Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:43, дипломная работа

Описание

До начала работы над дипломом я не был знаком ни с одним человеком, который высказал бы симпатии к Русскому Национальному Единству. Достаточно необычное положение вещей, если учесть почти пять лет занятий политической социологией и четыре года - собственной карьеры активиста. Люди, с которыми я говорил о Единстве, часто высказывали по его поводу страх и отвращение - очень много того и другого - и еще недоумение. В то, что кто-то выставляет напоказ свастики, черные рубашки, приветствия, которым не хватает только выкрика "Хайль!", чтобы казаться взятыми из кинохроники полувековой давности, катехизисы национал-социалистической идеологии, доступные широкому читателю - и после этого рассчитывает придти к власти, они просто не верили.

Содержание

Отправной пункт: взгляд извне………………………………………………..…3

Глава 1. Социальные движения и культура: высокая теория…………….…5
1.1 В поисках определения для "социальных движений"………….…5
1.2 Движения как социальный дискурс…………………………………8
1.3 Логическая структура убеждающей коммуникации………………9
1.4 Фон для фигуры: понятие "политической культуры"…………..13
1.5 Итоги: теоретическая модель………………………………………..16

Глава 2. Методо-логика…………………………………………………………..18
2.1 Стратегия исследования……………………………………………...18
2.2 Объекты и методы…………………………………………………….20
2.2.1 Методы………………………………………………………..20
2.2.2 Встречи РНЕ………………………………………………….20
2.2.3 Акции………………………………………………………….23
2.2.4 Документы организации …………………………………...24
2.2.5 Сообщения СМИ…………………………………………….25

Глава 3. The Setting: Русское Национальное Единство ……………………..26
3.1 Развитие и современное состояние Единства……………………...26
3.1.1 История РНЕ…………………………………………………26
3.1.2 Численность и территориальная организация………….32
3.1.3 Участие и карьера в РНЕ…………………………………...34
3.1.4 Акции и структура организации…………………………..37
3.1.5 Символика и этикет…………………………………………40
3.2 Петербургская организация………………………………………….43

Глава 4. Этнография убеждающей коммуникации…………………………..44
4.1 Идеологический репертуар…………………………………………..44
4.1.1 Идеологические вариации………………………………….44
4.1.2 Эволюция идеологии………………………………………..50
4.1.3 Региональные различия……………………………………51
4.1.4 Основные регистры…………………………………………53
4.1.5 Целевые аудитории……………………………………….…54
4.1.6 Эмическая значимость различий между вариациями…56
4.2 Воспроизводство идеологического сообщества……………………59 4.2.1 Основные принципы репродуктивной аргументации….59
4.2.2 Критика источников………………………………………..63
4.3 Воспроизводство организации……………………………………….66
4.3.1 Задачи позиционирования………………………………….66
4.3.2 Идентификация действующих лиц внутри традиционной модели……………………………………………………..67
4.3.3 Трансформации политического пространства…………..70

5. Символическая стратегия Единства: Анализ………………………………76
5.1 Использование эвристик……………………………………………..76
5.2 Стратегия политической контркультуры………………………….80

Заключение: взгляд изнутри……………………………………………………..85

Ссылки……………………………………………………………………………...88

Приложение………………………………………………………………………...94

Работа состоит из  1 файл

Diploma.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

      2.2.2 Встречи РНЕ. Встречи, проводившиеся у станции метро "Парк Победы" дважды в неделю, по выходным дням с одиннадцати утра до часу дня были единственным постоянным каналом связи организации с внешним миром, и, соответственно, единственным способом попасть в нее (см. 3.2). За время, когда проводилась полевая работа (с февраля по май), они пережили свой расцвет и упадок.  В феврале активисты представляли собой плотную группу из примерно десятка человек, сразу бросавшихся в глаза своей черной, с вкраплениями хаки, униформой и красными нарукавными повязками с эмблемой организации - Коловратом. Большинство членов Единства носили черные береты, куртки, рубашки  и галстуки, обычно - под еще одной кожаной  курткой того же цвета, высокие шнурованные ботинки и заправленные в них черные же или защитной раскраски штаны. Другие (видимо, из недавно вступивших и еще не успевших получить сшитую на заказ форму) были одеты в более обычные пальто и вязаные шапки.

      Кто-то, один или два человека,  занимались раздачей листовок и газет, стоя у  подземного перехода через Московский проспект, остальные держались поодаль, давая разъяснения обращавшимся к ним с вопросами, записывая координаты пришедших вступить и продавая литературу из большой хозяйственной сумки, водруженной на парапет. Возраст участников воскресных встреч колебался между восемнадцатью и сорока пятью годами. Я не разу не видел среди них женщин, которые составляли заметное меньшинство (по крайней мере, пять к одному) и среди подходивших с расспросами, причем почти всегда они появлялись вместе со спутниками. Только одна девушка появилась за месяцы наблюдения дважды, в то время, как среди мужчин довольно быстро сложился круг постоянных посетителей. Большинство пришедших принадлежало к одному из двух типов - пенсионеров, являвшихся просто подискутировать, и подростков и молодых мужчин, после нескольких вопросов обычно заявлявших о своем желании подать заявление.

      Позднее стали постоянно появляться и  представители других оппозиционных  организаций. Три или четыре раза приходили представители РКРП, однажды - КПРФ, которые стремились привлечь участников встреч к сотрудничеству. Члены Единства неизменно отвечали им отказом и вступали в дискуссии, впрочем, вполне доброжелательные по интонациям. Лишь однажды человека из РКРП, просившего всех явиться на митинг 20 марта к Смольному, изгнали под общие смешки, зачитав вслух текст интервью, данное Зюгановым накануне "Эху Москвы". Лидер коммунистов в нем требовал тюремного заключения для Баркашова. (То, что отпечатанный на машинке текст оказался в руках в нужный момент, свидетельствует, что члены Единства специально готовились дать отпор покушавшимся на собранную ими аудиторию). В тот момент среднее количество посетителей составляло  около пятидесяти в день - и из них примерно каждый десятый просил принять его. Ровно в час дня баркашовцы расходились в разные стороны. Двое или трое уезжали на машине "в Штаб", остальные направлялись к метро. Разгоряченные беседой, пенсионеры иногда задерживались еще на тридцать минут.

        В марте произошли важные изменения:  во-первых, встречи стали привлекать  все большее количество желающих  поговорить о политике, тем самым приобретая черты дискуссионного клуба оппозиции, во-вторых, начались вмешательства в ход собраний со стороны милиции. Первое привело к тому, что количество участников бесед заметно выросло, достигнув пика в середине месяца: теперь в полдень на площадке напротив вестибюля метро собиралось по тридцать - сорок человек. Поток желавших вступить также возрос, иногда один член Единства не управлялся с тем, чтобы записать телефоны и адреса всех, кто хотел их оставить, и ему приходилось прибегать к помощи своих товарищей.

      Другим  изменением, как и первое, вероятно, связанным  с кампанией против РНЕ, которую вели московские власти и центральные средства массовой информации (см. 3.1.1), были внезапно начавшиеся атаки милиции. Несколько раз  участников встреч задерживали, проверяли у них документы, изымали литературу и видеокассеты, и заводили уголовные дела. Стандартные обвинения - мелкое хулиганство, выражавшееся в громкой нецензурной брани и приставании к прохожим, а также распространение незарегистрированной периодики. (Статус газеты "Русский порядок" остается спорным моментом, но я ни разу не был свидетелем каких -либо действий со стороны членов Единства, которые подпадали бы под первые два пункта). В конце концов, на площадке рядом с местом встреч стала постоянно дежурить милицейская машина, от которой  каждые несколько минут отделялись люди в униформе, требовавшие разойтись и прекратить несанкционированный митинг. Вскоре это вынудило баркашовцев отказаться от раздачи печатных материалов, а потом и от ношения символики.

      В начале апреля уже не было плотных  групп, активисты стояли рассеянными  кучками из двух - трех человек по всем окрестностям станции, перемешавшись  с примерно таким же количеством  милиционеров. Почти не выделяясь  из толпы, они не привлекали более посетителей, и переговаривались в основном друг с другом. Встречи практически прекратились. В начале мая на их месте дежурили лишь двое подростков в черном, в метре от которых стояла патрульная машина. Подростки скучали одни.

      Встречи давали уникальную возможность для того, чтобы задавать вопросы и получать на них подробные ответы, не претерпевшие искажений, скажем, по причине особого отношения к ученым (см. 4.2.2) или необходимости отвечать под присмотром начальства. Соответственно, дискурс активистов не подвергся изменениям, связанным с несовпадением ролей агитатора и информанта, и представляют собой именно ту аргументацию, которая обычно убеждает  присоединиться к ним новых сторонников. Статус потенциального участника движения, явившегося, чтобы разрешить последние сомнения перед принятием такого важного решения, как вступление в него, позволял задавать почти любые вопросы. Кроме того, поскольку участники встреч обычно не возражали против появления слушателей, проявлявших интерес к беседам такого рода, имелись почти неограниченные возможности для наблюдения за тем, что предпочитали обсуждать люди, в дальнейшем действительно присоединявшиеся к организации.

      Наибольшие  проблемы возникали с записью, поскольку: а) сама по себе фиксация разговора на магнитную пленку без ведома одного из участников представляется сомнительной в моральном плане операцией, б) использование диктофона, в случае, если бы оно было замечено, повлекло бы за собой преждевременное прекращение исследования. С учетом этого, автору приходилось восстанавливать содержание разговоров по памяти через несколько минут после того, как он покидал поле зрения своих собеседников, пользуясь карандашом и бумагой. Примером аналогичного методического решения являлось знаменитое исследование мистической секты, ожидавшей конца света, предпринятое группой под руководством Леона Фестингера [Festinger, Riecken & Schachter, 1956]. Насколько можно судить по длине получившихся записей, запоминалось примерно 60 - 70 % содержания разговора.

      В общей сложности, автор посетил 10  встреч, проведя в среднем около часа на каждой из них.

       

      2.2.3 Акции. Санкт-Петербургская организация РНЕ почти не проводит акций, помимо встреч, поэтому наблюдения в этом разделе были скорее констатацией, что каких-то событий не происходит. Так, посещая мероприятия, собиравшие большую часть оппозиционных групп, типа митингов у американского посольства в конце марта, автор фиксировал, что Единство не участвовало ни в одной из них. То же самое относится и к типам акций, проводившимся другими региональными подразделениями, но не петербургским. В дальнейшем делалась попытка интерпретировать эти "негативные события" (см. 5.1).

      Единственным  исключением долгое время были раздачи  листовок у станций метро. Организация, по словам участников, стремилась производить их дважды в день, утром и вечером, в соответствии с графиком наибольших пассажиропотоков. Однако и они были практически свернуты в марте, в связи с противодействием милиции. Хотя у некоторых станций, например, у "Чернышевской", пикеты выставлялись еще в апреле, присутствовавшие на них члены Единства вынуждены были держаться в стороне от проходивших мимо людей, и почти не привлекали внимания.

      Участники раздач старались не вступать в разговоры  и отвечали на вопросы в основном односложно, предлагая являться за разъяснениями на воскресные встречи. 

      2.2.4. Документы организации. Документы можно подразделить на "собственные" и "присвоенные" - те, которые были произведены членами Единства и те, к появлению которых они не имели отношения, но признали их соответствующими идеологии и распространяли вместе со своими. К первым относятся газета "Русский порядок", книги "Что такое РНЕ" и "Азбука русского националиста", многочисленные листовки и рисунки на бетонных стенах  вдоль железнодорожных путей [Баркашов, 1994; "Что такое..", 1995]. Как правило, печатные материалы распространялись бесплатно. Единственное исключение составлял номер расширенный "Русского порядка", бывший своего рода хрестоматией по партийной идеологии (№ 4 (45) за 1997 год). За него просили "пожертвование" в произвольном размере.

      Ко  второй группе материалов относятся  книги и видеокассеты, по большей  части те же, которые можно приобрести на любом оппозиционном мероприятии. Сюда входит классическая антисемитская  литература - "Протоколы сионских мудрецов", "Спор о Сионе" Дугласа Рида и "Евреи и Талмуд" Флориана Бренье, являвшиеся главным источником сведений по еврейской истории и культуре  для всех националистов [Бренье, 1994; Рид, 1991]. Кроме того, распространяются книги отражающие идеологические склонности членов петербургской организации Единства: православно-фундаменталистские тексты, такие, как сочинения митрополита Иоанна (Снычева), "Против иудеев" Златоуста и работы белоэмигрантов - черносотенцев, например, "Мемуары" князя Жевахова и "Памятка русскому человеку" Ушкуйника [митр. Иоанн, 1998; Ушкуйник, 1998]. Значительная часть этой литературы была к тому моменту внесена в индекс запрещенных книг как разжигающая национальную и религиозную рознь (это касается "Азбуки" Баркашова, Рида, Бренье, и Жевахова), но никаких затруднений в их распространении активисты не встречали. Впрочем, тех же "Евреев и Талмуд" в марте можно было купить в Университетском книжном салоне в здании Двенадцати коллегий.

