Девиантное поведение молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Существует отдельная отрасль социологии, которая занимается вопросами отклоняющегося поведения, она получила название социология девиации.
«Общепринятое сегодня определение звучит следующим образом: социология девиации – это наука о поведении индивида, в правовом или этическом плане не соответствующем общественным нормам…

Содержание

1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы
1.2. Процедурный раздел программы
2. Характеристика выборочной совокупности
3. Основные результаты пилотажного исследования
4. Методический анализ инструмента исследования
5. Список использованной литературы
6. Приложение
6.1. Приложение 1. Итоговая анкета

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая 5.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Объектом исследования являются основные социальные группы молодежи г. Чернушка (студенты техникума и учащиеся школ);

Предметом исследования выступает девиантное поведение.

 

Цели и задачи исследования

 

              Цель исследования: выяснить степень распространенности девиантного поведения и влияние на него различных факторов.

              Задачи:

1.      Выявить степень распространения различных видов девиантного поведения.

2.      Установить основные факторы, влияющие на предрасположенность к девиантному поведению среди молодежи, в частности рассмотреть:

          2.1. Влияние типа учебного заведения;

         2.2. Влияние социального положения матери.

 

Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий

 

Норма – 1.Мера, образец, средняя величина чего-либо; 2.Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй; 3.Правило поведения в определенной ситуации; 4.Форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах.

Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

Девиация в социологии - это отклонение в поведении человека от общепринятых норм и правил.

        Девиантное поведение – 1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; 2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Алкоголизм – заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к психической и социальной деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов, нервной системы.

Наркомания (от греч. Nark – оцепенение и mania – безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, в неопределенном влечении к ним, постепенно приводяем к глубокому истощению физических и психических функции организма;

Преступность – исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных на определенной территории в тот или иной период времени.

Мотивы — доводы в пользу чего-либо.

Мотивация – 1.Побуждение к действию; 2.Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

      Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа "выстраивает" воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости

    Молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

 

Основные виды девиантного поведения можно интерпретировать с помощью следующих показателей:

1.      Наркомания

- сам факт потребления наркотиков;

- частота употребления наркотических веществ;

- виды употребляемых наркотических веществ;

- влияние употребления наркотиков на уровень здоровья;

- мотивы приобщения к наркотикам;

- наличие наркотической зависимости;

-состояние на учете в наркодиспансере.

 

2.      Преступность

- сам факт наличия правонарушений;

- мотивы совершения преступлений;

- состояние на учете в правоохранительных органах;

- наличие судимости.

 

3. Алкоголизм

- сам факт потребления спиртных напитков;

- частота употребления спиртных напитков;

- виды употребляемых спиртных напитков;

- наличие алкогольной зависимости;

- мотивы употребления спиртных напитков;

- влияние употребления спиртных напитков на уровень здоровья.

 

Предварительный системный анализ предмета исследования

 

Структурный анализ

Типология девиантного поведения

Среди многочисленных разновидностей девиации целесообразно выделять девиантное поведение созидательной и разрушительной направленности. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Девиантное поведение деструктивной направленности предполагает совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества.

Однако наибольший интерес, по понятным причинам, представляет девиантное поведение деструктивной направленности. Рассмотрим ниже факторы, влияющие на его возникновение и распространение в молодежной среде.

Функциональный анализ

Общие факторы

1.      Экономический кризис

2.      Политика государства в отношении молодежи

3.      Ослабление регулятивной роли социальных норм

4.      Рост безработицы

 

Специфические факторы

1.      Возраст

2.      Пол

3.      Жилищно-бытовые условия проживания

4.      Материальное положение семьи

5.      Тип учебного заведения (школа, техникум)

6.      Класс или курс

7.      Состав круга друзей

8.      Образование родителей

9.      Социальное положение родителей

10. Наличие девиантного поведения у родителей

11. Уровень успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие гипотезы

 

1. В молодежной среде наиболее распространенной формой девиантного поведения является алкоголизм.

2. Учащиеся техникумов более склонны к девиантному поведению, чем школьники.

3. Наиболее склонной  к проявлению девиантного поведения  группой является молодежь в возрасте 15-18 лет.

4. Чем ниже социальное положение матери, тем больше вероятность проявления индивидом девиантного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Процедурный раздел программы

Проводится пилотажное исследование дифференцированного характера, поэтому требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается, но в  выборку войдут представители всех основных групп, которые должны участвовать в будущем исследовании, а именно студенты техникумов и учащиеся школ города Чернушка.

Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета включает в себя следующие смысловые блоки вопросов:

1)социально-демографический блок, необходимый для анализа зависимостей между переменными и установления факторов, влияющих на изучаемое явление, т.е. на девиантное поведение.

2) ценностно-мотивационный блок, необходимый для анализа жизненных ценностей и мотивов, которые побуждают молодых людей к тем или иным видам девиантного поведения

3) блоки вопросов, определяющие наиболее распространенные формы девиантного поведения

4) блок вопросов, определяющий отношения респондентов к различным формам девиантного поведения.

