Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:43, дипломная работа

Описание

До начала работы над дипломом я не был знаком ни с одним человеком, который высказал бы симпатии к Русскому Национальному Единству. Достаточно необычное положение вещей, если учесть почти пять лет занятий политической социологией и четыре года - собственной карьеры активиста. Люди, с которыми я говорил о Единстве, часто высказывали по его поводу страх и отвращение - очень много того и другого - и еще недоумение. В то, что кто-то выставляет напоказ свастики, черные рубашки, приветствия, которым не хватает только выкрика "Хайль!", чтобы казаться взятыми из кинохроники полувековой давности, катехизисы национал-социалистической идеологии, доступные широкому читателю - и после этого рассчитывает придти к власти, они просто не верили.

Содержание

Отправной пункт: взгляд извне………………………………………………..…3

Глава 1. Социальные движения и культура: высокая теория…………….…5
1.1 В поисках определения для "социальных движений"………….…5
1.2 Движения как социальный дискурс…………………………………8
1.3 Логическая структура убеждающей коммуникации………………9
1.4 Фон для фигуры: понятие "политической культуры"…………..13
1.5 Итоги: теоретическая модель………………………………………..16

Глава 2. Методо-логика…………………………………………………………..18
2.1 Стратегия исследования……………………………………………...18
2.2 Объекты и методы…………………………………………………….20
2.2.1 Методы………………………………………………………..20
2.2.2 Встречи РНЕ………………………………………………….20
2.2.3 Акции………………………………………………………….23
2.2.4 Документы организации …………………………………...24
2.2.5 Сообщения СМИ…………………………………………….25

Глава 3. The Setting: Русское Национальное Единство ……………………..26
3.1 Развитие и современное состояние Единства……………………...26
3.1.1 История РНЕ…………………………………………………26
3.1.2 Численность и территориальная организация………….32
3.1.3 Участие и карьера в РНЕ…………………………………...34
3.1.4 Акции и структура организации…………………………..37
3.1.5 Символика и этикет…………………………………………40
3.2 Петербургская организация………………………………………….43

Глава 4. Этнография убеждающей коммуникации…………………………..44
4.1 Идеологический репертуар…………………………………………..44
4.1.1 Идеологические вариации………………………………….44
4.1.2 Эволюция идеологии………………………………………..50
4.1.3 Региональные различия……………………………………51
4.1.4 Основные регистры…………………………………………53
4.1.5 Целевые аудитории……………………………………….…54
4.1.6 Эмическая значимость различий между вариациями…56
4.2 Воспроизводство идеологического сообщества……………………59 4.2.1 Основные принципы репродуктивной аргументации….59
4.2.2 Критика источников………………………………………..63
4.3 Воспроизводство организации……………………………………….66
4.3.1 Задачи позиционирования………………………………….66
4.3.2 Идентификация действующих лиц внутри традиционной модели……………………………………………………..67
4.3.3 Трансформации политического пространства…………..70

5. Символическая стратегия Единства: Анализ………………………………76
5.1 Использование эвристик……………………………………………..76
5.2 Стратегия политической контркультуры………………………….80

Заключение: взгляд изнутри……………………………………………………..85

Ссылки……………………………………………………………………………...88

Приложение………………………………………………………………………...94

Работа состоит из  1 файл

Diploma.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

      3.1.3 Участие и карьера  в РНЕ. Положение по первому пункту из перечисленных выше фактически противоречит уставу (общественная организация с несменяемыми лидерами не может быть зарегистрирована), и Единство сохраняет видимость демократического выдвижения руководства - поэтому, в частности, региональные начальники официально называются Председателями Советов. Однако, никто из моих собеседников никогда не держал в руках устава своей организации. Его роль выполняет книга "Что такое РНЕ", где утверждается, что слово "Совет" в данном случае надо понимать как указание на то, что его члены обладают лишь правом совещательного голоса при авторитарном лидере, который "сам принимает все решения и несет за них полную ответственность".   Люди, с которыми я разговаривал, признавали, например, правильность положения, когда их новый "руководитель" (они проявили полное невнимание к тому факту, что он, формально, именуется председателем) был волевым решением переведен в незнакомый ему город из Воронежа, заменив здесь своего предшественника, лично знакомого с большинством активистов. С их точки зрения, сам факт перевода свидетельствовал о том, что этот человек  нужным образом зарекомендовал себя в глазах Москвы.

      Началом организации, каким он видится членам Единства, был момент, когда будущие  подчиненные доверили свои судьбы лидеру, признавая тем самым его право в дальнейшем принимать решения, не оглядываясь на чье-либо мнение, и требовать их неукоснительного исполнения. "Время показало, что они не ошиблись" - так обычно комментируется на встречах этот поступок.  История Единства в его документах и в устном изложении целиком представляет собой подтверждение этого тезиса -  это рассказ о серии успехов, цепь которых никогда не прерывалась поражениями. Даже 93 год Баркашов обращает если не в военную, то в моральную победу своей организации, нравственную проверку, которая была также шагом к победе.

      Другой  элемент, исключенный из прошлого - это неожиданности и непредвиденные обстоятельства. И устные, и письменные версии истории преподносят развитие организации как реализацию безошибочной стратегии, основанной на истинном пророчестве, сделанном еще в 1990. Любые шаги представляются элементами одной логической последовательности. (Единственное, и очень примечательное, исключение, связано с признанием Баркашовым того, что он пытался сотрудничать с другими националистическими группами в начале 90-х, хотя это дело было изначально бесперспективным) ["Что такое..", 1995; Баркашов, 1998а].

      Понятно, что участие в организации  такого типа накладывает на члена  совершенно особые обязанности - и отнимает у него почти все права. Его продвижение вверх по иерархической лестнице происходит исключительно по инициативе начальства, от которого он ничего не может требовать. Зато оно требует от него многого. Прежде всего, это касается роли, которую он обязан исполнять - роли солдата партии, беспрекословно следующего полученным приказам и не позволяющего личным интересам и слабостям вредить эффективности организации. РНЕ - это политический инструмент, а не клуб единомышленников, и от его членов требуют быть эффективными, а не только (и не в первую очередь) придерживаться правильных взглядов. Место в структуре Единства, занимаемое кем-либо из его членов, однозначно связывается другими с объемом затрат, которые он понес, и с услугами, которые он предоставил. Документы оговаривают список категорий, которые вообще не допускаются в организацию - страдающие алкоголизмом или наркоманией, связанные с криминальным миром, "склонные к излишнему мистицизму" - те, чьи слабости могут повредить или скомпрометировать ее [Баркашов, 1994с].

      Напротив, требования идеологического соответствия гораздо мягче. Широкий репертуар  взглядов (см. 4.1), которые отражены в  документах Единства  и, соответственно, могут разделяться членами, включает в себя почти все, что вообще ассоциируется  с националистическим движением. Существует "карантин", в который помещаются только что подавшие заявление, где происходит идеологическая индоктринация - но, по словам одного из его организаторов "там людей прежде всего учат отделять свои взгляды от взглядов партии" - он сводится к выучиванию того, что можно сказать от имени Единства. Впрочем, функции  говорения от имени РНЕ, пожалуй, наиболее централизованы (а общение со средствами массовой информации - жестко дозировано) - единственный человек, помимо Баркашова, выступавший с какими-то заявлениями - это лидер крупнейшей Ставропольской организации Андрей Дудинов.

      Итак, нет никаких требований что-то думать или кем-то быть - только делать то, что  нужно, проявляя как можно больше энтузиазма. Вступая, не надо доказывать правильность своего национального происхождения, или верность идее. Личное соответствие положениям идеологии также не оценивается. Так, некоторые активисты, говоря об опыте участия, утверждали, что со временем люди в Единстве приходят к православию - "кто через год, кто через два" -  даже если в начале они были атеистами. При этом не вызывает смущения то, что эти годы они должны были распространять призывы организации, идентифицирующей свою позицию как "национально-религиозный фундаментализм", сами не принадлежа к защищаемой ими вере.

      При этом, отсутствует (во всяком случае, в  Петербурге) практика обязательных повинностей. Например, явка активистов на места  воскресных встреч, судя по разговорам на них, была добровольной и не подчинялась  какому-либо внутреннему графику. В их посещениях, действительно, не прослеживалось никакой регулярности. С другой стороны, многократно упоминались исключения из организации тех, "кто пришел не серьезно работать, а для развлечения" - видимо, через периодические перерегистрации, хотя этой темы мои собеседники касались неохотно.

      Наконец, Единство нисколько не заботится  об использовании того, что Берт Кландерманс назвал "избирательными мотивами" (selective motives) [Klandermans, 1984]. Оно не предоставляет участникам каких-либо личных выгод, отличных от тех, которыми смогут насладиться все их соотечественники после победы движения - ни денежных вознаграждений, ни развлечений, ни общения, ни постов после победы. Хотя мне приходилось слышать несколько бесед с вступающими в Единство молодыми людьми, ни одному из них не обещали, что его участие поможет ему сделать политическую карьеру или даст еще какие-то преимущества после победы. (Более ранние исследования мотивации участия в молодежных политических организациях Петербурга продемонстрировали, что более распространенной является прямо противоположная картина) [Соколов, 1997]. Нельзя, конечно, утверждать, что желание извлечь личные выгоды из принадлежности к победоносному движению чуждо всем членам РНЕ, но оно не пытается специально использовать их. Роль, которую требуется играть (более или менее искренне), чтобы действительно обеспечить повышение - это роль бескорыстного сторонника.

      Итак, на что похоже организация с точки  зрения ее участника? Она дает ему  указания по поводу действий, которые необходимо предпринимать, или, вернее, тщательно очерчивает рамки, в которых эти действия должны умещаться. Она не принуждает его к тому, чтобы что-то делать: в каждом конкретном случае решение участвовать, видимо, остается добровольным, хотя систематическое пренебрежение обязанностями может повлечь негативные санкции. Она предлагает верить в то, что усилия не останутся незамеченными, хотя и не предоставляет на этот счет никаких гарантий. В следующих разделах мы рассмотрим значение этих принципов как элементов символической стратегии Единства.   

      3.1.4 Акции и структура организации. Стратегия, на которую, по крайней мере, рядовые члены, возлагают основные надежды, связана с постепенным симбиозом структур организации и авторитарных институтов, который в дальнейшем должен охватить весь государственный аппарат в целом. Этот симбиоз планируется осуществлять отчасти за счет агитации среди представителей силовых ведомств, отчасти - за счет замещения теряющих силы организаций своими подразделениями. Наиболее типичные акции, направленные на достижение этой цели - совместное с милицией, а затем и самостоятельное патрулирование в роли дружинников из ДНД, установление собственных блокпостов на границе с Чечней, где филиалы Единства возникают как формы стихийной самоорганизации, наконец, просто проведение бесплатных занятий по военной подготовке среди молодых людей предпризывного возраста. Высказывается надежда, что в какой-то момент государство просто потеряет  способность управлять - и тогда новые властные структуры кристаллизуются вокруг единственного островка порядка в море хаоса - подразделений РНЕ.

      Неудивительно, что члены Единства с оптимизмом встречают и делятся с пришедшими сообщениями об ухудшении положения  в стране. Так, почти все в последние  недели февраля и первые - марта обсуждали социальный взрыв, ожидавшийся примерно через полтора месяца. Видимо, это было связано с какой-то внутренней информацией, приурочившей проведение второго съезда организации, назначенной на коней апреля, к моменту вступления в силу генерального плана Единства. При мне один из активистов, когда его спросили, не будет ли и новая дата съезда отменена по инициативе московского мэра Лужкова, как это случилось с предыдущей, ответил, что никакого Лужкова к этому моменту может и не быть в Москве, а съезд, весьма вероятно, пройдет не в одном из окраинных дворцов спорта, как планировалось, а в Кремле.

        Впрочем,  разговоры о скором социальном взрыве прекратились уже к середине марта, но общая интонация оптимизма по поводу надвигающегося кризиса сохранилась. То же можно проследить и по печатным документам центральных органов партии - кажется, Баркашов единственный из российских политиков, кто не только признал, что связывает надежды на успех своей организации с ухудшением ситуации в стране, но и заявил, что намеренно способствовал нагнетанию кризиса. Так, в интервью с Прохановым, опубликованным в газете "Завтра", он сказал, что "косвенно поддержал Ельцина" на президентских выборах, поскольку "всей этой банде нужно было дать еще один срок, чтобы они довели своими действиями наш народ до той кондиции восприятия происходящего, до которой он доведен сейчас" [Баркашов, 1998а]

      Если  то, что описано выше, представляет собой прямое действие по изменению  социального порядка, то другая основная задача, вспомогательная по отношению к первой - это репродуктивные усилия по воспроизводству движения. Основные акции, с помощью которых она разрешается, сильно выделяют Единство из ряда других политических организаций. И документы, и устные сообщения подчеркивают отличие Единства от двух доминирующих в культуре моделей политической организации - партии, борющейся за парламентское представительство, и конспиративной экстремистской организации (см. 4.3.3).

      Вместо  того, чтобы пытаться прорваться на экран, ставя себя в зависимость от враждебных средств массовой информации (см. 4.2.2), как утверждают члены Единства, их организация занимается "реальной работой по изменению массовой психологии". Эта работа заключается в ежедневной агитации тех, кто занимает в сложившихся социальных сетях наиболее близкую позицию по отношению к активистам. С этими канала рекрутирования связываются наибольшие надежды: для них только что вступившим передаются пачки драгоценных печатных материалов. Инструкции новым членам Единства, которые даются немедленно после получения от них заявления о намерении присоединиться, предписывают им убеждать всех тех, до кого легко добраться и кого можно убедить. (Говорившие прекрасно представляли себе, где проходят те границы их идеологии, о которых мы упоминали выше).

      Однако, судя по данным наблюдения, тактика  прямого личного рекрутирования приносит гораздо худшие результаты, нежели косвенные обращения через  средства массовой информации. За все  время посещения встреч я лишь дважды становился свидетелем того, как один человек приводил другого. Во всех остальных случаях решение, очевидно, принималось самостоятельно. Источником информации, которая оказала побуждающее действие, были или печатные материалы Единства, или сообщения о нем в средствах массовой информации. Далее (см. 4.3.1) будет сказано, почему вторая версия выглядит более правдоподобной.

      Здесь заметим только, что, хотя РНЕ действительно  крайне редко напрямую обращается к  средствам массовой информации (четыре пресс-конференции за восемь с половиной  лет борьбы - более чем скромный счет), оно не страдает от недостатка интереса с их стороны. С первых же месяцев существования о нем непрерывно говорят, восполняя недостаток сведений слухами и домыслами. Утечки внутренней информации, вероятно, специально организованные (как, например, циркуляр о саперных лопатках) превращаются в новости дня с большей легкостью, чем заявления пресс-секретарей парламентских партий. Самые очевидные успехи Единства связаны именно с тем, как оно смогло приковать к себе внимание, ничем не показывая, что стремится к этому,  и как оно использовало страхи и здравый смысл журналистов, чтобы создать их руками нужный образ. 

      Структура организации, какой она представлена в ее документах, отражает и два  основные направления ее стратегии, и их иерархическое соотношение, и принципы, по которым осуществляется продвижение в ней. Это - часто упоминаемая триада "сторонников", "сподвижников" и "соратников". "Сторонники" описываются как пропагандистский аппарат, занятый завоеванием массовой поддержки для остальной организации, в отличие от военно-политического ядра - "сподвижников" и "соратников", проходящих боевую подготовку. Их различает  профессиональная пригодность - больные и не подходящие по возрасту (Прибыловский утверждает, что в прошлом - и женщины) не могут претендовать на места в группе с более высоким статусом. "Сподвижники" - это здоровые мужчины, не успевшие вполне зарекомендовать себя или не имеющие возможности нести достаточно большие жертвы ради организации (для большинства людей, это означает недостаток времени). Наконец, "соратники" - элита организации, объединяющая преданных и боеспособных.

      Прибыловский  пишет, что соратник командует определенным количеством сподвижников, а те - каждый своей группой сторонников, но этому нет других подтверждений, а то, что различие между первыми двумя группами и третьей - функциональное, делает данное допущение маловероятным. Организационная структура Единства, указывающая каждому свое место в отношениях подчинения и руководства, остается неизвестной. В петербургском отделении, как вероятно, и в других небольших по численности, лидер дает указания лично или через назначенных им по какому-то конкретному случаю помощников. В этих условиях, похоже, не делается различия между сторонниками и всеми остальными: при мне дважды кем-то из пришедших на встречу задавался вопрос представителям Единства о том, к какой из категорий они принадлежат. Оба раза спрошенные не ответили: один заявил, что не знает, второй - что он, похоже, вообще никто, хотя в тот день раздавал листовки с "Коловратом" на рукаве (и, соответственно, был как минимум сторонником).  

Информация о работе Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения