Факторы девиантного поведения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:04, реферат

Описание

Целью данного реферата является выявление влияния интернета на формирование девиантного поведения молодежи.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к объяснению девиантного поведения.
2. Выявить основные причины и факторы девиантного поведения. Рассмотреть более подробно интернет как один из факторов девиантного поведения.
3. Определить влияние интернета на поведение детей и подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Основные подходы к объяснению девиантного поведения...……. ... 6

Основные причины и факторы девиантного поведения…………….. 10

Причины возникновения девиантного поведения………... 10

Факторы девиантного поведения………………………….. 15

Влияние интернета на поведение подростков и детей………………. 22

Заключение…………………………………………………………………. 25

Список литературы……………………………………………………..….. 27

Работа состоит из  1 файл

реферат для поступления.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк – 2012

План

 

Введение……………………………………………………………………       3

 

  1. Основные подходы к объяснению девиантного поведения...……. ...      6

 

  1. Основные причины и факторы девиантного поведения……………..   10

 

      1.  Причины возникновения девиантного поведения………...   10

 

      1.  Факторы девиантного поведения…………………………..   15

 

  1. Влияние интернета на поведение подростков и детей……………….   22

 

Заключение………………………………………………………………….   25

 

Список литературы……………………………………………………..…..  27

 

Введение

 

          В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует определённым нормам.

           Но если кто-то нарушил нормальный  ход жизни, мы естественно ощущаем,  что всё общество основано на определенном порядке, обеспечивающем нормальное (т.е. соответствующее принятым нормам) поведение людей. 

Отклонение в поведении  личности, социальных групп от установленного порядка вещей порождает такое  социальное явление как отклоняющееся (девиантное) поведение.

Живя в современном  мире, мы постоянно сталкиваемся с различными средствами массовой информации, в число которых входит и интернет. Он настолько прочно основался в нашей повседневности, что многие, в особенности молодое поколение, даже представить себе не может своего существования без глобальной сети. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости, узнавать счёт футбольного матча, прогноз погоды на сайте через интернет.

Но какую роль он занимает в жизни современного человека?  Какой характер имеет влияние интернета на образ жизни молодых людей, на их поведенческие стереотипы, привычки и т.д.? И, вообще, существует ли это влияние? 

Мы считаем, что проблема влияния интернета на поведение молодёжи – очень актуальна в нашем современном обществе.

Кроме того, актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия  и факторы, обуславливающие это  социальное явление, стало главной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд основных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

В стабильно функционирующем  и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или  менее ясен. Социальная норма –  это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. [4] Социальная норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

Но в обществе, где  разрушены одни нормы и не созданы  даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?». [17] Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, надо ее собирать». [13]

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком  положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Объектом исследования является принцип формирования девиантного поведения.

Предмет исследования – интернет как фактор девиантного поведения молодежи.

Целью данного реферата является выявление влияния интернета на формирование девиантного поведения молодежи.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить основные подходы к объяснению девиантного поведения.

2. Выявить основные причины и факторы девиантного поведения. Рассмотреть более подробно интернет как один из факторов девиантного поведения.

3. Определить влияние интернета на поведение детей и подростков.

 

1. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

 

Нормативные системы  общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

Девиантное, или  отклоняющееся, поведение всегда связано  с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

В некоторых  обществах малейшие отступления  от  традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

Борьба с  девиациями часто перерождалась  в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

Пониманием  сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.

Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличие от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким образом, социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. [4]

Регулирующее  воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества. [10]

Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде, которая появилась в результате закрепления повторяющихся совместных действий. Эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время, хотя ее сегодня актуализируют другие культурно-исторические факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицируют их по разным основаниям:

    • по субъектам, носителям норм: общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные;
    • по объекту, или сфере деятельности, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономически, эстетические, религиозные и т. д.;
    • по содержанию: регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д.;
    • по месту и нормативно-ценностной иерархии: основополагающие и второстепенные, общие и конкретные;
    • по форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие;
    • по масштабам применения: общие и локальные;
    • по способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата;
    • по функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;
    • по степени устойчивости: опирающиеся на социальную привычку, обычай, традиции и не имеющие такого основания и др. [12]

В большинстве случаев  отклоняющееся от социальных норм поведение  корректируется с помощью социальных санкций. Слабые и эпизодические формы девиаций,  связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно участниками взаимодействия. Методы и средства борьбы с устойчивыми девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

Нередко социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. играют позитивную роль. Негативные формы девиации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений:  от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются учеными.

 

 

2. Основные причины и факторы девиантного поведения

 

2.1. Причины  возникновения девиантного поведения

 

Выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения девиантного поведения. В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации.

Большинство биологических  теорий создавалось в рамках криминологического изучения общества. Почти все они связаны с попытками объяснить преступность и агрессию.

Традиционно, одним из родоначальников биологического направления  в девиантологии считается итальянский  ученый Чезаре Ломброзо, творчество которого относится ко второй половине XIX века. Основным детерминантом склонности к преступности, по мнению Ломброзо, были наследственно-биологические факторы (например, особое строение черепа), подкрепленные воздействием окружающей среды. В то же время, Ломброзо рассматривал причины девиантности в максимально широком спектре: от климатических, природных и наследственных факторов до экономических, культурных и гендерных. Он писал: «Всякое преступление имеет в происхождении своем множество причин и, ...причины эти часто сливаются одна с другою». [6] Однако, первенство, все–таки отдавалось факторам наследственно-биологического характера. Теория Ломброзо быстро приобрела значительную популярность, но последующее развитие социологии и психологии не способствовало ее распространению. Прежде всего потому, что не прослеживались до конца причинно-следственные связи: было не ясно, то ли наследственность определяет склонность к девиантности, то ли другие, внешние факторы, влияющие в том числе и на наследственность.

Информация о работе Факторы девиантного поведения молодежи