Анализ условий и факторов качества управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Заключается в том, что от правильно подобранного управленческого решения зависит развитие предприятия и эффективность результатов его деятельности. Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта – не чисто академическая. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Содержание

Введение …………………………………………………..…………….……………...3
I Теоретико-методологическая основа изучения принимаемых управленческих решений ………….5
1.1 Основные понятия…………………………………………………………….5
1.2 Классификационные группы и виды управленческих решений…...………8
II Принятие управленческого решения на примере предприятия ООО «Ваши колбасы»…………………………………………………………………………………...15
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….15
2.2 Выявление проблемы, требующей принятия управленческого решения и постановка цели решения…………………………………………………………….20
III Рекомендации по оптимизации управления качеством принятия управленческих решений в современных экономических условиях………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список источников и использованной литературы………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Савелькин , РУР, курсовик.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

 [6, с. 134].

Решения как результат выбора могут быть сведены в три группы – запрограммированные, незапрограммированные, организационные и компромиссы.

    Наиболее  типичные для функций управления вопросы, рассматриваемые при принятии решения.

Таблица 1.2 – Вопросы при принятии управленческого решения 

Планирование 1. Какова наша  сверхзадача или природа нашего бизнеса?

2. Какими  должны быть наши цели?

3. Какие  изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и могут отразиться в будущем на организации?

4. Какую  стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей?

Организация деятельности 1. Каким образом  следует структурировать работу организации? Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ?

2. Как  скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым?

3. Принятие  каких решений на каждом уровне  организации следует доверять  людям, в частности, руководителям?

4. Следует  ли нам изменять структуру  организации из-за изменений во  внешнем окружении?

Мотивация 1. В чем нуждаются  мои подчиненные?

2. В  какой мере эти потребности  удовлетворяются в ходе деятельности, нацеленной на достижение целей организации?

3. Если  удовлетворение работой и производительность моих подчиненных возросли, то почему это произошло?

4. Что  можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и производительность подчиненных?

Контроль 1. Как следует измерять результаты работы?

2. Как  часто следует давать оценку  результатов?

3. Насколько  мы преуспели в достижении наших целей?

4. Если  мы недостаточно продвинулись  к поставленным целям, то почему  это случилось и какие коррективы  следовало бы внести?


    [6, с. 136].

    Как определено выше, решение – это  выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем  сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров, и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. Некоторые из них перечислены в табл. 1.2.

    Организационное решение – это выбор, который  должен сделать управляющий, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

    Его можно квалифицировать как запрограммированные  и незапрограммированные. Запрограммированное решение – это выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено в пределах направлений, заданных организацией 

    Нобелевский лауреат Герберт Саймон (Мескон М., 1994) использовал термин “запрограммированные”, заимствованный из языка компьютерной технологии, для описания в высокой мере структурированных задач. Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация.

    Неудивительно, что руководство часто программирует  решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений в самом деле правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются.

    Более того, в высшей степени желательно сообщить об обосновании методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с “почему”, в связи с процедурой принятия решений зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру. Незапрограммированное решение – это выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации с неизвестными факторами воздействия, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы.

    Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быль любой из факторов.

    В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора. На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.

    Более того, на всем протяжении изучения процесса принятия организационных решений следует всегда помнить, что он так тесно связан с процессом управления в целом, что при условии реалистичности подхода их нельзя рассматривать отдельно. Как показано выше, все функции планирования, организации деятельности. мотивации и контроля требуют от руководителя принятия решений.

    Данную  тему следует, по сути дела, рассматривать  как введение к широкому обсуждению процесса принятия организационных решений. Главная цель здесь – представить некоторые основы, которые дадут вам возможность принимать такие решения с большей эффективностью. Важнейшим сущностным элементом указанной основы будут личные решения как руководителей, так и людей, которыми они руководят. Компромиссы. Важно отметить , что практически во всех случаях, описанных выше, для руководителей было бы затруднительным, если вообще возможным, принятие решения, не имеющего отрицательных последствий.

    Как специалист по изучению проблем управления Роберт Кац (1970) указывает, что каждое решение должно “уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагивающее все предприятие, может иметь негативные последствия для каких-то его частей”. Вот почему следует рассматривать организацию с позиций системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.

    К примеру, некоторые организации  – фирмы “Хьюлет-Паккард” и “Дельта  Эрлайнз” – решили отказаться от практики увольнения работников. Даже в ситуации экономического спада, снижения объема сбыта и прибылей для компании в долгосрочной перспективе будет, как они считают, лучше, если удастся поддержать моральный дух лояльности по отношению к компании, гарантировав занятость всем работникам. Хотя такое решение сопряжено с дополнительными расходами на заработную плату, эти организации уверены, что в длительной перспективе потеряют больше, подорвав увольнениями мораль и лояльность работников.

    Эффективно  работающий руководитель понимает и  принимает как факт то, что выбранная  им альтернатива может иметь недостатки, возможно, значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта. Концепция компромиссов – это тема, к которой мы будем возвращаться часто. В деле руководства организациями встречается очень мало ситуаций настолько однозначных, что результатом наилучшего решения будет одно только благо.

    Эффективно  работающие руководители и люди, наиболее удачливые в повседневной жизни, – это индивиды, не позволяющие возможным недостаткам решений парализовать их волю. Это люди, понимающие, что непринятие решения, “флюгерная” тактика обычно в такой же мере неудовлетворительный или даже худший ход, чем принятие плохого решения.

    Тем не менее встречаются ситуации, в  которых с очевидностью отказ  от выбора будет хорошим решением. Например, если дополнительная информация должна вскоре поступить, а время не является критическим фактором, может, будет лучше не принимать решение немедленно. Это подводит нас к вопросу о том, как люди принимают решения, то есть к мыслительному процессу, которым они пользуются, делая выбор из нескольких вариантов [7, с. 98].

 

II Принятие управленческого решения на примере предприятия ООО «Ваши колбасы» 

    2.1 Общая характеристика предприятия 

    ООО «Ваши колбасы» - это мясоперерабатывающий цех, который занимается производством и продажей колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и деликатесов. Месторасположение предприятия: г. Ивантеевка Московской области. ООО «Ваши колбасы» производит более 50 видов колбасных изделий, полуфабрикатов и деликатесов из разных видов мяса, а именно свинины, говядины и мяса птицы. Так как данное предприятие является фирмой-изготовителем и занимается оптовой продажей, то к основным потребителям относятся: частные предприниматели и магазины. Их можно разделить на группы по объему заказываемой продукции:

    более 100 кг в день;

    от 30 до 100 кг в день;

    менее 30 кг в день.

    Основное  требование клиентов, которые покупают более 100 кг в день – товарный вид продукции и вкусовые качества. Как правило, такие клиенты находятся на продовольственных рынках или в местах большой проходимости покупателей и срок реализации нашей продукции минимальный, поэтому срок хранения не является существенной проблемой. А вот если продукция не соответствует вкусовым характеристикам и выглядит непрезентабельно, то покупатель уйдет к конкурентам. Цена для таких клиентов тоже не является главным требованием, для них на предприятии существует система скидок. Для магазинов, которые покупают от 30 до 100 кг в день, основными требованиями являются цена и вкусовые характеристики, потому что 50% покупателей таких магазинов – это постоянные клиенты, и если им не понравится продукция нашего предприятия, магазин будет вынужден отказаться работать с нами и заключить договор с одним из наших конкурентов. Требование клиентов, покупающих менее 30 кг в день – это срок хранения. Большинство таких магазинов находятся в Подмосковье и их основными покупателями являются дачники. Исходя из этого, такие клиенты не заказывают продукцию каждый день, а, в основном, на выходные.

    Основными конкурентами ООО «Ваши колбасы» являются ЗАО «Метатр» и Ногинский МПК. Сравнительная характеристика этих предприятий с ООО «Ваши колбасы» представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Сравнительная характеристика конкурентов ООО «Ваши колбасы» 

Показатели ЗАО «Метатр» «Ваши колбасы» Ногинский МПК
Вкусовые  качества Стабильные Нестабильные Стабильные
Цены Высокие Средние Средние
Добавление  сои Только в  колбасы второго сорта Только в  колбасы второго сорта Колбасы первого  и второго сорта
Вид упаковки Презентабельный Непрезентабельный Непрезентабельный
Срок  хранения Соответствует ГОСТ и ТУ Не соответствует  ГОСТ и ТУ Соответствует ГОСТ и ТУ
Ассорти-мент товаров Более 150 видов (включая сырокопченую колбасу), а также продукция из рыбы и кондитерские изделия Более 50 видов  колбасных изделий, полуфабрикатов и деликатесов Более 40 видов  колбасных изделий (включая сырокопченую), полуфабрикатов и деликатесов
Выполнение  заказа клиента В полной мере В полной мере Не в полной мере
Клиенты Магазины различной величины (включая гипер- и супермаркеты), частные предприниматели, рынки Магазины средней  величины, частные предприниматели, рынки Магазины средней  величины, частные предприниматели, рынки

Информация о работе Анализ условий и факторов качества управленческих решений