      Видеокассеты  содержали документальные фильмы, снятые как в последние годы, так и значительно раньше: распространитель особенно расхваливал "Сущность сионизма", сделанную в Советском Союзе, однако, достать мне ее не удалось из-за взрывного спроса. Кроме того, перечислялось несколько кассет с сюжетами, посвященными собственно РНЕ, такими, как отчет с Первого съезда и сборник пресс-конференций Баркашова, но реально их также никогда не оказывалось в продаже. Все эти материалы продавались по ценам, несколько сниженным по сравнению с другими пунктами распространения: так, кассеты стоили 20 рублей при средней цене по городу в 35 (впрочем, качество соответствовало).

      Особо необходимо сделать несколько замечаний  про материалы, размещенные на сайте  Единства. Он находится в сети по адресу www.rne.org на сервере, расположенном на территории США. Здесь можно найти как массу материалов Единства (включая те, которые в момент исследования было не найти в печатном виде), так и большую подборку газетных публикаций о нем. Примерно в равных долях представлены сочувственные и недоброжелательные статьи, из газет соответственно оппозиционной ("День", "Советская Россия") и реформаторской ориентаций ("Известия", "Комсомольская правда"). За одним примечательным исключением (см. 5.1), все они, восторженные и враждебные, не сопровождены каким-либо комментариями.   

      2.2.5 Сообщения средств  массовой информации. Это очень важный и очень несовершенный источник сведений об РНЕ. С одной стороны, СМИ, (если не считать экспедиций, которые в рамках этого проекта не предпринимались из-за временных и финансовых ограничений), являются единственным открытым источником данных о деятельности организации в других регионах, исходящих не от самой организации.  Более того, они - единственный источник оперативной информации, поскольку рассылаемые из Москвы и Воронежа печатные материалы доходят с серьезным опозданием, и почти не содержат сведений о положении дел в настоящий момент. С другой стороны, большая часть собирающих информацию об РНЕ журналистов, кажется, гораздо сильнее стремилась напугать аудиторию угрозой русского фашизма, чем представить точные данные. Если учесть, что в намерения Единства входила демонстрация подобной угрозы, и они со своей стороны прилагали все старания, чтобы вызвать страх, то легко понять, почему созданный совместными усилиями образ был весьма эффектным, но не всегда соответствующим истинному положению вещей.

      Пик внимания СМИ пришелся на февраль, на недели после знаменитого "марша" (см. 3.1.1) когда не обходилось ни одного дня, чтобы не распространялось каких-то новостей про РНЕ, повторявшихся по всем телевизионным каналам. Потом внезапно наступило полное затишье, которое сами баркашовцы, возможно, небезосновательно, интерпретировали как умышленную информационную блокаду. Несколько прошедших в апреле и первое половине мая сообщений носили совершенно другой тон, одновременно отстраненный и пренебрежительный. Новость о формировании предвыборного "Национального блока" с участием РНЕ 19 апреля была передана даже не по всем центральным каналам.

      Интерпретация новостей о Единстве - вдвойне сложная  задача, поскольку требует реконструкции  намерений и представлений не только тех, кто был героями этих сюжетов, но и тех, кто изготовил  их. В рамках этого исследования, автор, не уверенный в своей способности проделать подобную аналитическую работу, по возможности воздерживался от использования сообщений не принадлежащих организации СМИ в качестве источников. 

 

  1. The Setting: Русское Национальное Единство
 
    1. Развитие  и современное  состояние Единства
 

   3.1.1 История РНЕ. История Единства, изложенная разными рассказчиками, редко совпадает даже в наиболее важных подробностях. Дальнейшее повествование в основном опирается на два источника - справочники Института экспериментальной социологии, написанные Прибыловским и Верховским, наиболее авторитетные на сегодня путеводители по русскому националистическому движению, и канонический вариант истории организации, содержащейся в книге "Что такое РНЕ" ["Что такое..", 1995; Верховский и Прибыловский, 1996; Верховский, Папп и Прибыловский, 1996]. В целом, эти версии хорошо согласуются другом с другом, и расхождения между ними касаются обычно фактов, которые один источник упоминает, а другой - нет, а не прямых противоречий. Последние возникают только в связи с численностью, которая остается terra incognita (см. 3.1.2).

Информация о работе Аргументация в дискурсе русского радикально-националистического движения