Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования.
Цель анализ форм и методов социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1) проанализировать понятия «социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»;
2) рассмотреть многообразие форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
3) рассмотреть существующие методы социальной защиты при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-5
Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….6-14
1.1 Групповые формы социальной защиты……………………………….6-10
1.2 Индивидуальные формы соц. защиты……………………………….11-13
Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты……………14-22
2.2 Социально-терапевтические методы.………………………………....22-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word(2).docx

— 75.77 Кб (Скачать документ)

     При переживании психотравмирующих  кратковременных  ситуаций у ребенка  утрачивается чувство защищенности.  Такие переживания непродолжительны. Но они сильно воздействуют на психику  ребенка. Такими ситуациями могут быть утрата или болезнь одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое окружение  за рамками семьи (язык, культура), негармоничная  семья, перемена места жительства, невозможность  соответствовать ожиданиям семьи  и т.д.

     При переживании постоянных психотравмирующих  ситуаций у детей появляется беззащитность. Эмоциональная депривация способствует нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что  ребенку недостает ухода, заботы, ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие. Причиной этого может  быть разлука с матерью, неспособность  матери создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ребенка, направление  его в детское учреждение, перенесение  тяжелых заболеваний и другие.

     Дети, в силу разных обстоятельств оказывающиеся  в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки, переживают многие из перечисленных  ситуаций, что приводит ко многим психологическим  особенностям их развития и поведения. Поведение детей, перенесших разного  рода  психические травмы, очень  трудно оценить с позиций  нормального  поведения ребенка. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, отличаются от своих ровесников растущих в семьях.

     По  данным ученых, обнаружить последствия  пережитых травматических,  стрессовых и кризисных ситуаций у детей  бывает достаточно сложно, так как  у них явно проявляются чувства  незащищенности, беззащитности,  страха, нарушения  привязанности. Сложность  их обнаружения заключается и  в том, что они проявляются  зачастую очень нетипично, например, в виде различных болезней, резком повышении температуры, головной боли, соматических симптомах. Ребенок пытается сам изменить свое душевное состояние, например, часто можно наблюдать, что дети грызут ногти, вырывают волосы, суетятся, боятся темноты,  им постоянно  снятся кошмары и т.д.

     По  данным  психологических исследований (Д.Аллан, В.Оклендер, И.А.Фурманов, Т.И.Шульга, Л.Я.Олиференко и др.) нарушения поведения  и развития у детей, развивающиеся  после пережитой психологической  травмы, затрагивают все уровни человеческого  функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.). Это приводит к стойким личностным изменениям не только у детей, непосредственно  их переживших, но и у очевидцев, у членов их семей. Эти нарушения  влияют на дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.

     Формы  переживаний травматических ситуаций или событий  повторяются и  внедряются в сознание, постоянно  вспоминаются детьми. К ним относятся  образы, мысли, представления, повторяющиеся  кошмарные сны о событии, действии или чувства, соответствующие переживаемым во время  травмы, актуализацией  негативных переживаний при столкновении со сходными событиями, усугублением физиологических  расстройств (спазмы желудка, головная боль, проблемы со сном и т.д.).

     Поведение детей характеризуется проявлением  раздражительности, вспышками гнева, проявлением агрессии, преувеличенном реагировании на  события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

     Нам представляется наиболее важным остановиться на проблеме нарушений привязанностей. Мы их определяем как близкие, теплые, основанные на любви отношения между  человеческими существами. Формируются  они между родителями и детьми, братьями и сестрами, мужьями и  женами и т.д. Привязанности могут  образовываться как очень сильные  и довольно продолжительные. Потеря привязанности для ребенка означает печаль, переживание утраты.

     Специалистам, работающим с детьми, необходимо иметь  четкое представление о том, как  развиваются привязанности между  детьми и родителями, и что происходит с ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности  на психическое развитие ребенка.

     Дубровина И.В выделяет три этапа, в которых процесс становления личности осуществляется наиболее эффективно: деятельность, которой занимается ребенок, его общение и развитие, становление самосознания.

     На  первом этапе работы, с учетом того, что ребенок непрерывно занимается изучением окружающего мира, работа с ним предполагает помощь в его деятельности. Различные игры, связанные с изучением окружающих предметов и явлений.

     На  втором этапе необходимо учитывать, что у ребенка есть потребность в общении, его деятельность нужно связывать, с другими детьми. Игры предполагающие работу в команде, что поможет развитию его коммуникативных навыков, и у него появятся умения работать в группе, что безусловно важно для его дальнейшего развития.

     Третий  этап предполагает, интеллектуальное развитие ребенка, и от подвижных занятий, специалист должен переходить к играм на развитие знаний и повышение уровня его самосознания.7

     По  мнению педагогов наиболее активно  социализация протекает в детстве. Для каждого возрастного этапа  развития личности можно выделить специфические  задачи социализации. Эти задачи можно  разделить на естественно- и социально-культурные, социально-психологические.

     Естественно-культурные задачи определяются уровнем физического  развития, темпами полового созревания и т.д.).

     Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – отличаются спецификой в каждом конкретном социуме (приобщение к культурному уровню, овладение суммой знаний, сформированностью  мировоззрения, направленностью личности).

     Социально-психологические  задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и в перспективе, самореализация, самоутверждение. На протяжении дошкольного  возраста ребенок осознает себя в  отношениях с окружающими людьми, научается самостоятельно играть, действовать. В младшем школьном возрасте ребенок  находит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию  в новой социальной ситуации –  школе. Для подросткового возраста особое значение приобретает позиция  среди сверстников, нахождение себя среди сверстников противоположного пола, выбор отношений с группой. Для старшеклассников характерно нахождение себя в семейной, профессиональной и трудовой сферах.

     Когда задача социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный промежуток времени она проявляется, что приводит к немотивированным поступкам и решениям.

     В исследованиях социализации показано, что изменчивость общества может  превратить прежде сформированную социализацию человека в неудачную. Возможность  личности достичь успеха зависит  от ее умения адаптироваться к новым  условиям. Социализация будет успешной, если человек научится ориентироваться  в непредвиденных социальных ситуациях. Выделены такие характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих  ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и  внешними требованиями; ориентация не на конкретные требования, а на понимание  универсальных моральных норм.8

     Анализ  психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников таких  учреждений:

  • особый социальный статус ребенка – он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен;
  • ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;
  • наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития);
  • наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;
  • ограничение социальной активности ребенка;
  • недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;
  • наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;
  • наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;
  • жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;
  • скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;
  • ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;
  • выработка особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим", появление особого чувства "мы".

     Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников  учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют  выпускников интернатных учреждений. Для выпускников этих учреждений, по данным исследований психологов, педагогов  и социальных работников, характерно наличие следующих черт:

  • иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности;
  • трудности в общении, отсутствие избирательности общения;
  • инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
  • перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;
  • неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру, особенно в случаях, если государство не выполняет своих обязательств. 9

     Вывод

          Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.

     Наиболее  очевидными жертвами неблагоприятных  условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди  них наибольшее количество детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

              Краткая характеристика психологического  портрета детей, оставшихся без  попечения родителей, позволяет  сделать вывод о том, что  именно категория детей, попадающих  в учреждения социальной и  психолого-педагогической поддержки  детства, должна пройти очень  интенсивный путь социализации, так как он позволит им быть  готовым к самостоятельной жизни.  Не рассчитывая на поддержку  родителей, необходимо самому  научиться строить свою жизнь,  использовать свои внутренние  резервы, реализовывать жизненные  планы. 

 

      2.2 Социально-терапевтические методы

В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного ребенка, или группы детей.

Социальная  терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и 
действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них : 
- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; 
- предупреждение дисфункций; 
- обеспечение нормального развития субъекта; 
- самоутверждение личности субъекта. 
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование 
различных методов, основные из которых: 
1.Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.), во-вторых, система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений. Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями.

Информация о работе Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей