Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования.
Цель анализ форм и методов социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1) проанализировать понятия «социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»;
2) рассмотреть многообразие форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
3) рассмотреть существующие методы социальной защиты при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-5
Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….6-14
1.1 Групповые формы социальной защиты……………………………….6-10
1.2 Индивидуальные формы соц. защиты……………………………….11-13
Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты……………14-22
2.2 Социально-терапевтические методы.………………………………....22-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word(2).docx

— 75.77 Кб (Скачать документ)

Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п. 
2.Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии 
предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов. 
3.Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и 
экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие, как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся: убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п. 
Все эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза.10 
 
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии. 
1.Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, 
разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. Этот вид социально- 
терапевтического воздействия требует от социального работника или другого 
специалиста высокой профессиональной квалификации, личного такта, способности к пониманию и сочувствию. 
2.Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную 
на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста – психолога, врача, педагога).

3.Семейная  терапия – работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п. 
К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие: 
1.Трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее 
и активизирующее воздействие на человека через процесс труда.

2.Терапия  самовоспитания представляет собой  собственную деятельность 
субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя 
процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, 
собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных 
психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнуше- 
ния, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Основным субъектом этого вида 
социальной терапии является сам человек.

3.Дискуссионная  терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей. Как было отмечено выше, методы социальной терапии – это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере.11

Специфические методы социальной терапии используемые в практике социальной работы:

1.Бихевиористский  - исходная посылка данного метода состоит в признании взаимовлияния поведения человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков человека с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств.. Именно поведение человека является основным объектом воздействия в процессе социально-терапевтической деятельности. Поведение рассматривается при этом как единство трёх основных форм реакции человека на окружающую среду: 
- эмоциональная или аффективная реакция, основанная на сиюминутном, 
чувственном восприятии происходящего, основными способами проявления 
которой являются неосознанные и неконтролируемые действия субъекта (действия в состоянии испуга, стресса и т.п.); 
- компетентная или когнитивная реакция, основанная на знании и размышлении; 
- прямое или открытое реагирование, т.е. адекватная реакция субъекта на 
происходящее, не отодвинутая во времени (действия, которые максимально соответствуют обстоятельствам). 
Подобное представление о поведении человека формирует два основных 
направления использования бихевиористского метода в практике социальной 
работы. Во-первых, это анализ и корректировка конкретных видов поведения человека в реальных жизненных обстоятельствах: дома, на работе, в школе, в чрезвычайной ситуации и т.п. И, во-вторых, это анализ и корректировка когнитивных и эмоциональных реакций человека на ситуацию, т.е. работа не с конкретной формой его поведения, а с тем, как человек воспринимает и оценивает какую-либо ситуацию. Конечной целью таких воздействий является формирование у человека адекватного восприятия возникающих жизненных ситуаций и способности выбирать в них не менее адекватные и эффективные формы поведения. 
2.Когнитивный метод. Основной принцип когнитивной терапии заключается в том, что большинство человеческих эмоций и видов поведения, рациональных и иррациональных, обусловлены способностью людей думать, воображать, во что-то верить и т.п., т.е. когнитивными процессами. Исходя из этого принципа, суть когнитивной терапии определяется, как стремление помочь человеку изменить свои когнитивные процессы и тем самым справиться с поведенческими эмоциональными процессами. 
В рамках когнитивной терапии человек рассматривается как активно и 
сознательно конструирующий свою реальность субъект. Этим определяется 
стратегия когнитивного вмешательства в ситуацию, включающая в себя следующие элементы. Во-первых, целостный процесс определения и оценки проблемы. Он предполагает объективный анализ сложившейся ситуации, выявление основных проблем субъекта, их причин и возможных последствий. Кроме того, и это главное, здесь необходимо установить степень значимости рассматриваемой проблемы для него, особенности её восприятия и переживания. Во-вторых, процесс непосредственного изменения дисфункциональных восприятий, убеждений, мыслей и оценок субъекта. Задача социального работника заключается в том, чтобы изменить определённые участки когнитивной жизни человека, его мыслительной и оценочной деятельности. Процесс когнитивной терапии направлен на то, чтобы человек определил какие его убеждения, мысли и поступки препятствуют его полноценному и нормальному существованию в данной социальной среде, сознательно переработал и изменил их. 
Сферой применения когнитивной социальной терапии является преодоление эмоциональных проблем и состояний (депрессий, тревожности и т.п.) в 
профилактике су работе с пожилыми клиентами и подростками. Этот 
метод также достаточно эффективен и при решении различных межличностных проблем и проблем взаимоотношений человека с окружающей социальной средой.12 
Этапы социальной терапии  
1.Знакомство специалиста с проблемой, приглашение клиента к сотрудничеству. Именно здесь закладывается возможность тщательной подготовки к последующей деятельности по решению возникшей проблемы. 
2.Оценка проблемы, её значимости для клиента, места, которое она занимает в его жизни. Этот этап предполагает сбор необходимых для последующей работы сведений о клиенте, его системе связей и отношений с другими людьми и т. п. 
3.Планирование последующей деятельности и принятие взаимных обязательств. Здесь клиент и социальный работник рассматривают весь диапазон возможных путей и способ решения проблемы, выбирают наиболее эффективные и приемлемые, определяют ответственность каждой из сторон за последующие действия и составляют график совместной деятельности. 
4.Осуществление запланированных изменений. Клиент и социальный работник по мере возможности выполняют взятые на предыдущем этапе обязательства, т.е., осуществляется процесс собственно социально-терапевтического вмешательства и осуществления социальных изменений. 
5.Оценка полученных результатов и завершение работы. Этот этап социальной терапии предполагает анализ результативности совместной деятельности клиента и социального работника по решению какой-либо проблемы, внесение, при необходимости, соответствующих корректив в этот процесс и составление рекомендаций для последующей жизнедеятельности клиента.13 
Грамотно организованный и проведённый процесс социальной терапии позволяет не только преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения человека, но и гармонизировать систему его взаимоотношений с другими людьми, социальной и природной средой существования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Изучив  данную проблему, проанализировав и  сравнив точки зрения исследователей и авторов различных публикаций, мы пришли к следующим выводам:

     1. Оказание  помощи этой категории   детей может осуществляться  как в  учреждениях интернаторного типа,  так  и    в  условиях приемной   семьи. При  этом  приоритетность  отдается   воспитанию     таких   детей   в    семье.

          2. Широкое    распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи»  при работе с этой  категорией    людей.

     4. Многочисленные исследования содействуют  все более широкому использованию  индивидуальных реабилитационно-коррекционных  программ, которые учитывают потребности  ребенка и пожелания семьи.  Это  будет содействовать более  эффективному оказанию помощи.

     5. Система социализации должна  охватывать все сферы жизнедеятельности.  При этом особое внимание уделяется  социальной и профессиональной  ориентации, что имеет немаловажное  значение для развития у ребенка   навыков независимой самостоятельной  жизни.

     6. Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного  мнения в отношении детей-сирот.  Это должно являться первостепенной  задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу  не уделяется должного внимания.

     7. Одним из самых важных, на мой  взгляд, является обеспечение полноценного  образования для детей – сирот.  Особую роль в этом играет  интегрированное обучение, которое  закреплено законодательством. Оно  способствует решению ряда задач:  образовательных, формирования отношений  в приемной семье.

     В целом, очевидно, что проблемы, связанные  с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных  и общественных институтов. Что  главной целью политики государства  является выработка предложений  и необходимых мер по решению  существующих проблем и улучшению  ситуации, а также закрепление  их в Семейном кодексе.

Данная  курсовая работа, является продолжением и дополнением сделанного мной ранее  реферата, по данной теме. В курсовой работе я более глубоко изучила  данную тему,  расширила список изученной  мной литературы.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические  аспекты помощи детям- сиротам и  детям, оставшимся без попечения  родителей. Ставрополь, 2003 – 98 с. 
  2. И. В. Вачков «Основы технологии группового тренинга». – учеб пособие,- М: Издательство "Ось-89", 1999, с. 234-236
  3. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред. Ивановой Н.П. – М.: Педагогика, 2004 – 104 с.
  4. Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978. с.245
  5. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей – М.: Педагогика, 2002. – 440 с.
 
  1. Звягина О.М. К вопросу о психологических  особенностях детей, оставшихся без  попечения родителей // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации  в социальной педагогике». – М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2003. – 426 с.
  2. Козырева На полпути от улицы к детдому//Российская газета.-1996.-№2.-С.24
  3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.
  4. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -479с. С.343..
  5. Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. –  с. 334
  6. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208с. С.5.
  7. Нечаева А.М. Россия и ее дети. - М.: Проспект,2000. –226 с.
  8. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. – М., 1998. – с. 455
  9. Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с. С.172.
  10. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.- с.144
  11. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.- с.365
  12. Семейный  кодекс РФ от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (принят 8 декабря 1995 г.) (ред. от 3 июня 2006).
  13. Ушинский К.Д. Собр. соч. – М.; Л., 1948-1952. – Т.8. – С. 23.
  14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  15. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е. Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511с.: ил. с.164-165

Информация о работе Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей