Девиантное поведение молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Существует отдельная отрасль социологии, которая занимается вопросами отклоняющегося поведения, она получила название социология девиации.
«Общепринятое сегодня определение звучит следующим образом: социология девиации – это наука о поведении индивида, в правовом или этическом плане не соответствующем общественным нормам…

Содержание

1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы
1.2. Процедурный раздел программы
2. Характеристика выборочной совокупности
3. Основные результаты пилотажного исследования
4. Методический анализ инструмента исследования
5. Список использованной литературы
6. Приложение
6.1. Приложение 1. Итоговая анкета

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая 5.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

Курсовая работа по методологии и методики социологического исследования

Девиантное поведение

(программа и результаты пилотажного исследования)

 

 

                                                                                  

 

 

 

                                                                  Выполнила: Ахметова Э.

                                                                  Научный руководитель:

                                                              К,ф.н, доцент кафедры

                                                                          Социологии и политологии

                                                 Разинская В. Д.

 

 

                                      

 

                                                                                           

                                                                                                                                                                   

 

Пермь, 2010

Содержание

1.      Программа социологического исследования

1.1.           Методологический раздел программы

1.2.           Процедурный раздел программы

2.      Характеристика выборочной совокупности

3.      Основные результаты пилотажного исследования

4.      Методический анализ инструмента исследования

5.      Список использованной литературы

6.      Приложение

6.1. Приложение 1. Итоговая анкета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Программа социологического исследования

1.1. Методологический раздел программы.

Анализ ситуации в исследуемой области. Постановка проблемы исследования

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает  поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Существует отдельная отрасль социологии, которая занимается вопросами отклоняющегося поведения, она получила название социология девиации.

«Общепринятое сегодня определение звучит следующим образом: социология девиации – это наука о поведении индивида, в правовом или этическом плане не соответствующем общественным нормам…

Согласно конвенциональному определению, предмет социологии девиации состоит из следующих видов поведении: преступления против личности, семьи, детей, половой морали, собственности; злоупотребление алкоголем (алкоголизм); суицид (самоубийство); большинство видов ментальных болезней (мании, садизм; кроме душевных болезней и эпилепсии); наркомания, гомосексуализм и педофилия» [4]. Исходя из предметных областей социологии девиации выделяют такие виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, а также самоубийство, проституция, потребление  психоактивных веществ и другие.

На рост девиации влияет множество причин. Например, социологи и психологи выделяют такую причину, как социальная политика государства. Они считают, что специфические особенности социальной политики в России 90-х годов повлияли на судьбы детей и подростков. «Подрастающее поколение лишилось ориентиров в условиях культурного вакуума. Точнее говоря, провозглашение «частнособственнических» норм поведения, осуждающихся прежде, привело к сосуществованию взаимоисключающих ценностных ориентиров, одновременно действующих в обществе. Это самым непосредственным образом повлияло на усложнение социализации подростков» [1]. Все это привело к росту девиации.

Отклоняющееся поведение  наиболее свойственно для молодежи. Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформированное стойкое мировоззрение личности наиболее поддаются внешнему влиянию, воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в себя их и в дальнейшем руководствуются ими. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупливаются положительные чувства и она может стать резервом для будущей преступности.

Приведем некоторые данные социологических исследовании в области изучения отклоняющегося поведения.

«В 2005 г. проведено социологическое исследование употребления психоактивных веществ (ПАВ) архангельскими школьниками, учащимися начальных и средних профессиональных училищ и техникумов, студентами высших учебных заведений. Было выявлено, что в данных группах молодежи употребление алкоголя становится массовым. С той или иной частотой в средних и высших учебных заведениях употребляют спиртные напитки 84% юношей и 88% девушек, среди школьников, соответственно, 48% и 58%... серьезная ситуация сложилась и с потреблением наркотических препаратов. Результаты мониторинга позволяют определить количество юношей и девушек, знающих вкус наркотиков: 34% юношей и 10% девушек – студенты вузов; в училищах и техникумах, соответственно, 22% и 7,7%; среди школьников знают вкус наркотиков 4,4% и 9,1%...

В целом мониторинг девиантного поведения и наркоситуации в образовательных учреждениях Архангельска  выявил высокий уровень приобщения подростков и молодежи к ПАВ и особенно тот факт, что уровень приобщения к ним у девочек оказался существенно выше, чем у мальчиков»[3].

«Стремление молодежи к уходу от окружающей действительности, в том числе и с помощью псиоактивных веществ, имеет ряд причин, которые, по определения Всемирной организации здравоохранения, можно свести к трем основным:

- влияние семьи – плохое воспитание, неблагоприятный пример родителей, конфликтная ситуация в семье;

- личностные факторы – чувство тревоги, депрессия, эмоциональная нестабильность, снижение самооценки, отсутствие устремлений, ощущение незащищенности, чувство противоречия и враждебности, потеря самоконтроля;

- социкультурные факторы, например, принятые нормы поведения в референтных группах» [4].

Все эти факторы, например, влияют на рост преступности в молодежной среде.  «Одним из источников определения влияния семьи на преступность несовершеннолетних служат материалы судебной статистики (табл. 1). Видно, что за указанные годы отмечается омоложение преступности: треть осужденных составляет группа в возрасте 14-15 лет, что свидетельствует о росте тяжких и особо тяжких преступлений, за которые установлена уголовная ответственность с 14 лет. Растет "вклад" в преступность несовершеннолетних в семьях с одним родителем, и отмечаются негативные последствия воспитания подростков вне семьи. Несмотря на то, что около 40% несовершеннолетних не учились и не работали, треть - пьянствовала и совершала преступление, каждый пятый был судим (судимость или погашена, или не погашена), в 2002 году из осужденных подростков только 16,8% состояли на учете в специальных государственных органах»[2].

Таблица 1. Некоторые сведения о структуре осужденных несовершеннолетних по России за 1995-2002 годы (удельный вес в %)

Группы несовершеннолетних

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Осуждено – всего (тыс. человек)

116,5

121,0

120,6

132,2

146,7

148,6

142,8

88,3

14-15 лет (из числа всех осужденных)

25,5

25,6

31,1

33,2

33,4

32,8

33,1

32,3

16-17 лет (из числа всех осужденных)

74,5

74,4

68,9

66,8

66,6

67,2

66,9

67,7

Воспитывались в семье с одним родителем

39,8

39,6

38,7

38,9

39,4

39,6

41,3

43,2

Воспитывались вне семьи

5,4

5,3

5,3

5,3

5,4

5,5

6,2

7,0

Не учившиеся и не работавшие

40,1

40,6

36,8

36,8

36,7

36,0

36,0

36,8

Совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения

34,7

33,0

28,6

25,2

22,2

21,7

25,5

34,0

Ранее судимые (с неясной и непогашенной судимостью)

11,5

6,1

13,9

13,9

14,4

13,1

1-,7

9,2

Из них ранее осужденные к лишению свободы

-

-

5,4

5,6

5,8

5,6

5,1

5,4

Юридически несудимые (судимости сняты и погашены)

-

-

2,9

2,9

2,9

4,7

8,2

11,1

Состояли на учете в специальных государственных органах

26,3

24,6

13,4

12,9

12,4

12,4

14,8

16,8

Источник: Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект. 2003: Стат. сб. Госкомстат России. М., 2003. С.31.

 

Вместе с тем существуют такие формы девиантного поведения,  как молодежная проституция, суицид.

Молодежная проституция – явление не новое. Отрицательные последствия чаще всего выражаются в последующей социальной деградации личности, неспособности создать полноценную семью и интегрироваться в обществе. Проституция нередко служит предпосылкой для злоупотребления алкоголем и наркотиками.

В 2001 году были проведены исследования, в которых была предпринята попытка определить средний возраст, в котором молодежь начинала сексуальную жизнь. «Опрошенная категория молодежи (12-22 лет) сексуальную жизнь начала вести в среднем с 15 лет 3 месяцев: юноши – 14 лет 8 месяцев, девушки – 15 лет 8 месяцев.

Согласно данным исследования, проституцией занимались 5,7% опрошенных в возрасте 12-22 лет (примерно 625 тысяч человек).

Занимается проституцией профессионально (по признанию опрошенных – «часто») – 1% (примерно 100 тыс. человек), «не очень часто» - 1,1% (примерно 125 тыс. человек), «редко» - 3, 6% (примерно 400 тыс. человек).

Занимаются проституцией «часто» и «не очень часто» среди юношей 1,8% (по-видимому, это следствие активизировавшихся подофилов и гомосексуалистов), среди девушек – 2,5%. Доля занимающихся проституцией резко возрастает начиная с 18 лет»[4].

Анализируя данные социологических исследований и наблюдая за поведением молодежи в повседневной жизни, можно сделать вывод о том, что перед нами встает одна из самых острых проблем, приобретающая все большие темпы в современном обществе: проблема распространения различных форм девиантного поведения среди молодежи, склонность молодежи к девиации. Это происходит потому что,  существует противоречие между  социальными нормами молодежи и господствующими социальными нормами. Это явление недостаточно изучено, причина отклоняющегося поведения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Существует много исследований, которые определяют те или иные факторы, влияющие на рост девиации.  Но можно сделать вывод о том, что эти факторы не достаточно изучены  и социологические исследования не дают конкретных указаний, которыми можно было бы бороться с ростом девиантного поведения.  Отклоняющееся  поведение должно изучаться более широко, для того чтобы была возможность уменьшить его масштабы.

 

 

Объект, предмет, цель и задачи исследования

 

Объект и предмет исследования

Информация о работе Девиантное поведение молодежи