Факторы девиантного поведения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:04, реферат

Описание

Целью данного реферата является выявление влияния интернета на формирование девиантного поведения молодежи.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к объяснению девиантного поведения.
2. Выявить основные причины и факторы девиантного поведения. Рассмотреть более подробно интернет как один из факторов девиантного поведения.
3. Определить влияние интернета на поведение детей и подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Основные подходы к объяснению девиантного поведения...……. ... 6

Основные причины и факторы девиантного поведения…………….. 10

Причины возникновения девиантного поведения………... 10

Факторы девиантного поведения………………………….. 15

Влияние интернета на поведение подростков и детей………………. 22

Заключение…………………………………………………………………. 25

Список литературы……………………………………………………..….. 27

Работа состоит из  1 файл

реферат для поступления.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения  на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические  факторы, дополняющие основные, о  которых речь шла выше.

Одним из таких факторов можно считать интернет. Многие считают, что его влияние на поведение молодежи сильно преувеличено и не превосходит влияния других средств массовой информации, таких как радио, телевидение, журналы. Однако, это не верно. Главным образом потому, что в настоящее время интернет является наиболее распространенным средством и, более того, объединяет в себе все вышеперечисленное. Там в неограниченном доступе находятся любые фильмы, а также новости, где все та же кровь, трупы и катастрофы.

Авторы исследования, результаты которого были представлены в журнале «Pediatrics», утверждают, что агрессивное поведение подростков провоцируется демонстрацией насилия в Интернете. Ученые провели опрос 1588 детей в возрасте от 10 до 19 лет и проанализировали связь между насилием в информационных каналах с серьезными проявлениями агрессии у подростков. Около 38% опрошенных посещали как минимум один интернет-ресурс, демонстрирующий жестокость. Но лишь 5% респондентов сознались, что за последний год так или иначе проявляли агрессию по отношению к окружающим. Однако вероятность жестокого поведения возросла до 50% при анализе аудиторий отдельно взятых сайтов. [21]

Исследование также  показало, что подростки, посещавшие сайты, на которых жестокий контент представляет собой отображение реальных ситуаций, проявляют агрессию в пять раз чаще остальных сверстников. Вероятность жестокого поведения возрастает и при увеличении числа медиаканалов. При этом ученые отметили, что эффект Интернета значительно превосходит влияние телевидения, музыки и кино.

Более того в глобальной сети прослеживается пропаганда наркотиков, алкоголя, преступности и сексуальной распущенности в молодежной среде. На страницах интернета можно прочитать о том, чем отличаются одни наркотики от других, каковы «достоинства» и «недостатки» слабых и сильных наркотиков, как и в каких количествах их употреблять, как обращаться со шприцем и как разводить. Можно найти технологии изготовления наркотиков в домашних условиях, а также, признания мировых звезд, кумиров молодежи в употреблении тех или иных наркотических средств и рассказы о том, как это хорошо. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии.

На многих сайтах, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть площади занята откровенной или скрытой пропагандой и рекламой спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива буквально заполонила интернет. Результатом этого является рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде.

Также, все пользователи, не зависимо от возраста, имеют доступ к различным сайтам эротического содержания. Сверх того, иногда избежать попадания на подобный сайт просто невозможно.

После сказанного выше остается только удивляться, что еще остаются молодые люди с нормальным, не девиантным поведением, с желанием быть инженерами, учителями, врачами, психологами.

Кроме получения информации, в интернете существуют различные игры, которые тоже не лучшим образом влияют на молодежь. Аналитическая фирма Evolution Research опубликовала результаты нового исследования, которое проходило в форме опроса с целью выявить общественное мнение – влияют ли видеоигры на поведение пользователей. В исследовании приняло участие 2077 человек. Большинство из них, 60%, считает, что видеоигры очень сильно влияют на поведение людей, даже больше, чем телевидение (47%), музыка (46%) или фильмы (50%). При этом остальные средства массовой информации, вроде книг, новостей, как показал опрос, людьми вообще не рассматриваются как средства влияния на поведение. Чуть более 30% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет считают, что видеоигры позитивно влияют на поведение человека в обществе, и 20% считают, что влияние исключительно негативное. При этом среди тех, кому за 44 года, таких мнений уже в два раза больше. [22]

Очевидно, что влияние видеоигр на поведение негативное. Если сравнить его с действием фильмов, можно заметить, что во время игры человек вживается в навязанную ему виртуальным миром роль и воспринимает себя и персонажа игры как одно целое. При этом большинство игр не обходится без крови, убийств и тому подобного. В результате чего насилие начинает восприниматься как должное и в реальной жизни, что соответственно и приводит к отклонениям в поведении.

Однако, нравится нам это или нет, компьютер и Интернет играют значительную роль в становлении мировоззрения. Между тем, это вовсе не означает, что они должны взять на себя воспитательную роль или заменить собой общение с друзьями. В век технического прогресса, нужно учиться ограничивать время, проведенное в интернете и черпать оттуда только полезную информацию.

 

3. Влияние интернета на поведение подростков и детей

 

Как выяснилось, сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети, как упоминалось выше, является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются дети и подростки, так как они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни.

Отследить всю информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно. Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должен знать педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. Статистика показывает, что современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Плюсы Интернета  состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные или неподходящие для детей и подростков данные.

Рассмотрим  подробнее, что плохого может  приключиться с подростком, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине. Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые «оргии». Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.

Кроме того, есть возможность вовлечения детей и подростков в азартные игры. Тогда как даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Невозможно  запретить ребенку выходить в  Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного  пользования им в наших силах. Для этого нужно научить его правильно вести себя в сети, поставить программу фильтрации данных.

В настоящее  время Интернет представляет собой «мир» ─ параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но и очень много отрицательного. Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все взрослые люди, не говоря уже о детях и подростках, могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание.

Таким образом, можно  утверждать, что абсолютное большинство молодых людей использует интернет в различных целях и вряд ли смогли бы без него обойтись. Однако мало кто из них признает вредное влияние интернета на поведение, формирование личности детей и подростков.

 

Заключение

 

В процессе анализа и обобщения различных источников, мы пришли к выводу о глубокой наполненности содержания понятия «девиантное поведение». Исходя из описанных точек зрения «девиантное поведение» можно определить, как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

Все факторы девиантного  поведения в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения.

При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические факторы, дополняющие основные. Одним из таких факторов можно считать интернет.

В наш век компьютерных технологий существенно повысился уровень преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами. Именно поэтому проблема отклоняющегося поведения молодежи, на данный момент, является одной из самых актуальных проблем в нашем обществе.

Как выяснилось, интернет оказывает большое влияние на формирование образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как непосредственно через Интернет на личность ребенка, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых Всемирная сеть, в свою очередь, так же оказывает значительное влияние.

Интернет создает двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни детей и подростков: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта.

Глобальная  сеть достаточно сильно влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни, воздействует на поведение молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, она способна формировать у людей соответствующие установки.

Мы рассмотрели  тему влияния Интернета на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие глобальной сети существует и оно достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие Интернета на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят именно о негативном воздействии, которое выражается в их неадекватном, девиантном поведении в обществе.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бачинин В.А. Антропосоциология анормативного поведения // Общественные науки и современность, 2001. – № 3. – С.62-73.
  2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 322с.
  3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1997. – С. 23.
  4. Иванов В.И. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал, 1995. – № 2. – С.47-48.
  5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. –160с.
  6. Ломброзо Ч. Преступление. – М.: «СПАРК», 1994. – С.5.
  7. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. – М.: "Прогресс", "Универс", 1994. – C.115.
  8. Лукина А.К.  Социальная педагогика как педагогика среды: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2005. – 277с.
  9. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования, 1992. – № 3. – С. 106.
  10. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане. Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – С. 185, 186, 190.
  11. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 432с.
  12. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. Заведений / И.П. Подласый – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
  13. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время, 1994. – № 35. – С. 35.
  14. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – С. 520-523, 525.
  15. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич – Мн.: Современное слово, 2005. – 720с.
  16. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для вузов / П.С. Самыгин. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 440с.
  17. Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета, 1994. – 13 июля. – С. 3.
  18. Тэйлор Э.Б. Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации. – М.: "Мысль", 1924. – С.269.
  19. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991. – С.47.
  20. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2003. – С.218.

Информация о работе Факторы девиантного поведения молодежи