Контрольная работа по ценообразованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Содержание

1. Ценовая политика государства………………………………………………..3
2. Задача № 1……………………………………………………………………12
3. Задача № 2…………………………………………………………….……..13
Список литературы…………………………………………………….………14

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)


Содержание:

1. Ценовая политика государства………………………………………………..3

2. Задача № 1……………………………………………………………………12

3. Задача № 2…………………………………………………………….……..13

Список литературы…………………………………………………….………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ценовая политика государства

 

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям  конъюнктурной и структурной  политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности  на мировых рынках и смягчению  социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Государственные мероприятия  по регулированию цен могут носить законодательный, административный и  судебный характер. Принятые законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

Прямым государственным  вмешательством в процесс ценообразования  является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие  на формирование цен оказывают государственные  субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования  цен является налог на добавочную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной  экономической политики является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление цен на минеральное  сырье, добываемое в государственных  шахтах, на электроэнергию с государственных  электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном  хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования.

Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на воздушные перевозки.

Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие. Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара. В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

Несмотря на различные подходы к определению функций цен, значительное большинство экономистов выделяют три основные функции цены: во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов; во-вторых, стимулирует наиболее рациональный и экономический способ производства; в-третьих, цена участвует в распределении доходов.

В рыночном хозяйстве, основанном на системе свободной конкуренции, цены почти мгновенно отражают все  изменения, происходящие в экономике. Так, повышение спроса на какой-то товар  вызывает определенную реакцию со стороны производителя. Первое: при отсутствии конкуренции увеличить цену на эту продукцию. Второе: организовать дополнительное производство этого товара.

Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, формируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

Равновесная цена - главный координатор  на рынке. Она информирует о том, при какой цене будет иметь  смысл обеспечить данный объем предложения  и предъявить данный объем спроса. Все, что будет произведено сверх данного объема, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов. Все, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для потенциальных потребителей. Равновесная цена стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.

Информационную функцию цены нередко  называют регулирующей, ориентирующей.

Реализация ценой информационной функции зависит от ряда факторов. Во-первых, отсутствие внеэкономического давления на цены. Цена должна быть реальным итогом свободного взаимодействия спроса и предложения. Там, где действует монополия, олигополистическая конкуренция, ценовая информация может не соответствовать реальному положению. Во-вторых, отсутствие инфляции, т.к. ее развитие не дает возможности производителю понять истинную причину роста или падения цен на тот или иной продукт.

Стимулирующую функцию цены выполняют, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства во имя увеличения прибыли. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, услуги. Поскольку цена - это издержки предпринимателя плюс прибыль, то основной путь увеличения последней - снижение собственных затрат на производство товара. Так цены стимулируют применение и развитие экономичных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, снижение издержек, связанных с управлением производством.

Распределительная функция  цены. Способы и источники формирования рыночных доходов (различные формы предпринимательской деятельности, спекуляция, неодинаковые уровни зарплаты на предприятиях разных форм собственности, операции с ценными бумагами, значительный сектор теневой экономики), да и сам принцип неравенства распределения доходов в экономике рыночного типа приводят к несправедливому имущественному положению отдельных групп населения. Ведь чаще более высокий уровень жизни не у того, кто упорно трудится, а у того, кто лучше уловил конъюнктуру рынка. Вследствие этого в странах с рыночным типом экономики всегда существует неудовлетворенность такой “социальной несправедливостью”.

В этой ситуации во многих странах проводятся различные мероприятия, сводящиеся в основном к изменению  структуры потребления, к перераспределению  и уравнению. В подобных случаях  распределительная функция цены сочетается с социальной функцией.

Система цен в современной  экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в  сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).

Оптовые цены - те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.

Розничные цены - те, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.

По способу формирования или по признаку степени свободы  цены делятся на следующие группы.

Свободные рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на :

- продукцию предприятий-монополистов;

- базовые (для экономики  данной страны) ресурсы; 

- социально значимые  товары.

Система государственных  цен состоит из двух элементов:

а) фиксированные или  твердые цены, жестко устанавливаемые 

 государственными  органами;

б) регулируемые цены.

Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.

Регулируемые цены - их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров.

Контрактные цены - величина этих цен устанавливается актом купли-продажи, соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств.

Различный уровень цен  на однотипные товары вызывает необходимость  использования мировых цен. Мировые цены - это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.

Особую разновидность  мировых цен представляют трансфертные цены - внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.

Важное значение имеет базисная цена - цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.

Демпинговые цены - это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также  в исследовательских целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции. В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.

Информация о работе Контрольная работа по ценообразованию