Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:43, дипломная работа

Описание

До начала работы над дипломом я не был знаком ни с одним человеком, который высказал бы симпатии к Русскому Национальному Единству. Достаточно необычное положение вещей, если учесть почти пять лет занятий политической социологией и четыре года - собственной карьеры активиста. Люди, с которыми я говорил о Единстве, часто высказывали по его поводу страх и отвращение - очень много того и другого - и еще недоумение. В то, что кто-то выставляет напоказ свастики, черные рубашки, приветствия, которым не хватает только выкрика "Хайль!", чтобы казаться взятыми из кинохроники полувековой давности, катехизисы национал-социалистической идеологии, доступные широкому читателю - и после этого рассчитывает придти к власти, они просто не верили.

Содержание

Отправной пункт: взгляд извне………………………………………………..…3

Глава 1. Социальные движения и культура: высокая теория…………….…5
1.1 В поисках определения для "социальных движений"………….…5
1.2 Движения как социальный дискурс…………………………………8
1.3 Логическая структура убеждающей коммуникации………………9
1.4 Фон для фигуры: понятие "политической культуры"…………..13
1.5 Итоги: теоретическая модель………………………………………..16

Глава 2. Методо-логика…………………………………………………………..18
2.1 Стратегия исследования……………………………………………...18
2.2 Объекты и методы…………………………………………………….20
2.2.1 Методы………………………………………………………..20
2.2.2 Встречи РНЕ………………………………………………….20
2.2.3 Акции………………………………………………………….23
2.2.4 Документы организации …………………………………...24
2.2.5 Сообщения СМИ…………………………………………….25

Глава 3. The Setting: Русское Национальное Единство ……………………..26
3.1 Развитие и современное состояние Единства……………………...26
3.1.1 История РНЕ…………………………………………………26
3.1.2 Численность и территориальная организация………….32
3.1.3 Участие и карьера в РНЕ…………………………………...34
3.1.4 Акции и структура организации…………………………..37
3.1.5 Символика и этикет…………………………………………40
3.2 Петербургская организация………………………………………….43

Глава 4. Этнография убеждающей коммуникации…………………………..44
4.1 Идеологический репертуар…………………………………………..44
4.1.1 Идеологические вариации………………………………….44
4.1.2 Эволюция идеологии………………………………………..50
4.1.3 Региональные различия……………………………………51
4.1.4 Основные регистры…………………………………………53
4.1.5 Целевые аудитории……………………………………….…54
4.1.6 Эмическая значимость различий между вариациями…56
4.2 Воспроизводство идеологического сообщества……………………59 4.2.1 Основные принципы репродуктивной аргументации….59
4.2.2 Критика источников………………………………………..63
4.3 Воспроизводство организации……………………………………….66
4.3.1 Задачи позиционирования………………………………….66
4.3.2 Идентификация действующих лиц внутри традиционной модели……………………………………………………..67
4.3.3 Трансформации политического пространства…………..70

5. Символическая стратегия Единства: Анализ………………………………76
5.1 Использование эвристик……………………………………………..76
5.2 Стратегия политической контркультуры………………………….80

Заключение: взгляд изнутри……………………………………………………..85

Ссылки……………………………………………………………………………...88

Приложение………………………………………………………………………...94

Работа состоит из  1 файл

Diploma.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

      3.1.5 Символика и этикет. Символика Единства хорошо известна. Прежде всего, это - сама эмблема РНЕ - кельтская свастика, называемая его членами "Коловратом". Коловрат присутствует на всех предметах, произведенных Единством - документах, униформе, знаменах. Он признается достаточно многозначительным, чтобы во многих случаях заменить словесные аргументы - так, чаще всего встречающаяся на стенах Петербурга листовка не содержит ничего, кроме свастики, подписи "Русское Национальное Единство" и указаний на место и время встречи. Далее мы вернемся  к интерпретации места, занимаемого Коловратом в символической стратегии Единства. Здесь упомянем лишь способы, которыми его употребление оправдывается самими баркашовцами.

      Несмотря  на общее убеждение, что их свастика - преемник нацистской, члены РНЕ  отрицают какую-либо прямую связь, апеллируя  к древнейшей истории этого символа. (Этим объяснениям, иногда похожим на оправдания, уделяется много печатной площади в изданиях и много времени на встречах). Обычно приводимый контраргумент - Коловрат является одним из исконных русских символов, поразительным образом принадлежащим и праславянским, исконно арийским, и христианскому культам. В доказательство приводятся ссылки на многочисленные исторические памятники, где присутствует свастика (свастика, вписанная в восьмилучевую звезду, не появляется нигде, но авторство Баркашова в изобретении этого символа также не признается). Фотографиям  этих предметов уделена масса пространства и в газетах, и на сайте ["Страсти..", 1997]. Когда приходящие на встречи (особенно коммунисты) высказывают мнение, что использование нацистского символа дискредитирует Единство, а вместе с ним - и все русское националистическое движение, лидирующее положение РНЕ в котором ими признается,  баркашовцы без труда воспроизводят по памяти большие куски газетных статей, иногда сопровождая их показом иллюстраций. Правда, оппоненты обычно продолжают сомневаться, говоря о том, какой темный сейчас народ.

      Униформе  придается такое же большое значение, и на ее воспроизводство тратится так же много усилий. Введенная  почти сразу после основания  Единства, она считается обязательным элементом всех мероприятий организации. Характерный пример можно найти в одном из текстов, посвященных  участию РНЕ в дивееском походе - сопровождении мощей Серафима Саровского, найденных на чердаке Музея истории религии и атеизма в Петербурге в 1991 году, в монастырь, из которого они были изъяты большевиками после революции [Баркашов, 1994d]. Баркашов пишет, что его организация была готова отказаться от приглашения участвовать в этом важнейшем событии, в частности, потому, что в нужный момент не нашлось денег, чтобы заказать для всех форму. (То, что деньги потом все же удалось изыскать, описывается как своего рода знамение, проявление Божьего промысла, так же, как и видения, которыми сопровождался перевоз мощей). Впрочем, среди членов петербургской организации отношение к униформе не столь трепетное: даже те,  у кого она есть, не обязательно появляются на встречах в ней. В целом, черная или маскировочная раскраска предпочитаются всем остальным, но иногда предметы этих цветов комбинируются с каким-то неожиданными дополнениями, типа джинсов или шапочки с надписью Nirvana. 

      Специфический этикет, типа обращения "соратники" или приветствия, похожего на фашистский салют, похоже, распространяется только на внутрипартийные мероприятия  такие, как съезды или конференции. На встречах я ни разу не наблюдал ничего похожего, если не считать особого рукопожатия - ладони смыкаются на предплечьях друг друга, и их колебание сопровождается произнесением слов "Слава России!". Однако, и это не было общей нормой: я видел лишь пять или шесть случаев, причем за одним исключением они происходили между членом и не-членом  Единства. Участие в таком приветствии понимается как выражение сочувствия и готовности присоединиться: так, в один момент человек, которому я до того задавал какие-то вопросы, протянул мне руку в явно вопросительном жесте, словно предлагая выбрать способ ее пожать. Приветствия и прощания между двумя членами обычно ничем не отличались от миллионов, происходящих ежедневно среди остальных горожан.

      За  одним исключением, они обращались друг к другу и к своим собеседникам по имени, и это исключение было связано  с возрастом. Вообще, наблюдаемые на встречах отношения удивительно эгалитарны: я не заметил, чтобы кто-то отдавал приказы или говорил с другими командным тоном, а координация действий осуществлялась как будто сама собой, без видимого центра. Это привело даже к тому, что я не могу сказать, знаком ли лично с руководителем петербургской организации,  Евгением Лалочкиным: на двух встречах присутствовал человек с таким именем, похожий на описания, данные его знакомыми. Окружающие обращались к нему очень уважительно,  но ничего исключительного, что сразу выделяло бы отношений между ним и остальными из ряда таких же между рядовыми членами, мне заметить не удалось. На прямую просьбу показать лидера мне неизменно отвечали вежливым отказом. 
 
 

    1. Петербургская организация.

 

   Отделение РНЕ в Петербурге возникло одним  их первых в стране. Однако, его развитие было не слишком удачным: несколько  раз небольшая организация практически  исчезала, затем работа возобновлялась, но Единство так и не могло стать сколько-нибудь заметной на фоне других националистических групп. Иногда появлявшиеся на стенах листовки и стоявшие у Гостиного двора пикеты под знаменем со свастикой не выделялись ни количеством, ни качеством среди других таких же листовок и других таких же пикетов. В один момент стало реальным даже полное растворение, когда один из кандидатов в мэры на выборах 1996 года Юрий Беляев использовал символику Единства в своей предвыборной кампании; впрочем, этим попыткам ассимиляции организация все же смогла воспротивиться.

   Это продолжалось до перевода в марте 1998 года в Петербург лидера Воронежской  организации РНЕ Евгения Лалочкина. Альберт Шатров, журналист из "Общей  газеты", постоянно освещающий развитие Единства, утверждал в одной из статей, что новому лидеру с группой  из двух десятков сторонников сразу удалось наладить выпуск полиграфической продукции, а также договориться с властями одного из центральных районов о совместном патрулировании улиц в одном из Центральных районов. Однако, это выглядит как явное преувеличение: газеты и листовки по-прежнему доставляются из Москвы или Воронежа, а существование договора между милицией и Единством не подтверждает ни один независимый источник.  (Имя Шатрова фигурирует в списке отряда РНЕ, защищавшего Белый Дом в 1993 с оружием в руках, который приводит Прибыловский, и его можно заподозрить на этом основании в стремлении выдавать желаемое за действительное. Кстати, появление статей, ничем не отличающихся по интонациям от общих настроений вполне либеральной "Общей газеты", но подающей информацию, в которую хотело бы там видеть Единство - прекрасный пример того, как делают паблик рилейшнз в этой организации). 

       Так или иначе, но изменения  были налицо: стали проводиться  воскресные встречи, а участие  РНЕ в общеоппозиционных мероприятиях, типа общего пикета у Гостиного, напротив, прервалось. Город покрыли листовки, приглашающие явиться к "Парку Победы", который остался единственным каналом связи организации с внешним миром: ни один из документов не открывал ни телефона штаб-квартиры, ни ее адреса (о них на встречах вообще отзывались как о военной тайне).

   Понятно, что такая организация  делает очень затруднительной мобилизацию  сторонников на какую-либо акцию. У  Единства по-прежнему нет доступа  к средствам массовой информации, и оно не может оперативно распространить никакое сообщение за пределами круга людей, чьи телефоны есть в распоряжении руководства - то есть, фактически, за пределами группы участников. (Попыток расклеить листовки с приглашением на митинг не делалось, и, учитывая очень ограниченные средства организации, это было бы непозволительной роскошью). Количество членов столь же скромно, как и финансовые возможности.  Сами баркашовцы описывают свою региональную организацию как маленькую и слабую - но сразу добавляют, что другие в других местах она гораздо серьезнее.

   Обратной (вернее лицевой) стороной этих организационных  трудностей являются прибыли, связанные, как мы рассмотрим в следующих  частях, именно с таинственностью, скрывающей механизмы машины, производящей образ  Единства.  

4. Этнография убеждающей  коммуникации 

4. 1  Идеологический репертуар 

      4.1.1 Идеологические вариации. Выше рассматривались три основные разновидности отношений между вариациями в идеологическом репертуаре одной организации. Аргументация, используемая ею при политическом убеждении, может не совпадать, если

      А) эта аргументация производилась  группой на разных этапах развития, и различия в ней отражают эту  общую эволюцию.

      Б) она принадлежит разным агентам, чьи взгляды не совпадают, несмотря на их принадлежность к одной организации (скажем, могут отличаться два региональных подразделения).

      В) она принадлежит к разным регистрам - ситуациям говорения, которые отличаются тем, кого именно, в чем и как  убеждают.

      В дискурсе Единства наблюдается пять основных вариаций, которые можно считать каноническими (поскольку в каждой из них выдержаны некоторые из выступлений, подписанные именем Баркашова) различия и отношения между которыми мы и рассмотрим ниже. Каждой из этих вариаций соответствует свое определение того, что Алан Турен назвал принципами идентичности, оппозиции и тотальности - взглядов на то, кем является движение, кому оно противостоит и в чем природа этого конфликта [Touraine, 1984]. Эти пять типов аргументации будут в дальнейшем фигурировать как:

    1. идеология повседневной дискриминации
    2. идеология национальной депривации
    3. идеология Священной войны 
    4. идеология генетической вражды
    5. и идеология культурного фундаментализма

      Идеология повседневной дискриминации - тип, наиболее далеко отстоящий от других по большинству параметров. Он представляет собой развернутую артикуляцию бытовой ксенофобии, обвиняющую другие этнические группы в том, что они обманом присвоили общие (или по праву принадлежащие русским) ресурсы, и теперь не хотят делиться ими, подвергая законных хозяев унижению. Так, евреи оккупировали высшее образование, не допуская русских к нему и, соответственно, к тому, чтобы занимать посты, требующие высокой квалификации. Автор, как-то упомянувший о том, что заканчивает Университет, почувствовал себя вдруг объектом довольно подозрительного внимания. Как оказалось, собеседник не верил в то, что это можно сделать, не пользуясь благосклонностью местной мафией. (В конце концов, он любезно согласился сделать исключение для особого таланта, который и здесь пробьет себе дорогу). Другой мишенью такого рода, играющей большую роль как объект ненависти  для молодых людей, (об образовательной депривации говорили исключительно пенсионеры) были  кавказцы. Вообще, документы, принадлежащие к этой вариации, имеют скорее кавказофобскую, чем антисемитскую, направленность. "Черная" преступность - это тот враг, которому противопоставляет себя этническая организация русских - Единство. 

      Интересно, что здесь, как и во многих других случаях, просматриваются однозначные  параллели между этнотеориями, на которые опирается идеология, и теориями в социальных науках. Так, уверенность в том, что национальные меньшинства замышляют какие-то козни, опирается на концепцию этничности, аналогичную инструментализму Коэна. Коэн утверждал, что этничность, то есть способ проведения границ между группами с помощью культурных  символов, используется каждой группой для того, чтобы обеспечить себе некоторые преимущества [Cohen, 1974]. Усилия по поддержанию такой границы говорят о том, что она служит для осуществления дискриминации, и надо только выяснить - какой именно. Рассуждение людей, к которым обращается Единство, во многом движется по тем же абстрактным линиям, но наделено всей мотивирующей силой идеологии. Они тоже считают, что этничность - это стратегия, причем чужая этничность - это стратегия, направленная против них. Темы отчуждения большинства меньшинством от доступа к важнейшим институтам сопровождались подробнейшим обсуждением форм социальной организации и культурных барьеров, с помощью которых такое положение достигается - и закономерно переходила к контрстратегии, которую должна реализовать их собственная этническая группа.

      В целом, эта версия часто звучала  на встречах, обычно - от гостей, и куда реже - от организаторов. Члены Единства на удивление мало говорили о частных обидах - своих или чужих - нанесенных враждебными силами. Вариации идеологии, которые они использовали, описывая собственные чувства, или когда им казалось, что они имеют дело с понимающим собеседником, подчеркивали не столько необходимость защиты русских - как отдельных индивидов, которым угрожают такие же отдельные нерусские индивиды - а спасения Нации, Расы, Культуры или Веры. Люди в этой аргументации имели второстепенное значение по отношению к высшим ценностям.

        Следующие две идеологические вариации - аргументация, опирающаяся на определения современности как эпизода в Священной войне Добра и Зла и аргументация, видящая в настоящем этап вечной борьбы наций за превосходство - представлены большим количеством как письменных документов, так и устных сообщений, причем можно обнаружить, что между крайними формулировками присутствует много переходных степеней. Однако, их противопоставление имеет эмическую значимость: оно обозначается самим Баркашовым, который, в одном из интервью, описывает реальность последовательно в "материалистических" и "мистических" терминах [Баркашов, 1998b].

Информация о работе Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения