Факторы развития социальной среды и их влияние на деятельность организации на примере ОАО «Российские железные дороги»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение сущности и факторов развития социальной среды, влияние их на деятельность организации на примере ОАО «Российские Железные Дороги».
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность факторов развития социальной среды.
2. Рассмотреть влияние этих факторов на деятельность организации.
3. Проанализировать социальное развитие конкретного предприятия.
4. Выявить основные направления развития социальной среды данного предприятия.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты понятия факторов развития социальной
среды 5
1.1 Факторы развития социальной среды организации 5
1.2 Влияние факторов социальной среды на деятельность организации 11

ГЛАВА 2 Анализ влияния факторов развития социальной среды на
предприятии ОАО «Российские железные дороги» 14
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Российские
железные дороги» 14
2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО
«Российские железные дороги» 18

ГЛАВА 3 Совершенствования в социальной среде организации 21

Заключение
25
Приложения

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ !!!!!!.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра управления персоналом

 

 

 

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Курсовая работа

                                            

                                                                              Исполнитель:
                                                                                Яковлев Андрей

                                                                                 студент гр. УП-41

 

                                                                                        Научный руководитель:

Доцент кафедры

управления персоналом

Чеботкова С. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2010

Содержание

 

Введение              3

 

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты понятия факторов развития социальной

среды              5

   1.1 Факторы развития социальной среды организации              5

   1.2 Влияние факторов социальной среды на деятельность организации              11

 

ГЛАВА 2 Анализ влияния факторов развития социальной среды на

предприятии ОАО «Российские железные дороги»              14

   2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Российские

железные дороги»              14

  2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО

«Российские железные дороги»              18

 

ГЛАВА 3 Совершенствования в социальной среде организации              21

 

Заключение

              25

Приложения

 

Список использованной литературы             

 

Введение

Социальное управление по своему назначению ориентируется ис­ключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.

Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные пробле­мы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многосторон­него, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.

Непременный объект управления персоналом – развитие соци­альной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалифика­ционным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работни­ков, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через по­средство труда в данной организации.

Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, состав­ляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой орга­низации зависит от высокой результативности совместного труда за­нятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и по­требление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.

Целью исследования является рассмотрение сущности и факторов развития социальной среды, влияние их на деятельность организации на примере ОАО «Российские Железные Дороги».

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

1.     Раскрыть сущность факторов развития социальной среды.

2.     Рассмотреть влияние этих факторов на деятельность организации.

3.     Проанализировать социальное развитие конкретного предприятия.

4.     Выявить основные направления развития социальной среды данного предприятия.

Объект исследования: факторы развития социальной среды организации.

Предмет исследования: сущность факторов развития социальной среды организации.

Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам авторов (Захаров Н., Кузнецов А. и др.).

В качестве информационной базы исследования использовались материалы экономических газет и журналов.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: раскрыта сущность факторов развития социальной среды, рассмотрено влияние этих факторов на деятельность организации, проанализировано социальное развитие конкретного предприятия, выявлены основные направления развития социальной среды данного предприятия.

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты факторов развития социальной среды организации

 

1.1             Факторы развития социальной среды организации

Объектом управления персоналом является развитие социальной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что, так или иначе, определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации. Поэтому важно рассмотреть факторы развития социальной среды организации.

Факторы развития социальной среды организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду услови­ях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

К факторам развития социальной среды организации относятся[1]:

–     потенциал организации, ее социальная инфраструктура;

–     условия работы и охрана труда;

–     социальная защищенность работников;

–     социально-психологический климат коллектива;

–     материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

–     внерабочее время и использование досуга.

Потенциал отражает материально-технические и организацион­но-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и тер­риториальное расположение, численность персонала и характер ве­дущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основ­ных фондов, финансовое положение.

Социальная инфраструктура представлена на рис. 1 и представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жиз­необеспечения работников организации и членов их семей, удовлет­ворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных по­требностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Социальная инфраструктура организации.

–     обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объек­ты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопрово­да, телефонизации и т.п.;

–     медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больни­цы, поликлиники, амбулатории, медпункты, санатории, про­филактории и т.д.);

–     объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, вы­ставочные залы и т.п.);

–     объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продук­тов);

–     объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);

–     спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

–     коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарище­ства.

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собствен­ности, подчиненности, местоположения и других условий может рас­полагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчи­тывать на кооперацию с другими организациями и на муниципаль­ную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о соци­альной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей.

Следующим фактором является условия и охрана труда. Они включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабо­чей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие ра­ботников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболе­ваний. Сюда включается:

–     оснащенность организации современной техникой, степень ме­ханизации и автоматизации работ, применение эффективных тех­нологий и материалов;

–     организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и техноло­гической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчи­вости, личной и групповой ответственности работников;

–     сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуаль­ной защиты;

–     соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по со­стоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;

–     наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.

Третий фактор – это социальная защищенность. На сегодняшний день в Российской Федерации мероприятия по социальной защищенности работников включают в себя:

–     обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

–     нормальную продолжительность рабочего времени, компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, еже­годные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

–     возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обя­занностей;

–     отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды соци­ального страхования;

–     выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесяч­ных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

Следующий фактор - социально-психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих от­ношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя ча­стицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходи­мый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совме­стимость работников, их социальный оптимизм, нравственная вос­питанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом опреде­ляющих ее стремление к полезной деятельности, творческой рабо­те, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологи­ческая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, кото­рые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и эко­номическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

Информация о работе Факторы развития социальной среды и их влияние на деятельность организации на примере ОАО «Российские железные дороги»