Девиантное поведение в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:51, реферат

Описание

Задачи работы:
1) разработать программу исследования;
2) провести опрос среди учащихся(10-11 классов) и студентов (в возрасте от 17 до 20лет);
3) произвести обработку полученных материалов;
4) сформулировать вывод и обосновать рекомендации.

Работа состоит из  1 файл

Deviantnoe_povedenie_v_molodezhnoy_srede.docx

— 28.48 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Работу выполнял студен Академии РАНХ и ГС

Факультета  «социальные технологии»

группы 1 РОСП(б)

Титов Владислав

 

 

 

 

 

 

Программа социологического исследования

«Девиантное поведение в молодежной среде»

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г

 

    В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.

    Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

   Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, я имею в виду, что в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм  одного общества может отличаться  от другого.

    Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие — во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Однако употребление алкоголя — серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.

   Итак, девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Если воспользоваться научным определением, то девиантное поведение, девиантность (лат.deviatio - отклонение) - это: 1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (соц.группе) нормам и ожиданиям; 2. социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; В первом значении - как индивидуальный акт - девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой и другими поведенческими науками. Во втором значении - как элемент социального бытия - девиантность служит предметом социологии и социальной психологии.

    Все общества, государства имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра.  
 

Актуальность проблемы девиантного поведения велика в современном мире. Часто неправильное поведение, воспитание или полное его отсутствие приводит к девиации поведения у подростков. Важно знать причины отклонений в поведении подростка, для того, чтобы наметить правильные пути его воспитания. Необходимость изучать эту тему возникает как у психологов и психотерапевтов, так и у педагогов и воспитателей. Умение поставить воспитательный процесс зависит от знаний индивидуальных особенностей развития ребенка. Знание причин девиации поведения необходимо для того, чтобы предотвратить формирование отклонений у подростков. В современном мире, как показывает статистика, девиации встречаются очень часто у подростающего поколения и необходимость изучения причин и способов преодоления отклонений от «нормы» актуальна для общества.

 

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков.

 

 

 

 

Задачи:

1) разработать  программу исследования;

2) провести  опрос среди учащихся(10-11 классов) и студентов (в возрасте от 17 до 20лет);

3) произвести  обработку полученных материалов;

4) сформулировать  вывод и обосновать рекомендации.

 

Решение проблемы

Борьба с  девиантным поведением ( в частности с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом в молодёжной среде )

      1. Формирование негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму. Пути реализации этого видятся в следующем:

1. Привлечение внимания общественности через средства массовой информации: введение специальной рубрики в газетах, журналах, радио- и телепрограммах.

2. О наркомании, токсикомании  и алкоголизме нужно говорить  не только и не столько с  позиции оценивания, сколько с позиции конкретных действий по борьбе с ними. Это могут быть адреса медико-реабилитационных пунктов, кабинетов психологической помощи, рассказы людей об опыте освобождения от наркозависимости, сообщение приемов отказа от употребления наркотических веществ (например - 50 способов сказать "нет", когда предлагают попробовать).

3. Широкое распространение в  молодежной среде информации (буклеты,  рекламные проспекты, аудио-видеоматериалы), пропагандирующие здоровый образ  жизни.

4. Проведение в учебных заведениях  области практических занятий,  тренингов по формированию негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму.

5. Разработка системы комплексных мер по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма с привлечением специалистов заинтересованных ведомств. Общеизвестно, что причины злоупотребления наркотическими веществами носят многоплановый характер. Они включают в себя физиологические, психологические, социальные аспекты предрасположенности. Чем больше таких факторов будет учтено в профилактико-реабилитационных программах, тем эффективнее будут результаты.

6. Усиление внимания на вопросы подготовки квалифицированных кадров по обучению приемам и методам распознавания и профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма.

 

 

Объект исследования: Объект исследования – дети и подростки, учащиеся старших классов (10-11) общеобразовательных школ и студенты

Предмет исследования: Степень влияния дружеских компаний на распространение девиантного поведения в молодежной среде

 

 

Гипотезы

Распространение девиантного поведения в молодежной среде находится в зависимости от степени негативного влияния социального окружения (н-р: дружеская компания), в котором наиболее часто проводят время молодые люди

Профилактика девиантного  поведения в молодёжной среде  заключается в их нравственном воспититании.

 

 

 

 

 

Степень разработанности:

     Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897) считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

     Исследуемая в диссертации проблема девиации относится к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: социологических, педагогических, социопсихологических, философских, культурологических, каждая из которых имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию. Изучая сущность и природу отклонений, ученые в качестве основы девиации рассматривали наследственность и биологическое состояние человека (Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, Т. Прайс, Г. Уиткин, У. Шелдон, и др.), внутриличностные психологические противоречия и конфликты с ближайшим социальным окружением (Г. Кэплан, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Фромм, и др.). Социологическая трактовка девиации получила развитие в теориях аномии и социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Сорокин, У. Томас, и др.), стигматизации (Г. Беккер, И. Гоффманн, Р. Коллинз, Э. Лемерт, и др.), культурологических (Р. Клауорд, П. Миллер, Л. Оулин, Э. Сатерленд, Т. Селлин и др.) и конфликтологических концепциях (Р. Квинни, Л. Козер, К. Маркс, О. Турк, Ф. Энгельс и др.)

     В настоящее время в социологии девиантного поведения сложились определенные исследовательские направления: методологические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения (О.М. Маслова, М.Е. Позднякова, Г.Г. Татарова); общая теория девиантности и социального контроля (Я.И. Гилинский, Т.В. Шипунова); криминологическое направление исследований отклоняющегося поведения (Д.М. Овсянников, А.М. Шарипов); гендерные аспекты проблем девиации (Л. Альперн, И.И. Шурыгина); проблемы наркотизма в молодежной среде (Ю.Ю. Комлев, А.Л. Салагаев); девиантогенный потенциал ценностно-мировоззренческих установок различных социальных групп в современной России (А.В. Маркин, Т.А. Хагуров); гражданские и государственные подходы к легализации проституции (Б.Ф. Калачев); алкогольная ситуация в России: теоретико-методологические проблемы (Г.Г. Заиграев, Б.М. Левин); стигматизация и проблемы девиантности (Т.П. Липай); изучение ситуации потребления психоактивных веществ в современной России (А.А. Арефьева, С.А. Быков, К.В. Вышинский, Л.А. Журавлева, В.В. Киржанова, З.В. Коробкина, Б.М. и М.Б. Левины, М.Е. Позднякова, Г.И. Петракова, В.А. Попова, Ю.В. Окуньков, Ф.Э.Шереги)

 

 

Эмпирическая база. 
Для изучения «Девиантного поведения в молодежной среде» используем опросный метод анкетирования. Возраст участников (от 15 до 23 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

Социология. Учебник  для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2004- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)

Татарова С.П. Социальная технология по предупреждению табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старших школьников. – Улан-Удэ : Нонпарель, 2005. – 174 с. 

Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в современном российском обществе. – Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2007. – 333 с.

Основы социальной работы : Учебник/ Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998

Кравченко А. И. « Социология », учебник для  вузов. Москва 2000 

Девиантное поведение: методология и методика исследования. – М., 2004; Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. – Казань, 2005; Позднякова М.Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001; Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.– М., 2002; Шереги Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. – М., 2001; Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. – СПб., 2003


Информация о работе Девиантное поведение в молодежной среде