Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание

Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара. Сущность цены определяется двумя основными теориями.
Основы первой теории – стоимостной теории цены – были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.

Работа состоит из  1 файл

ценообразование.docx

— 49.28 Кб (Скачать документ)

Формирование оптимальной  номенклатуры фирмы. Как правило, предприятия  выпускают несколько видов продукции, которые имеют различный уровень  рентабельности. Предприятию выгодно  производить изделия с высокой  рентабельностью. Поэтому оно может  изменять ассортиментную структуру  производства в пользу высокорентабельной продукции.

Совершенствование маркетинговых  исследований рынка, что предполагает более глубокое изучение конкурентной среды, рекламной деятельности, повышение  имиджа фирмы и др.

Привлечение финансовых ресурсов и их эффективное использование. Оптимальное соотношение между  собственными и заемными финансовыми  ресурсами может способствовать снижению или стабилизации цен. Это  связано с возможностями расширения производства. Привлечение заемных  средств (к примеру, банковского  кредита) требует не только их возврата, но и определенной платы в виде процента. За использование собственных  финансовых ресурсов платить не приходится. Но в рыночной экономике развита  система использования заемных  средств.

Обоснованное формирование и использование ценовой политики фирмы. От того, какую ценовую политику использует фирма, формируются цены на конкретные группы товаров, которые  могут преследовать различные цели: завоевание сегмента рынка (низкие цены); формирование у потенциальных потребителей спроса на продукцию фирмы (низкие цены); использование высокого имиджа фирмы (высокие цены); получение сверхприбыли (высокие цены) и т.д.

Совершенствование организационного механизма предприятия. К нему можно  отнести совершенствование работы с поставщиками и потребителями, выбор системы оплаты продукции  и материальных ресурсов, оптимизацию  организационной структуры и  др.

К внешним ценообразующим факторам относятся такие факторы, которые не подконтрольны фирме, на которые фирма не в состоянии влиять. Внешние факторы можно условно подразделить на две группы: внешние факторы, обусловленные национальными условиями, и внешние факторы, связанные с международной экономикой.

К внешним факторам, обусловленным  национальной экономикой, относятся  следующие факторы:

  • государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;
  • разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики;
  • использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары;
  • установление минимальной оплаты труда;
  • проведение антимонопольной политики;
  • инфляционные процессы;
  • уровень благосостояния народа;
  • вкусы и предпочтения потребителей и др.

К внешним факторам, связанным  с мировой экономикой, можно отнести: изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках); изменение  валютных курсов; конъюнктуру мировых  товарных и фондовых рынков; использование  запретов и ограничений во внешней  торговле различных стран и др.

Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются  цены на товары и услуги внутри страны.

 

1.5 Виды цен в зависимости  от степени (жесткости) государственного  регулирования цен.

На уровень, структуру  и динамику цен воздействуют рынок (все его участники) и государство. Государство вмешивается в рыночное ценообразование путем определенного  регулирования цен. Степень воздействия  государства на цены и заставляет условно классифицировать их на три  вида: свободные (рыночные); жестко регулируемые цены; косвенно регулируемые цены.

Свободные (рыночные) цены характеризуются  тем, что они формируются под  воздействием рыночных факторов (рыночной конъюнктуры). На формирование свободных  цен не оказывает прямого непосредственного  воздействия государство.

Жестко регулируемые цены — это такие цены, уровень, динамика и структура которых подвержена непосредственному прямому влиянию  государства. Изменение регулируемых цен осуществляется либо непосредственно  государством, либо другими участниками  рынка, но по методике, устанавливаемой  государством. К способам жесткого прямого государственного регулирования  цен относятся:

  • установление жестко фиксированных цен, по которым должна реализовываться продукция. Для рыночной экономики данный способ не адекватен, поэтому он применяется редко;
  • установление верхнего предела цены. Этот способ применим для борьбы с монопольно высокими ценами и решения проблем с ценами на социально важные товары;
  • установление нижнего предела цен. Этот способ способствует сокращению производства контрафактной продукции (в основном низкого качества, к примеру, на водку), стимулированию развития малого и среднего бизнеса;
  • определение уровня посреднических наценок;
  • предварительное уведомление производителей и потребителей об изменении цены и ее элементов. К примеру, заранее объявленное повышение ввозных пошлин на конкретные импортные изделия, и др.

Косвенно регулируемые цены — это цены, на которые государство  оказывает воздействие косвенными методами. К ним относятся: налоговая, кредитная, амортизационная, внешнеторговая политики государства, политика в области  заработной платы и пенсионного  обеспечения и др.

Следует отметить, что ни в одной стране нет полностью  свободных от государственного регулирования  цен. В то же время нет и чисто  регулируемых государством цен, свободных  от воздействия рыночных факторов. Все цены являются следствием воздействия как рыночных факторов, так и государства. Только степень их воздействия на разные товары различна.

 

  1. Особенности ценообразования в отдельных отраслях и сферах экономики.

2.1 Ценообразование на  бытовые и коммунальные услуги  оказываемые населению.

С ростом уровня жизни населения  все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг – платных и бесплатных. Расширение сферы и объема оказываемых услуг экономит свободное время трудящихся и является важным фактором масштабного воспроизводства рабочей силы. По социальной значимости услуги можно разделить на две группы. Услуги особой социальной значимости, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения, и обычные виды услуг массового спроса.

В отношении особой социальной значимости проводится политика цен, направленная на создание возможностей обеспечения потребностей всех групп населения в этих услугах в минимальном объеме. К таким услугам относится, прежде всего, обеспечение потребности людей в жилье и медицинских услугах. Цены на услуги второй группы формируются под действием чисто рыночных факторов. Уровень цен и тарифов на эти услуги в значительной степени зависит от географического фактора и фактора сезонности. Влияние географического фактора проявляется в территориальной дифференциации цен и тарифов на большинство видов услуг. Спрос на многие услуги имеет ярко выраженный сезонный характер. Летом возрастает спрос на туристические услуги, услуги пассажирского транспорта.

В период падения спроса на услуги устанавливаются скидки с  действующих тарифов.

Формирование тарифов  на услуги в значительной степени  зависит от специфики потребительной стоимости. Часть услуг связана с производством потребительных стоимостей, удовлетворяющих индивидуальные потребности, другие же виды услуг – только с обслуживанием индивидуума без создания потребительных стоимостей. Пошив одежды по индивидуальным заказам или ремонт бытовой техники связаны с созданием потребительных стоимостей. Цена этой услуги зависит не только от затрат общественно необходимого труда на оказание услуги, но и от сложившихся цен на аналогичные новые товары массового производства. Услуги бань, парикмахерских, пассажирского транспорта, театра и т.п. оказываются без создания потребительной стоимости и проявляются в непосредственном потреблении труда как вида деятельности. Цена такой услуги зависит от количества и качества затраченного общественно необходимого труда.

Тарифы на все виды услуг  дифференцируются в зависимости  от качества последних. Тарифы на жилье  учитывают его комфортность; качество транспортной услуги определяется комфортностью  и скоростью проезда; качество почтовой услуги зависит от скорости и своевременности доставки корреспонденции и т.д.

В рыночной экономике тарифы на большинство платных услуг  формируются свободно. Они устанавливаются  предпринимателями, оказывающими услуги, с учетом складывающихся затрат и  соотношения спроса и предложения или на договорной основе. В настоящее время государством регулируются тарифы на коммунальные услуги, пассажирский транспорт, связь. Наиболее сложной задачей является установление обоснованного уровня тарифов на коммунальные услуги. Коммунальные услуги удовлетворяют жизненно важные потребности человека; в систему коммунальных услуг входит ведение жилищного хозяйства, обеспечение работы водопровода и канализации, энерго-, тепло- и газоснабжение, работа внутригородского транспорта, службы очистки и уборки территории.

Особый социальный характер коммунальных услуг объективно требует  проведения в стране единой политики цен в этой сфере. До проведения экономических  реформ тарифы на коммунальные услуги устанавливались на низком уровне и  далеко не возмещали общественно необходимых затрат труда. С началом экономических реформ была поставлена цель перевести жилищно-коммунальное хозяйство на безубыточную работу. На конец 1997 г. платежи населения возмещали до 38% затрат жилищно-коммунального хозяйства. В последующие годы было запланировано постепенно довести уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг до 100% по мере того, как будут расти доходы населения. Установление величины квартирной платы и коммунальных платежей предоставлено региональным органам власти. Различия в величине оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства связаны с неодинаковым уровнем себестоимости производимых работ. По регионам страны различаются затраты на эксплуатацию жилья, подачу питьевой воды, тепло и энергоснабжение, очистку, канализацию и др. При определении величины ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг важное значение имеет определение объективного уровня затрат и создание условий для выявления и использования резервов снижения издержек. Закон РФ от 24.12.92 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и указ Президента РФ от 29.03.96 г. № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального фонда» служат правовой основой для формирования конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В то же время для снижения затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве проводится анализ различий в нормативной и фактической себестоимости жилищно-коммунальных услуг, применяются методы, препятствующие необоснованному завышению затрат со стороны жилищно-коммунальных предприятий. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги формируются на основе общественно необходимых затрат, они должны экономически обоснованно возмещать издержки производства и обеспечивать рентабельную работу подрядных организаций. Объектами калькулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве являются 1 мполезной или жилой площади, 1 мсточных вод и др. На эти же единицы измерения устанавливаются тарифы за коммунальные услуги. Однако в связи с тем, что поквартирные счетчики расхода ряда услуг отсутствуют, тарифы пересчитываются в расчете на 1 человека или размер занимаемой площади (расходы по отоплению).

Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Однако методология  их расчета недостаточно совершенна, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства предоставлять экономически завышенные, необоснованные затраты для утверждения тарифов. Коммунальные предприятия включают в тариф завышенные затраты на оплату труда, строительство жилья, завышают оценку основных фондов, а следовательно, и амортизации, что увеличивает инвестиционную составляющую тарифа. Уровень тарифов на коммунальные услуги даже в пределах одного региона может значительно варьироваться. Тарифы на коммунальные услуги (тепло, электроэнергия, вода, газ) устанавливаются по категориям потребителей, что связано с различиями в затратах по оказанию услуг. До начала экономических реформ 1992 г. выделялось три группы потребителей. К I группе относились промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью 750 кВт/ч и выше, ко II группе были отнесены организации бюджетной сферы и сельскохозяйственные потребители, а к III группе – население. Такое деление основывалось на дифференциации затрат по доведению услуг до потребителя и учитывало специфику отдельных групп потребителей. В принципе, такой подход к установлению тарифов на коммунальные услуги действует и в настоящее время.

Резкое снижение доходов  населения в ходе проводимых экономических реформ обусловило необходимость перекладывания части расходов населения за потребляемые услуги на промышленные предприятия, что экономически не оправдано. В настоящее время тарифы на газ и электроэнергию не возмещают всех затрат по их производству и доставке до потребителей. В перспективе планируется довести уровень тарифов на газ и электроэнергию до уровня их фактической стоимости. Прекращение перекрестного субсидирования оплаты электроэнергии и повышение тарифов для всего населения возможно только в условиях нормализации экономических процессов и повышения уровня доходов населения. Предлагаемые в настоящее время методы решения этой проблемы могут лишь частично сократить объемы перекрестного субсидирования. Так, в апреле 1997 г. Федеральной энергетической комиссией России были утверждены Рекомендации по установлению стимулирующих энергосбережение, дифференцированных по объемам энергопотребления тарифов на электрическую энергию для населения. Эти рекомендации предусматривают введение норматива электропотребления и оплаты электроэнергии в пределах норматива по тарифам на уровне не ниже средней себестоимости производства и транспортировки электроэнергии в регионе. Сверхнормативное потребление электроэнергии должно оплачиваться по ее реальной стоимости, при этом должен учитываться среднедушевой доход в семье. Однако такой подход вряд ли можно признать правомерным, поскольку он является дискриминационным в отношении отдельных групп населения и направлен на снижение потребления электроэнергии населением, что противоречит мировой практике.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"