Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования.
Цель анализ форм и методов социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1) проанализировать понятия «социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»;
2) рассмотреть многообразие форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
3) рассмотреть существующие методы социальной защиты при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-5
Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….6-14
1.1 Групповые формы социальной защиты……………………………….6-10
1.2 Индивидуальные формы соц. защиты……………………………….11-13
Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты……………14-22
2.2 Социально-терапевтические методы.………………………………....22-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word(2).docx

— 75.77 Кб (Скачать документ)

Групповые нормы

Ни одна социальная общность – от диады  и малой группы до населения государства  – не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность  людей, составляющих эту общность. Обычно нарушение правил (писаных или  неписаных) вызывает применение определенных санкций к нарушителю – со стороны  государства, например.

Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные  нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий  должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и  способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые  соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в  тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы  тренинговой группы в реальную жизнь  в большинстве случаев также  бессмысленны и обречены на провал.2

Практически те или иные нормы начинают действовать  в тренинговой группе с первого  мгновения ее функционирования. Как  показывает опыт, целесообразно сразу  предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Чаще всего это происходит так.

В самом  начале работы ведущий информирует  участников тренинга о том, что они  могут получить в результате обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Индивидуальные формы работы

Индивидуальный  подход в воспитании ребенка должен основываться  на

знании   анатомо-физиологических   и   психических,    возрастных    и

индивидуальных  особенностей.

    Научными   исследованиями   доказано,   что   существует    прямая

зависимость между  физическим,  умственным  и  нравственным  развитием

человека. Физическое воспитание  тесно  связано  с  совершенствованием

органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь  оказывает  глубокое

влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

    Физическое воспитание тесно   связано  с  трудовым  и   нравственным

воспитанием ребенка. Активность  в  трудовой  деятельности  во  многом

зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также  содействуют

развитию  и  укреплению  таких  его  нравственных  качеств,  как  воля,

дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также

связи  физического  воспитания  с  эстетическим.  Все,  что   является

здоровым  в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело,

ловкие  движения,  правильная  осанка,  походка  –  все  это  признаки

здоровья  и следствие правильного физического  воспитания.

    Осуществление индивидуального  подхода к детям во время  всех  видов

их   деятельности   необходимо    рассматривать    как    определенную

взаимосвязанную систему.3

Этапы индивидуальной работы:

    Первым звеном этой системы  является изучение особенностей  каждого

ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

    Знание физического состояния  и развития детей имеет очень   большое

значение  при  проведении   процедур   закаливания,   которые   должны

осуществляться  систематически, на строго индивидуальной основе.

    В  процессе  правильного   физического   воспитания   при   условии

индивидуального подхода к каждому ребенку  у  всех  детей  пробуждается

интерес к выполнению культурно-гигиенических  навыков, к  прогулкам  на

свежем  воздухе, занятиям физкультурой.

    Решая  задачи  физического   воспитания  дошкольников,  воспитатель

должен  осуществлять  повседневный  контроль,  своевременно  применять

профилактические  игры, соблюдать необходимые гигиенические  требования

при организации  жизни детей и проведения занятий.

    Особенности организма дошкольника  требуют внимательного  отношения

к  его  физическому  развитию.  Ребенок  растет  –  прорезываются  все

молочные  зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение  массы

тела  опереживает рост тела в длину. Быстро  прогрессирует  психическое

развитие  ребенка, речь, память.  Ребенок  начинает  ориентироваться  в

пространстве. В течении первых лет жизни  быстро растут  и  развиваются

опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная  системы.  В

течении 2-3-го годов жизни рост в длину  преобладает  над  увеличением

массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных  зубов.

В связи  с  быстрым  развитием  мозга  быстро  развиваются  умственные

способности.

    Таким  образом,  физическое  воспитание  обеспечивает   охрану   и

укрепление  здоровья,   развития   двигательных   умений,   культурно-

гигиенических  навыков,  закаливание  организма,  любовь  к   чистоте,

опрятности, приучает ребенка  к  режиму,  повышает  работоспособность,

снижает утомленность.

    Дошкольный  возраст  –   это  начало   всестороннего   развития   и

формирования  личности.  В  этот  период  деятельность   анализаторов,

развитие  представлений,  воображения,  памяти,   мышления,   речи   в

комплексе приводят к формированию чувственного  этапа  познания  мира.

Интенсивно  формируется  логическое  мышление,   появляются   элементы

абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить  мир  таким,

каким он его видит. Даже фантазию он может  расценивать как реальность.

    Вторым этапом является изучение умственного   воспитания, ведь именно оно  формирует   систему   представлений   об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

    Третий этап это работа с ребенком в области  нравственного воспитания у ребенка формируются моральные нормы, свой  опыт  поведения,  отношение  к  людям.  Интенсивно   формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание  оказывает  существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.4

    Трудовое  воспитание  знакомит  детей   с   трудом   взрослых,   с

профессиями. Детей  обучают  доступным  трудовым  умениям  и  навыкам,

воспитывают в них любовь и  интерес  к  труду.  Трудовая  деятельность

дошкольника    формирует    у    него     упорство,     настойчивость,

сообразительность.

    Важнейшей   составной   частью   развития   дошкольника   является

эстетическое  воспитание. Свойственный  дошкольнику  этап  чувственного

познания  окружающего  мира  способствует  формированию   эстетических

представлений  о  мире,   природе   людях.   Эстетическое   воспитание

способствует  развитию  творческих   способностей   детей,   формирует

эстетический  вкус и потребности.  

   
 
 
 
 
 
 

Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты 

      «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,

     то  она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

                                                                          К.Д. Ушинский

      

     Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного  возраста нашли свое отражение в  работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк-Хобсон К. и др.  

     Не  только общество, но и отдельный  человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности  человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и  нравственность являются итогом групповой  деятельности. В группе рождаются  нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии.5

Социальная  группа детей, оставшихся без попечения  родителей, имеет свои особенности  психологического развития.

Исследуя  отечественных и западных психологов, Флейк-Хобсон К. и Робинсон Б.Е. в  своем учебнике «Развитие ребенка  и его отношение с окружающими», дают сравнительная характеристику  детей, оставшихся без родительского  попечения, где показано, что  общее  физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения  родителей, отличается от сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная  сфера, воображение, несколько позднее формируются  навыки саморегуляции и правильного  поведения.

     Известны  случаи, когда у детей, живущих  в детдомах с их негативным эмоциональным  окружением, а также у тех, кто  жил в семье с конфликтной  атмосферой, наблюдались задержки в  росте и прибавлении веса. Это  явление, известно под названием  «депревационной карликовости», обусловлено  тем, что организм ребенка реагирует  на эмоциональные переживания, прекращая  выработку гормона роста.

     Наихудшие последствия для эмоционального развития ребенка имеет его разлуку  с матерью и воспитание в доме младенца через полгода-год после  рождения, т.е. в период, когда достигает  пика чувство привязанности. Если дети, воспитывающиеся в домах младенца, приютах т.д., были лишены возможности  поддерживать стабильные отношения  с одним взрослым, ухаживающим  за ними, то они не способны к крепкой  привязанности, как не могут и  отличить незнакомца от того, кто их кормил и о них заботился.

     У таких детей не возникает ни страха перед незнакомцами, ни специфических  привязанностей, подобных тем, какие  есть у «домашних» детей. Фактически они становятся столь же равнодушными по отношению к другим, как воспитатели  – к ним. Недостаточная  социальная стимуляция и слабая привязанность  приводят к тому, что пик улыбчивости  наступает у них на 7 недель позже, чем у «домашних» детей.6

       Есть данные, которые  показывают, что переживание детьми шоковых травмирующих ситуаций способствует утрате чувства безопасности. Эти ситуации отличаются большой силой воздействия, угрожают жизни и благополучию ребенка. Они  могут быть вызваны; появлением чужих людей: драками; пьяными попойками и разборками; избиением или убийством родных или близких в присутствии детей, последствиями перенесения катастроф, войн, взрывов, смерти близких, насилием, жестоким обращением с детьми;

Информация о работе Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей