Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования.
Цель анализ форм и методов социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1) проанализировать понятия «социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»;
2) рассмотреть многообразие форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
3) рассмотреть существующие методы социальной защиты при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-5
Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….6-14
1.1 Групповые формы социальной защиты……………………………….6-10
1.2 Индивидуальные формы соц. защиты……………………………….11-13
Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты……………14-22
2.2 Социально-терапевтические методы.………………………………....22-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word(2).docx

— 75.77 Кб (Скачать документ)

                         Новосибирский государственный  технический университет

    Факультет гуманитарного образования

    Кафедра социальной работы 
     
     
     
     
     

    Курсовая  работа

    Предмет: технологии социальной работы

    На  тему:

    Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 
     
     
     
     

                             Выполнила: студентка СР-82

                   Воронова Н.С. 

                     Преподаватель: доцент кафедры социальной работы Чуркин И. Ю. 
     
     
     
     

Новосибирск

2010 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-5

Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….6-14

1.1 Групповые формы социальной защиты……………………………….6-10

1.2  Индивидуальные  формы соц. защиты……………………………….11-13

Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты……………14-22

2.2 Социально-терапевтические методы.………………………………....22-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................30-31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................31-32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Актуальность темы  исследования.

В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и  воспитываться в семье. Однако это  не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне  семьи, без попечения родителей.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской  и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество - порядка 800 тыс. человек, 90 % из них - «социальные  сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального  риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают  жизнь самоубийством.

Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может  реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции  увеличения количества таких детей.

Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной  из актуальных задач реформирования современного законодательства.

Степень научной разработанности  проблемы.

Необходимо  отметить, что монографический анализ всех существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране до настоящего времени  не проводился. Отдельные  формы  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, являются самостоятельными предметами исследования в ряде научных  работ. Их анализу посвящены труды  Е.М. Белогорской, А.М. Беляковой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой, В.Н. Забродиной, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, В.А. Рясенцева, Д.М. Чечота, В.П. Шахматова и других ученых.

В работах  указанных авторов развивалось  учение о правах детей, оставшихся без  попечения родителей, и формах их устройства. Безусловно, и в настоящее  время эти труды не утратили научной  ценности и представляют значительный интерес. Однако произошедшая в России смена политического и экономического уклада выявила необходимость пересмотра ряда принципиальных начал, на которых  ранее строилось регулирование  отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, претерпел  изменения институт усыновления, появилась  приемная семья, субъекты РФ получили возможность введения собственных  форм устройства детей, оставшихся без  попечения родителей. Нововведения обусловили необходимость проведения комплексного самостоятельного исследования.

В качестве проблемной ситуации данного исследования выступает противоречие, заключающееся в том, что распад нормативности, утрата социальных связей и навыков, девиантное поведение безнадзорных детей и подростков являются их способом кризисной адаптации к условиям существующей социальной действительности. Поэтому социальная реабилитация несовершеннолетних детей оставшихся без попечения

родителей требует не только восстановления их нормальных социальных способностей и  соответствующих возрасту видов  деятельности, но также преобразование самого общества – как микро-, так  и макро-среды, устранение факторов, ведущих к детской дезадаптации, безнадзорности и беспризорности.

Проблема  слабая изученность форм и методов защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Объектом  исследования являются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования являются формы и методы социальной защиты  сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Цели  и задачи исследования.

Цель анализ форм и методов социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя  из поставленной цели, в работе предпринята  попытка решить следующие задачи:

1) проанализировать  понятия «социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»;

2) рассмотреть  многообразие форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

3) рассмотреть существующие методы социальной защиты при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами;

Теоретико-методологические основания исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический,  структурно-системный, функциональный и другие методы научного исследования. При проведении исследования автор опирался также на теоретические представления Э.Дюркгейма, Р. Парка, М. Вебера и др. Исследование данной проблемы включало в себя также анализ нормативно правовых документов, научных трудов отечественных и зарубежных авторов посвященных проблемам сирот и детей, оставшихся без попечения  
 
 
 

Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

1.1 Групповые формы  работы.

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят  с дошкольных на учебные формы  сотрудничества. Значит, надо найти  такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила  это сделать.

Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются при групповой работе.

   В процессе ведения групповой  работы выделяю следующие этапы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

    Однородная групповая работа  предполагает выполнение небольшими  группами детей  одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряю совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы детей в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку.

Правила организации групповой  работы

    Всегда необходимо установить  правила работы группы и критерии  оценки ее достижений, убедиться  в том, что ученики понимают  критерии оценки их совместной  работы в начале каждого урока.  Я устанавливаю для групп только  реалистичные задачи, а в качестве  критериев оценки работы использую  выступления групп перед классом,  сценки и другие виды активности, которые дети любят.     Желательно вместе с детьми  установить подходящие для работы  группы правила. Их должно быть  минимальное количество, и они  должны дополнять правила поведения  на уроке.

Например:

убедись, что в разговоре участвует  каждый;

говорить спокойно и ясно;

говорить только по делу.

 Во  время групповой работы необходимо контролировать ход работы, отвечать на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказывать помощь отдельным детям или группе в целом.

Преимущества  групповой работы:

Вопрос  о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые  имеет групповая форма по сравнению  с индивидуальной. Наиболее полно, на наш взгляд, преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в  группах отражены в книге К. Рудестама (1993). Перечислим эти преимущества, выделив  их сущность и снабдив необходимыми комментариями:

  1. групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;
  2. группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
  3. возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;
  4. в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
  5. в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
  6. взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
  7. группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;
  8. групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.1

Информация о работе Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей