Девиантное поведение молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:16, реферат

Описание

Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию. С развитием девиантного по ведения у молодежи все больше притупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности.

Содержание

Введение …………………………………………………………. 3
Глава 1. Актуальность проблемы ………………………………. 5
Глава 2. Основные виды девиантного поведения……………… 7
Заключение ………………………………………………………. 14
Список литературы …………………………………………….... 16

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 46.76 Кб (Скачать документ)

          Хищения материальных ценностей  составляют 73,8% всех преступлений. Больше  всего хищений совершают подростки,  у которых наиболее низкое  материальное положение (табл. 5). 

     Табл. 5

Взаимосвязь типа преступления и  экономического статуса  подростка, %

Тип

преступления

     Экономический статус подростка
Не  обеспечены необходимые потребности Обеспечены  только необходимые потребности Достаток в  семье
Хищения            83,9      75,4      46,7
Другие  преступления      16,1      24,6      53,3
Всего      100,0      100,0      100,0
 

          Взаимозависимость экономического  положения и познавательных запросов  подростков не обнаружена: в целом  у большинства из них не  сформированы познавательные потребности.  У 70,2% подростков они не устойчивы.  Что касается культурных потребностей, то у 78,8% - основной досуг носит  развлекательный характер (общение  с друзьями на улице, компьютерные  игры, просмотр телевизора). В то  же время исследование установило, что чем выше материальный  уровень его семьи, тем выше  оценивают педагоги исполнение  подростком роли ученика. В  этой ситуации у тех, кто  существует на грани выживаемости, положительная оценка со стороны педагогов сведена к нулю.6

       Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности. Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни.

     Почему  молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы. Покушения на самоубийство чаще встречаются  в неблагополучных семьях, где  часты конфликты между родителями, а также детьми и родителями, которые  относятся к ним недоброжелательно  и даже враждебно. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют  близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими  значимыми для них людьми. В  одном  
из исследований были выявлены три общие характерные особенности студентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отношения  
с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее.

     Социальная  изоляция делает молодых людей более  уязвимыми при утрате объекта  любви, что может послужить причиной самоубийства. Потерявшим родителей  в детстве особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов. Она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации  к решению насущных жизненных  задач. Могут появиться такие  психосоматические симптомы, как  потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального влечения. Часто  депрессию стараются скрыть повышенной активностью, чрезмерным вниманием  к мелочам или вызывающим  
поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Бывает, что смерть наступает при передозировке и является непреднамеренной. Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда  
чей-то голос приказывает им покончить с собой. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство молодых людей были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии,  
и употребление наркотических веществ. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жизни.7
 

Заключение

     Девиантное  поведение основано на противоречиях, существующих  
в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Усугубляется эта проблема  
и поставленной на поток кино – и телепродукцией, где современная молодежь учится «азам» агрессивности. Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиациями являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной  
и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени  
и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво. В случае если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

     а) расширять доступ к законным способам достижения успеха  
и продвижения по социальной лестнице;

     б) соблюдать социальное равенство  перед законом;

     в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его  
в соответствие с новыми социальными реалиями;

     г) стремиться к адекватности преступления и наказания.

     Все это в совокупности позволит снизить  социальное напряжение  
в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным.

     Поскольку любое девиантное поведение –  это отклонение  
от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.                             Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и др. можно выделить следующие зависимости:

     - Чем более высокий уровень  социальных норм нарушается, тем  более решительными должны быть  действия государства. Самая высокая  ценность – естественные права  человека.

     - Чем более низкий уровень социальных  норм нарушается, тем больше упор  должен делаться на неформальные  меры социального контроля (социальное  вознаграждение или порицание,  убеждение и т.д.)

     - Чем сложнее социальная структура  общества, тем многообразнее должны  быть формы социального контроля.

     - Чем более низкий уровень социальных  норм нарушается человеком, тем  терпимее должна быть реакция  на его действия.

     - Чем демократичнее общество, тем  больше акцент должен делаться  
не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

     Подчеркну еще раз, девиантное поведение – естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное  
и нормативное поведение – две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантное поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативное поведение.
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.  Социология молодежи: Учеб. Пособие/ под редакцией проф. Волкова Ю.Г. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г.
  2. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
  3. Климова С. «Алкоголизм: обыденные теории»/ Журнал «Социальная реальность», № 2 -  2007 г.
  4. Маликова Н.Н. «Типология отношений студентов к наркомании» / «Социс», № 7 – 2000 г.
  5. Климова С.В. «Подростковая преступность»/ «Социс»,

    № 9 – 2006 г.

  1. Профилактика девиантного поведения молодежи. Учеб. Пособие. Научный редактор Лисовский В.Т. – СПб-Москва-Березники, 1998 г.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь, 1998г.

Информация о работе Девиантное поведение молодежи