Международно-правовая защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 02:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов международно-правовой защиты прав детей.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать развитие нормативного регулирования в сфере международно-правовой защиты детей;
2. Проанализировать принципы защита детей, изложенные в различных международных актах;
3. Дать характеристику деятельности международных органов, уполномоченных в сфере защиты детей.

Работа состоит из  1 файл

Международное право Курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Введение

     Государственная семейная политика является составной  частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой  целостную систему принципов, оценок и мер организационного, правового, научного, информационного, пропагандистского  и кадрового характера, направленных на улучшение и повышение качества жизни семьи. По мнению Н.С. Шерстневой, цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни.1 Среди принципов, в соответствии с которыми регулируются семейные отношения, законодатель в п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ2 называет приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

     Каждое  общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. Поскольку  семья является ее основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, государству, общественным учреждениям следует прилагать усилия для сохранения целостности семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций3 для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятые 14 декабря 1990 г., устанавливают в п. 13, что правительствам следует вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи. Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления внутренней нестабильности или конфликтных ситуаций, должны предоставляться необходимые услуги.

     Представляется, что вопросы международно-правовой защиты детей в данной ситуации приобретают  важное место. Актуальность темы исследования определяет стремление общественных организаций и всего международного сообщества к защите прав и свобод личности в полной мере и защита детей в этой связи немаловажно

     Целью курсовой работы является исследование вопросов международно-правовой защиты прав детей.

     В соответствии с поставленной целью  были определены следующие задачи:

     1. Охарактеризовать развитие нормативного регулирования в сфере международно-правовой защиты детей;

     2. Проанализировать принципы защита детей, изложенные в различных международных актах;

     3. Дать характеристику деятельности международных органов, уполномоченных в сфере защиты детей.

     Объектом  исследования являются нормы современного конституционного права Российской Федерации семейного права Российской Федерации, нормы международных актов.

     Методологической  основой исследования является общенаучные  и частно–научные методы: логико-юридический, исторический, системный, метод сравнительного правоведения, метод количественного  анализа, диалектический.

 

Глава 1. Развитие нормативного регулирования в сфере международно-правовой защиты прав детей

1.1. Исторические предпосылки необходимости защиты прав ребенка

 

     В своем развитии человечество не сразу  пришло к пониманию того, что ребенок - полноценный член общества. Однако ввиду его физической и умственной незрелости он нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX в., создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. Только в эпоху индустриализации и введения обязательного школьного образования «гражданское общество» начало понимать различие между детским миром и миром взрослых.

     Повышенное  внимание к правам человека, которое  было вызвано революциями в Америке (1776) и во Франции (1849), обратилось также  к ситуации по правам детей. Впоследствии в Великобритании в 1833 г. была запрещена  работа на фабриках детей, не достигших 9 лет, а в 1842 г. были введены ограничения по работе детей в шахтах. В 1896 г. в Германии законом предусматривается наказание родителям, которые издеваются над своими детьми или недостаточно о них заботятся. В 1899 г. в США создаются первые ювенальные суды, до этого дети рассматривались судом наравне со взрослыми. Шведская писательница и педагог-реформатор Эллен Кэй объявляет в 1900 г. XX в. столетием ребенка.

     Созданная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности Лига Наций учредила Комитет детского благополучия. Деятельность Комитета детского благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. При этом одну из главных ролей в разработке социальных стандартов защиты детей в тот период играют неправительственные организации, в особенности Международный союз спасения детей (Save the Children International Union), основанный непосредственно после окончания Первой мировой войны британской учительницей и правозащитницей Эглантайн Джебб (Eglantyne Jebb).

        Именно Эглантайн Джебб сформулировала Хартию прав ребенка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и стала известной как Женевская декларация прав ребенка. Декларация стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В Декларации подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

     Женевская декларация прав ребенка сформулировала четыре принципа, которые были положены в основу международно-правовой защиты детей:

     - первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;

     - второй принцип: ребенок должен  быть первым, кто получит помощь  при бедствии;

     - третий принцип: ребенку должна  быть предоставлена возможность  зарабатывать средства на существование,  но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

     - четвертый принцип: ребенок должен  воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут  использованы на благо следующего  поколения.

     Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 г., после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.

     После многолетней разработки Генеральная  Ассамблея Объединенных Наций на 841-м пленарном заседании четырнадцатой сессии 20 ноября 1959 г. провозгласила Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. С этого момента 20 ноября считается Днем прав ребенка.

     Декларация  прав ребенка состоит из десяти статей, направленных на гармоничное развитие и социальную защиту детей. Провозглашаются  принцип равенства детей, нормы  о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении. Декларация прав ребенка оказала значительное влияние на политику правительств во всем мире. Однако это документ, как и Женевская декларация прав ребенка, носящий только рекомендательный характер.

     Только  принятые в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный пакт о гражданских  и политических правах4, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах5 можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Вышеназванные документы затрагивают также в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи.

     На 1390-м пленарном заседании ООН, 7 декабря 1965 г., была принята Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира6, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Декларация основывается на следующих документах: Всеобщей декларации прав человека, Резолюции 1572 (XV) Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1960 г., Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Резолюции 110 (II) Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1947 г., осуждающей все виды пропаганды, имеющей целью или способной создать или усилить угрозу миру, а также Декларации прав ребенка.

     Декларация  о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами призывает правительства, неправительственные организации и движения молодежи признать излагаемые шесть принципов данного документа и обеспечить их соблюдение путем проведения надлежащих мероприятий.

 

1.2. Конвенция о правах ребенка – итог многолетних исканий

     В период с 1965 по 1975 г. Генеральная Ассамблея  и Экономический и Социальный совет выделили три основные темы в области молодежи: участие, развитие и мир. Была также подчеркнута необходимость проведения международной политики в интересах молодежи. В 1979 г. Генеральная Ассамблея провозгласила 1985 г. «Международным годом молодежи: участие, развитие и мир». Генеральная Ассамблея была уверена, что этот год будет полезным для мобилизации усилий на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Во-первых, с целью создания наилучших условий для молодежи в области образования, получения профессии и условий жизни для обеспечения ее активного участия во всестороннем развитии общества. Во-вторых, с целью поощрения подготовки новой национальной и местной политики и программ в соответствии с опытом каждой страны. Темы этой Резолюции послужили отражением в Руководящих принципах и для Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период.

     В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН, подчеркивая важность активного  и непосредственного участия  молодежи и молодежных организаций, организуемых на местном, национальном, региональном и международном уровне, одобрила Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи. Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что эти руководящие принципы имеют значение, так как в них учитываются интересы молодых людей как широкой категории, включающей различные подгруппы: инвалиды, сельская и городская молодежь, молодые женщины.

     Однако  ухудшающееся положение детей требовало  более конкретных законов, международных  договоров по защите и обеспечению детских прав. Необходим был единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. В связи с тем что 20 ноября 1989 г. на своем 61-м пленарном заседании Генеральная Ассамблея, будучи глубоко обеспокоена тем, что положение детей во многих районах мира остается критическим в результате неадекватных социальных условий, стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, эксплуатации, неграмотности, голода и болезней, и будучи убеждена в необходимости принятия неотложных и эффективных мер на национальном и международных уровнях, приняла и открыла для подписания, ратификации и присоединения Конвенцию о правах ребенка7. Конвенция имеет обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.

     В результате ребенок стал не только объектом, требующим специальной  защиты, но и субъектом права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция состоит из 54 статей, охватывающих гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция ввела ряд новых прав ребенка. К ним относятся право: на выживание и развитие, на сохранение индивидуальности, право свободно выражать свои взгляды, на неучастие в военных действиях, на физическое и психологическое восстановление и социальную защиту жертв злоупотреблений и эксплуатации.

     Кроме того, в статье 17 Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Государства - участники конвенции обязались, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Вместе с тем был утвержден и международный механизм контроля над выполнением обязательств, принятых в соответствии со статьей 43 Конвенции, - Комитет по правам ребенка.

Информация о работе Международно-правовая защита прав детей