Информация обрабатывается вручную. Для анализа результатов будут использованы следующие методы:

1.Описание простых распределении

1.1.вычисление величин средней тенденции

2. Анализ зависимостей между:

2.1. типом учебного заведения и показателями девиантного  поведения                                   

2.2 .социальным положением матери и вероятностью проявления индивидом девиантного поведения

 

 

 

 

2.Характеристика выборочной совокупности

Пилотажное исследование проводилось в городе Чернушка Пермского края среди учащихся школ и техникума с 2 по 4 апреля 2010 года. В ходе исследования опрошено 30 человек, из них 15(50%) студентов техникума и 15(50%) школьников.

Выборка из школьников носила целевой характер, а выборка из студентов техникума формировалась методом снежного кома.

В целом по выборке соотношение молодых людей и девушек тяготеет в сторону большей представленности девушек: соответственно 63,3(19) и 36,7%(11).

Выборка по возрастам распределилась следующим образом:

13-14 лет – 16,7% (5);

15-16 лет – 36,7% (11);

17-18 лет – 26,7% (8);

19-20 лет – 13,3% (4);

22-23 года – 3,3% (1).

Средний возраст респондентов в целом по выборке составляет 16,6 лет.

Большинство респондентов росли и воспитывались дома с обоими родителями - 76,7% (23) опрошенных; 10% (3) опрошенных росли и воспитывались дома с одним из родителей; 6,7% (2) - дома с другими родственниками, и 3,3% (1) - в приемной семье.

По образовательному уровню родителей, опрошенная молодежь может быть охарактеризована следующим образом: в целом по выборке неполное среднее (не более 9 классов) образование имеют 20% (6) матерей и 10% (3) отцов, среднее общее (закончили  школу) - 23,3% (7) матерей и 23,3% (7) отцов, начальное профессиональное (профессиональное училище, лицей) – 10% (3) матерей и 16,7% (5) отцов, среднее профессиональное (техникум, колледж) – 23,3% (7) матерей и 20% (6) отцов, незаконченное высшее, высшее – 16,7% (5) матерей и 16,7% (5) отцов. По этим данным можно судить, что большинство родителей респондентов имеют среднее образование.

Так, у большинства опрошенных мать и отец являются рабочими: соответственно 30% (9) матерей и 70% (21) отцов; специалистами, чья работа не связана с руководством людьми - 23,3% (7) матерей и 10% (3) отцов; руководителями на предприятии, в организации –10% (3) матерей, а среди отцов таковых не обнаружилось; домохозяйками являются 16,7% (5) матерей; служащими-неспециалистами (секретарь, кассир и т.д.) являются 6,7% (2) матерей, среди отцов таковых нет; крестьянинами, предпринимателями, коммерсантами являются по 3,3% (1) матерей; и обнаружилось, что у 3,3% (1) опрошенных нет родителей.

Оказалось, что большинство опрошенных (80%, 24) живут дома вместе с родителями (родными или приемными), другими родственниками; и лишь 20% (6) опрошенных живут отдельно, самостоятельно; 76,7% (23) респондентов имеют дом с удобствами; 13,3% (4) - отдельные обычные благоустроенные квартиры; 10% (3) опрошенных имеют комнату, место в общежитии, и 3,3% (1) - комнату (комнаты) в полу- или неблагоустроенной квартире.

Что касается материального положения семьи, обнаружилось, что для большинства семей в основном денег хватает, могут даже кое-что откладывать (73,3% опрошенных, 22); 13,3% (4) опрошенных заявили, что на ежегодные расходы хватает денег, но уже покупка одежды представляет трудности, для этого нужно взять в долг или специально откладывать деньги; 6,7% (2) отметили, что живут от зарплаты до зарплаты, часто приходиться занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи; и лишь еще 6,7% (2) респондентов отметили, что в настоящее время могут практически ни в чем себе не отказывать. Эти данные позволяют сделать вывод о  том, что большинство опрошенных респондентов и их семьи имеют среднее материальное положение.

Что касается поселений, где прошли детские годы (или большая их часть), 76,7% (23) отметили, что в деревне, селе; 13,3% (4) - указали, что детские годы прошли в поселке, райцентре, небольшом городке; 10% (3) - отметили, что в городе средних размеров (типа Чайковский, Березники).

Итак, можно сделать вывод о том, что в выборку вошла молодежь от 13 до 23 лет включительно, большая представленность респондентов в возрасте от 15 до 17 лет включительно и это нам помешало проверить гипотезу о том, что наиболее склонной к проявлению девиантного поведения группой является молодежь в возрасте от 15-18 лет, так как не было возможности сравнить эту возрастную группу с какой-то другой.  

В выборку также вошли респонденты, большинство родителей которых имеют среднее общее и среднее профессиональное образование, т.е. в данный момент они имеют средний образовательный уровень, по материальному положения семьи преобладают те, кто живет на среднем уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Основные результаты пилотажного исследования

В ходе пилотажного исследования была поставлена задача: выявить степень распространенности различных видов девиантного поведения. В рамках этой задачи была выдвинута гипотеза о том, что в молодежной среде наиболее распространенной формой девиантного поведения является алкоголизм.

Информация о работе Девиантное поведение молодежи