвалидности производится исходя из группы инвалидности, независимо от наличия у инвалида степени ограничения способности  к трудовой деятельности.  Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы. 

Признание гражданина инвалидом и  установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном  Федеральным законом РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации». 

Перерасчет размера трудовой пенсии по инвалидности осуществляется территориальным  органом Пенсионного фонда Российской Федерации без дополнительного  переосвидетельствования и без  истребования соответствующего заявления.

Условия назначения трудовой пенсии поинвалидности оговорены Статьей 8 главы II Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ:

1. Право на трудовую пенсию  по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Порядок установления  причинно-следственной связи инвалидности  или смерти кормильца с совершением  гражданином уголовно наказуемого  деяния либо умышленным нанесением  им ущерба своему здоровью, которые  установлены в судебном порядке, утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Трудовая пенсия  по инвалидности устанавливается  независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

4. При полном отсутствии  у инвалида страхового стажа,  а также в случае наступления  инвалидности вследствие совершения  им умышленного уголовно наказуемого  деяния или умышленного нанесения  ущерба своему здоровью, которые  установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Кратко эти условия выглядят следующим образом: признание лица инвалидом I, II или III группы; наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке; наличие хотя бы одного дня страхового стажа.

 

Источник:

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/pensia/60_2.html

 

3. Трудоустройство  подростков на основании законодательства  РФ.

 Несовершеннолетние - лица, интересы  которых представляют родители, опекуны, попечители, законные представители, не достигшие возраста дееспособности. По законодательству РФ - это лица, не достигшие 18 лет. Безусловно, речь идёт о временной занятости (на время каникул), так как подростки являются учащимися общеобразовательных школ или иных учебных заведений и постоянно работать они не могут [1, 53].

Предоставление государственной  услуги по организации временного трудоустройства  (далее ВТ) подростков в свободное от учебы время осуществляется службами занятости России на основании Административного регламента, утверждённого приказом Минздравсоцразвития от 28.06.2007 г. № 449 [2].

На основании выше указанного регламента государственная услуга предоставляется  при наличии личного обращения получателя государственной услуги с заявлением - анкетой или предложения работника центра занятости населения, согласованного с получателем государственной услуги.

В период ВТ подросткам может оказываться материальная поддержка. Предоставление государственной услуги может сопровождаться оказанием следующих государственных услуг по: 1) содействию гражданам в поиске подходящей работы; 2) организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; 3) организации проведения оплачиваемых общественных работ; 4) информированию о положении на рынке труда.

Проведение ВТ организуется центром занятости населения в соответствии с договорами о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, заключенными с работодателями. Государственная услуга по организации ВП подростков в свободное от учебы время предоставляется специалистами отдела сотрудничества с предприятиями КГУ Центра занятости населения [2]. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой, которая предоставляется бесплатно.

Приоритетным правом при временном  трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане [1]: 1) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих; 2) из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей; 3) семей беженцев и вынужденных переселенцев; 4) состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; 5) освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.

Федеральным законом «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  занятость несовершеннолетних рассматривается  как одна из профилактических мер. В  этом законе чётко определяются государственные  органы и учреждения, которые занимаются вопросами занятости несовершеннолетних. К ним относятся [3]:

1) комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции  обеспечивают оказание помощи  в трудовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений  уголовно-исполнительной системы  либо вернувшихся из специальных  учебно-воспитательных учреждений;

2) органы управления образованием  и образовательные учреждения, которые  в пределах своей компетенции  участвуют в организации занятости  несовершеннолетних;

3) органы по делам молодежи  и учреждения органов по делам  молодежи (социально-реабилитационные  центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической  помощи молодежи, центры профессиональной  ориентации и трудоустройства  молодежи, молодежные клубы и  иные учреждения органов по  делам молодежи) в соответствии  с уставами указанных учреждений  или положениями о них, которые  принимают участие в пределах  своей компетенции в индивидуальной  профилактической работе с несовершеннолетними,  находящимися в социально опасном  положении, в том числе путем  организации их занятости;

5) органы службы занятости - участвуют  в профессиональной ориентации  несовершеннолетних, а также содействуют  трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

Информация о работе Формы защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей