Девиантное поведение молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Существует отдельная отрасль социологии, которая занимается вопросами отклоняющегося поведения, она получила название социология девиации.
«Общепринятое сегодня определение звучит следующим образом: социология девиации – это наука о поведении индивида, в правовом или этическом плане не соответствующем общественным нормам…

Содержание

1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы
1.2. Процедурный раздел программы
2. Характеристика выборочной совокупности
3. Основные результаты пилотажного исследования
4. Методический анализ инструмента исследования
5. Список использованной литературы
6. Приложение
6.1. Приложение 1. Итоговая анкета

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая 5.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

 

Даже невооруженным глазом можно заметить, что группа  респондентов, чьи матери являются специалистами, больше информирована о тех или иных видах наркосодержащих веществ. Например, о «травке» слышали 42, 9% опрошенных в группе  детей матерей-специалистов, тогда как в группе детей-рабочих этот процент равен 11,1, что почти в 4 раза меньше, чем в первой группе. О марихуане и гашише слышали по 28,6% опрошенных в первой группе, а во второй группе о гашише не слышали вообще. Также дети, чьи матери являются специалистами больше информированы о других видах наркосодержащих веществ – 42,9%, во второй группе о других видах слышали 21,4% опрошенных.

Далее мы рассмотрим распространение преступности в зависимости от социального положения матери.

 

Таблица 14

Наличие проблем с правоохранительными органами в зависимости от социального положения матери (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)

Наличие проблем

специалисты

рабочие

Другое

В абсолютных числах

В %

Абсолютные числа

В %

В абсолютных числах

В %

Имеют проблемы

2

28,6

1

11,1

3

21,4

Нет проблем

5

71,4

8

88,8

11

78,6

 

 

Итак, среди опрошенных, чьи матери являются специалистами оказалось, что 28,6% имеют проблемы с правоохранительными органами;  среди тех, чьи матери являются рабочими этот процент равен 11,1. Соответственно, в первой группе нет проблем с провоохранительными органами у 71,4% опрошенных, во второй – 88,8%. Эти данные говорят о том, что преступность больше распространена среди тех представителей молодежи, чьи матери являются специалистами.

Но, не смотря на это, обнаружилось, что и в той, и в другой группе нет тех, кто имеет судимость (таблица 15).

 

 

Таблица 15

Наличие судимости учащихся техникума и школ в зависимости от социального положения матери (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)

 

Наличие судимости

специалисты

рабочие

Другое

В абсолютных числах

В %

Абсолютные числа

В %

В абсолютных числах

В %

Имеют судимость

-

-

-

-

1

7,1

Нет судимости

7

100

9

100

13

92,9

 

Итак, наша гипотеза о том, что чем ниже социальное положение матери, тем больше вероятность проявления индивидом девиантного поведения, не подтвердилась,  так как специалист, работа которого не связана с руководством людьми (врач, учитель, инженер и т.д.) имеет более высокое социальное положение, чем рабочий (слесарь,  токарь, повар и т.д.), а мы выявили следующие факты:

- употребление алкоголя больше распространено среди молодежи, чьи матери являются специалистами (таблица 10);

- факт однократного употребления наркотиков также чаще наблюдается среди тех, чьи матери-специалисты (таблица 11);

- опрошенные, чьи матери-специалисты, больше информированы о местах, где желающие могут приобрести наркотики (таблица 12);

- опрошенные в группе, где матери являются специалистами, больше слышали о видах наркосодержащих веществ, чем опрошенные, чьи матери являются рабочими (таблица 13);

- проблем с правоохранительными органами больше у тех, чьи родители являются специалистами (таблица 14).

В силу этих фактов наша гипотеза полностью опроверглась.

Дети матерей с более высоким социальным статусом больше подвержены девиантному поведению потому, что у них больше предоставленности самому себе, так как, например, большинство опрошенных в группе детей матерей-специалистов отметило, что испытывают одиночество. К тому же у многих нет устремлений так, как они привыкли, что за них все решат родители.  Также, скорее всего, у них больше возможности приобретать те или иные виды алкогольных напитков и наркосодержащих веществ.

Как уже говорилось, в характеристике выборочной совокупности, нам не удалось проверить гипотезу о том, что наиболее склонной  к проявлению девиантного поведения  группой является молодежь в возрасте 15-18 лет, так как в выборку в основном вошли респонденты, чей возраст находится именно в этих рамках и у нас не было возможности выявить другую возрастную группу, чтоб провести сравнительный анализ.

Подводя итог, скажем, что:

1.      В молодежной среде наиболее распространенной формой девиантного поведения является алкоголизм.

2.      Учащиеся техникума более склонны к девиантному поведению, чем школьники.

3.      Проявление девиантного поведения больше наблюдается в группе молодежи, чьи матери являются специалистами, чем в группе, чьи родители являются рабочими.

 

4.Методический анализ инструмента исследования.

 

В процессе анализа анкеты были выявлены следующие ошибки:

В третьем вопросе: «В каких условиях Вы росли, воспитывались?», следовало добавить седьмой вариант «что-то другое, напишите».

В вопросе 9 «Где прошли Ваши детские годы (или большая их часть)?» не корректно сформулированы варианты ответа, так как город Чернушка не является городом средних размеров, таким как, например, Березники, здесь следовало отнести город Чернушка ко второму варианту ответа, так как он является райцентром. К тому же в 4-ом варианте ответа допущена опечатка: вместо предлога «к» должен быть предлог «в». Сформулировать вопрос нужно следующим образом:

«Где прошли Ваши детские годы (или большая их часть)?

1.      В деревне, селе

2.      В поселке, райцентре, небольшом городке

3.      В городе средних размеров (типа Березники, Чайковский)

4.      В крупном городе, областном или краевом центре

5.      В Москве, Санкт-Петербурге, республиканском центре.

Затруднение у респондентов вызвали четвертый и пятый вопросы («Какое образование имеют Ваши родители? Напишите» и «Кем работают (или работали) или чем занимаются Ваши родители? Укажите только один, основной вид занятия в каждом столбце»), так как респонденты не знали, как отмечать нужные варианты ответов. В данном случае следовало дополнить вопросы фразами «соответствующую вашему ответу цифру обведите кружком», то есть четвертый вопрос должен был звучать так: «Какое образование имеют Ваши родители? Соответствующую Вашему варианту ответа цифру обведите кружком». Пятый вопрос: «Кем работают (или работали) или чем занимаются Ваши родители? Укажите только один, основной вид занятия в каждом столбце, соответствующую вашему варианту ответа цифру обведите кружком».

В 13-ом вопросе «Как Вы учитесь?» не точно сформулированы варианты ответа, так как среди респондентов нашлись те, кто учится на «3», «4», но есть и «5».

Варианты ответа нужно сформулировать следующим образом:

«Как Вы учитесь?»:

1.      На «5»

2.      На «4» и «5»

3.      На «4»

4.      На «3»-«4», но есть и «5».

5.      На «3»-«4» (больше четверок)

6.      На «3»-«4» (больше троек)

7.      На «3», хотя бывают и «2».

Респонденты затруднялись ответить на 15 вопрос, так как не знали, как отмечать наиболее близкий для них вариант ответа, в данном случае следовало оговориться, и сформулировать вопрос следующим образом:

«Как Вы относитесь…(дайте ответ в каждой строке, наиболее соответствующий  Вашему мнению вариант ответа отметьте крестиком или галочкой (V))».

В 21-ом вопросе «Известны ли Вам места, где желающие могут приобрести наркотики?» нет возможности уйти от ответа. Нужно добавить третий вариант «не хочу отвечать».

В 22-ом вопросе «Были ли у Вас проблемы с правоохранительными органами?» также не хватает варианта «не хочу отвечать».

В 28-ом вопросе: «Какие из ниже перечисленных напитков Вы чаще всего употребляете? (можно выбрать несколько ответов) нет такого варианта, как «не употребляю», его следует включить в варианты ответа.

В 31-ом и в 32-ом вопросах («Состоите ли Вы на учете в наркодиспансере?» и «Имеется ли у Вас судимость?») также нет возможности уйти от ответа, следовало бы также добавить вариант «не хочу отвечать».

В 33-им вопросе: «В каких условиях, обстоятельствах, по Вашему мнению, молодые люди начинают заниматься преступной деятельностью?» не предоставлен вариант ответа «что-то другое, напишите». Этот же вариант ответа следует добавить и в 34-ом вопросе: «Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список использованной литературы.

 

1.      Антонов А. И., Лебедь О. Л. Несовершеннолетние преступники: кто они?//СОЦИС. – 2003.  - №4.

2.      Лелеков В. А., Кошелева Е. М. Влияние семьи на преступность совершеннолетних//СОЦИС. – 2006. - №1.

3.      Леонтьева М. В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и студентов Архангельска//СОЦИС. – 2007. - №12.

4.      Шереги Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования. – М.:Центр социального прогнозирования, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Девиантное поведение молодежи