Анализ среды и стратегия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:40, курсовая работа

Описание

Проведение анализа среды. Анализ непосредственного окружения. Анализ внутренней среды. Методы анализа среды.
Сущность стратегии организации. Стратегия конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по организации.rtf

— 123.79 Кб (Скачать документ)

                                                  3 

Человечество пока еще не придумало ничего более эффективного в экономике, чем рынок. Задумаемся над тем, на чем стоит рынок. Нормальный, цивилизованный рынок строится только на мощном фундаменте культуры. Обратите внимание на то, что в большинстве стран мира преобладает рыночная экономика, а успехи различных стран неодинаковы: сказывается уровень культуры.

  Актуально повышение эффективности управления, необходимо совершенствовать организационную структуру управленческого аппарата. Малые предприятия более оперативны и гибки в освоении технических новшеств, быстрее учитывают изменение спроса.

  Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выроботки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь своих целей. 

    Каждая организация вовлечена в три процесса: 

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход).
 

   Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встаёт на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

  

Анализ среды предполагает изучение трёх её составляющих: 

  • макроокружения;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.
 

  Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить на что может расчитывать организация, если она успешно поведёт работу, и на то, какие осложнения могут её ждать,если она не сумеет вовремя негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

  Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов,социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

                                                                   

                                                            4 

    Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:

 

  • покупатели;
  • поставщики;
  • конкуренты;
  • рынок рабочей силы.

 

 

  Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может расчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п. 

   Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: 

  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
  • организация управления;
  • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
  • финансы организации;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

                  

                

            I.Проведение анализа среды. 

        1. Система отслеживания внешней среды. 
 

   Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлятся как проведение специальных наблюдений.связанных с какими-то особыми событиями ,так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдений являются: 

                                                  5 

  • анализ материалов,опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
  • участие в профессиональных конференциях;
  • анализ опыта деятельности организации;
  • изучение мнений сотрудников организации;
  • проведение собраний и обсуждений внутри организации.
 

    Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов ,чтобы предвидеть то,какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

    Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец , если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.    

            

             2.Анализ непосредственного окружения. 

 

  Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.

При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание  этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз  ее дальнейшему существованию. 

              

       

      

      Покупатели. 

  Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.

                                                  6 

Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет прниматься  покупателями,на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации,насколько можно расширить круг потенциальных покупателей,что ожидает продукт в будущем и многое другое.

     Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: 

  • географическое местоположение;
  • демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);
  • социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
  • отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).
 

     Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга.Если например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы  в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.  

   Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя,который обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся: 

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • объём закупок, осуществляемых покупателем;
  • уровень информированности покупателя;
  • наличие замещающих продуктов;
  • стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  • чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определённую марку, от наличия определённых требований к качеству товара, от велечины его дахода.
 

    При изменении показателя важно обращать внимание на то, кто кто платит, кто покупает и кто потребляет, тат как необязательно все три функции выполняет одно и тоже лицо. 

                                                  7 

              Поставщики.  

   Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов  в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации,себестоимость и качество производимого организацией продукта.

    Поставщики материалов и комплектующих изделий,если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы  во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов: 

  • уровень специализированности поставщика;
  • величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;
  • степень специализированности покупателя в пробретении определенных ресурсов;
  • концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
  • важность для поставщика объема продаж.                                                                                                                     При изучении поставщиков материалов  и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
  • стоимость поставляемого товара ;
  • гарантия качества поставляемого товара;
  • временной график поставки товаров;
  • пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

                                                                                                                                                                                                                                                    

             

              Конкуренты.                                                                                                          

  Изучение конкурентов, т.е. с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы,которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование,занимает особое и очень  важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то,чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

Информация о работе Анализ среды и стратегия организации