Анализ среды и стратегия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:40, курсовая работа

Описание

Проведение анализа среды. Анализ непосредственного окружения. Анализ внутренней среды. Методы анализа среды.
Сущность стратегии организации. Стратегия конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по организации.rtf

— 123.79 Кб (Скачать документ)

  Конкурентная среда формируется не только внутреотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими её на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы,которые могут войти на рынок,а также те, которые производят  замещающий продукт.

Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние

                                                            8 

покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

   Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им.  Об  этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта,низкие  издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами  распределения,использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

    Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции.  Особенность трансформации рынка в случае с  появлением замещающего продукта состоит в том, что, если  им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению.  Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта  нового типа. 

          

             Рынок рабочей силы. 

    Анализ рынка рабочей силы направлен на то,чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми  для решения  ею своих задач.  Организация должна изучать рынок рабочей силы  как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста,пола и т.п.,так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев  они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе. 

          3.Анализ  внутренней среды. 
 

   Внутренняя среда организации- это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. 
 

                                                  9

       

               Срезы внутренней среды. 

    Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: 

  • взаимодействие менеджеров и рабочих;
  • наём, обучение и продвижение кадров;
  • оценка результатов труда и стимулирование;
  • создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
 

     Организационныйсрез включает: 

  • коммуникационные процессы;
  • организационные структуры;
  • нормы, правила, процедуры;
  • распределение прав и ответственности;
  • иерархию подчинения.
 

     В производственный срез входят: 

  • изготовление продукта;
  • снабжение и ведение складского хозяйства;
  • обслужевание технологического парка;
  • осуществление исследований и разработок.
 

    Маркетинговыйсрез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: 

  • стратегия продукта, стратегия ценообразования;
  • стратегия продвижения продукта на рынке;
  • выбор рынков сбыта и систем распределения.

 

    Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: 

  • поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
  • создание инвестиционных возможностей и т.п.
 

   Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьёзному изучению. 

                                      

                                                        

                                                 10 

         Сильные и слабые стороны организации. 

  Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и на которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать всё возможное, чтобы избавиться от них. 

  Дж. Пирсом и Р. Робинсоном ( Pears and Robinson, p. 186 - 187 ) был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости оргаизации. Анализ этих факторов позволяет составить комплекское представление о внутренней среде организации и о её сильных и слабых сторонах. (приложение№1) 

   

       Анализ организационной культуры.

  

  Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может стособствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающий в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа  организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит своё взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для конкурентной борьбы.

   Так как организационная культура не имеет явного проявления, то её сложно изучать. Однако тем не менее есть несколько устойчивых признаков,которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организационная культура порождает в организации. Информацию об организацинной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Организации с сильной организационной культурой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют большое внимание разъяснению своей философии, пропаганде своих ценностей .  В то же время для организации со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

    Представление об организационной культуре дает и то, как сотрудники

                                                 11 

трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах.

    Для понимания организационной культуры важно знать, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат  для продвижения работников . В случае если в организации работников продвигают быстро и по результатам индивидуальных  достижений, то можно предположить, что существует слабая  организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и  предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.

   Пониманию организационной культуры способствует изучение того,существуют ли  в организации устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, ритуальные мероприятия,предания, герои и т.п. и насколько об этом осведомлены сотрудники организации, насколько серьезно они относятся ко всему этому.

   Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно уверенно предположить,что организация обладает сильной организационной культурой. 

          

         4. Методы анализа среды. 
 

      Среду обитания организации условно можно разделить на две части:   внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняясреда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

    Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, содает дополнительные трудности и ограничения.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе,ор-

ганизация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут воз-

никнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут

открыться для нее.

  Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды

                                                           12 

концентрирует внимание на выяснении того, какие  угрозы и какие

возможности таит в себе внешняя среда.

  Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного

знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности

противостоять ей и тем самым потерпеть поражение.Также можно

знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для  них использования и,следовательно, не суметь

получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней

среды организации втакой же мере, как и угрозы и возможности,

определяют условия успешного существования организации.

Поэтому стратегическое  управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие

слабые стороны имеют отдельные составляющие организации

и организация в целом.

     Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегичес-

ком управлении, направлен на выявление угроз и возможностей,

которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к

организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает орга-

низация. Именно для решения этой задачи и разработаны опреде-

ленные приемы анализа среды, которые используются в стратеги-

ческом управлении. 

            Метод СВОТ. 

     Применяемый для анализа среды  метод СВОТ ( англ.SWOT ) -

Информация о работе Анализ среды и стратегия организации