Девиантное поведение молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:16, реферат

Описание

Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию. С развитием девиантного по ведения у молодежи все больше притупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности.

Содержание

Введение …………………………………………………………. 3
Глава 1. Актуальность проблемы ………………………………. 5
Глава 2. Основные виды девиантного поведения……………… 7
Заключение ………………………………………………………. 14
Список литературы …………………………………………….... 16

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 46.76 Кб (Скачать документ)
 

 

     Содержание:

     Введение  …………………………………………………………. 3

     Глава 1. Актуальность проблемы ………………………………. 5

     Глава 2. Основные виды девиантного поведения……………… 7

     Заключение  ………………………………………………………. 14

     Список  литературы …………………………………………….... 16

   

     Введение 

     Вопрос  о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального  поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим  субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения  проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое  мировоззрение, личности наиболее поддаются  внешнему влиянию. С развитием девиантного  по ведения у молодежи все больше притупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности. Изучение проблемы склонности к девиантному  поведению молодежи, актуальность которой  несомненна, требует определения  его места в системе координат  более широкого социального содержания. Девиантное поведение приобрело  
в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит  
в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые влияют на динамику данного поведения.  Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином – девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявить причины таких отклонений должно быть свойственно каждому современному человеку. В  недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только  
с криминальными явлениями – преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это не случайно, так как они практически везде считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?               Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается  
в конформизме, отклонение от нормы в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения  
от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.        Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называют девиантным. Это очень широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видам девиантного поведения относят алкоголизм, гомосексуализм, наркоманию, азартные игры, проституцию, самоубийство.    В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовной ответственности. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получило особое название – делинквентное поведение.  
В конце XIX и в начале ХХ вв. Были распространены биологические  
и психологические трактовки девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением  
и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более раним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.                                                                                                

     Уильям  Х. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей  определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Опираясь на исследование поведения  двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склоны к девиации мезоморфы (чье тело отличается силой и стройностью), хотя они  отнюдь не всегда становятся преступниками.                                                                                                                     

     Хотя  подобные биологические теории были популярны в начале ХХ в., другие концепции их постепенно вытеснили. Сторонники психологической трактовки  связывали девиацию с психологическими чертами: неустойчивость психики, нарушение  психологического равновесия и т.п. Были получены данные о том, что некоторые  умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности  могут оказывать влияние на психику  личности. Например, если мальчика дразнят  за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразиться в девиантном поведении.                                                                                                              

     Развернутое социологическое объяснение впервые  дал Э.Дюркгейм.  
Он предлагал теорию аномии, которая раскрывает значение социальных  
и культурных факторов.                        По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально – «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми  
и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит  
к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания, порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиации. Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Необходимо отметить, что за 70 лет  
до появления работы Э. Дюркгейма «Самоубийство: Социологический этюд» (1897) на заседании Российской академии наук 17 декабря 1823 г. И затем  
30 июня 1824 г. Академик К. Герман сделал доклад «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 гг.». Рассматривая причины самоубийств, К. Герман пришел к следующим научным выводам: 1) причины данных видов девиантного поведения кроются в крайностях (например,  
в нищете или огромном богатстве, в анархии или жесткой политической диктатуре); 2) динамика убийств и самоубийств за определенный отрезок времени позволяет судить о нравственном состоянии народа.
 

     Глава 1. Актуальность проблемы 

     В обществе существуют группы, нормы  которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что  интересы группы  
не соответствуют интересам большинства. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности девиантной субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей  
и родственников того или иного человека занимаются преступностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Некоторые современные исследователи утверждают, что СМИ своими материалами способны искусственно активизировать масштабы девиантного поведения. Обычно опубликованные материалы вызывают озабоченность широкой общественности, которая требует принятия адекватных ответных мер.  
В порядке реагирования государства и правоохранительных органов начинается усиленная борьба с преступностью, задерживается больше, чем раньше,  преступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создают впечатление, что явление, ставшее темой первых публикаций, расширяет  
и нарастает. Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиантного поведения, могут быть так же вовлечены в орбиту реализации своих преступных наклонностей и привлечены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этого преступность там действительно принимает более широкие масштабы.

     Девиантное  поведение – социальное поведение, отклоняющееся  
от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (алкоголизм, наркомания, преступность, проституция, суицид). Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Обследование студентов (опрос 2200 студентов 1-5-х курсов 24 ВУЗов проведен в июне 1997 года в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске) показало, что в студенческой среде распространены следующие формы деликвентного  поведения:  32% - спекуляция, фарцовка; 26% - обман, авантюризм;  
25% - вымогательство; 28% - воровство, грабеж; 33% - участие в драках, дебошах; 27% - склонность к терроризму, насилию; 22% - изнасилование,  
в том числе склонность к нему; 28% - затяжное пьянство; 24% - торговля наркотиками; 28% -употребление наркотиков; 11% - гомосексуализм; 
28% - проституция; 20% - склонность к суициду.1

     Объясняя  распространение деликвентного  поведения, опрошенные студенты объясняли, что основная причина спекуляции – нехватка денег, маленькие стипендии; авантюризма – нехватка денег, моральная  нечистоплотность; вымогательства –  нехватка денег; причина  
воровства – нехватка денег, плохое воспитание, нежелание работать, общая безнравственная обстановка в стране; причины драк – пьянство, плохое воспитание, отсутствие  условий для культурного досуга; причины склонности к изнасилованию – низкая мораль, психические отклонения; причины затяжного пьянства- стрессы; причины торговли  
наркотиками – стремление к наживе; употребления  
наркотиков – слабохарактерность, стремление к наслаждениям; причины гомосексуализма – физиологическая склонность, болезнь, половая извращенность; причины проституции – потребность в деньгах, стремление к легкой жизни; причины склонности к суициду – неуверенность в будущем, психозы, тяжелые условия жизни.2

          Резкая дифференциация общества, вызванная кризисным состоянием  экономики, безработицей, спадом  производства, падением жизненного  уровня большей части населения,  в том числе молодежи, привела  к тому, что молодежь как социальная  группа по образу жизни все  более вытесняется в маргинальный  слой. Ситуация неопределенности, нестабильности  не может являться благоприятной  для молодежи в плане формирования  ее социальных функций. Существующие  экономические, социально-политические  условия формируют потребности,  систему ценностей, интересы молодежи, в том числе и разрушительные, негативные. В жизнедеятельности  и поведении молодежи все больше  проявляются девиации.                                                                        

     Девиантное  поведение молодежи, его растущий масштаб, оказывают разрушающее  влияние не только на процесс формирования личности, но и на уровень развития духовной жизни общества – самой богатой по своим проявлениям сферы сознания.                                                                            

     Проблема  девиантного поведения является междисциплинарной, изучается различными науками: медициной, психологией, педагогикой, социологией, философией. Особую актуальность представляет рассмотрение этих проблем с точки зрения философско-социологических подходов. Реализация данных подходов позволит на теоретическом уровне проанализировать систему детерминации девиантного поведения российской молодежи, выработать методологические принципы исследования девиаций в поведении, определить возможности и механизмы социального контроля над девиантным поведением.                                                                                                     

     Философско-социологический  анализ проблем девиантного поведения  позволяет рассмотреть сущность, содержание, специфику проявления девиантного  поведения молодежи в новых российских условиях, определить основные его  формы и выявить социальные механизмы  профилактики  
и коррекции девиантного поведения, т.е. показать, как нужно воздействовать на общественное сознание, когда речь идет об объективности негативных процессов, происходящих в сфере духовной жизни общества. Актуальность исследования девиантного поведения молодежи как социальной группы обусловлена также тем, что именно по уровню проявления молодежной девиации можно прогнозировать направленность духовной жизни общества, поскольку молодежь как активная социальная группа призвана осуществлять преемственность в системе духовных ценностей и преобразовывать духовную сферу общества. Духовная жизнедеятельность молодежи выражается в конкретных сферах: образовании, науке, средствах массовой информации, культуре, в том числе и молодежной; девиации в молодежной среде разрушительно влияют на процесс развития духовной жизни общества.     Именно сегодня, в условиях переходного периода развития общества, противоречивых тенденций в развитии культуры, кризиса образования, возрастания степени проявления дефицитарной патологии развития личности, проблема девиантного поведения современной учащейся  
и студенческой российской молодежи приобретает особую актуальность.                           

     Поэтому актуальность темы с позиции решения  практических проблем обусловлена  необходимостью поиска реальных механизмов адаптации студентов в вузовской  системе обучения, их включенности  
в образовательные процессы. Исследование проблемы позволяет выделить механизмы профилактики и реабилитации девиантного поведения учащейся  
и студенческой молодежи, включаемые самой образовательной средой,  
и посредством качества образования сформировать интерактивную технологию социальной коррекции факторов риска девиантного поведения.
 

     Глава 2. Основные виды девиантного поведения 

         Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неудачами на работе или учебе, разочарование в людях. Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана.                Имеются         в     виду    демографические,    возрастные и социально-медицинские аспекты.  Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена в основном молодежь. Общественное мнение  
в России относительно проблемы наркомании формируется в условиях общего социально-экономического  кризиса.  Число  наркоманов  постоянно  растет.

Информация о работе Девиантное поведение молодежи