Цены и ценообразование в общественном питании и его совершенствование (на примере ООО «Раковский Бровар»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить вопросы ценообразования в сфере общественного питания, выяснить порядок формирования цен на продукцию ООО «Раковский Бровар», разработать направления совершенствования ценообразования и ценовой политики предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить особенности ценообразования в объектах общественного питания;
рассмотреть порядок формирования продажных цен на продукцию ресторана «Раковский Бровар»;
выявить недостатки ценовой политики, осуществляемой рестораном;
проанализировать полученные результаты и предложить направления совершенствования ценообразования и ценовой политики фирмы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1Теоретические основы ценообразования в общественном питании……………………………………………………………………………….5
1.1Экономическое содержание цены и способы ее формирования………………………………………………………………………..5
1.2 Особенности ценообразования в организациях общественного питания….10
2 Анализ процесса ценообразования в сфере общественного питания (на примере ООО “Раковский Бровар”)……………………………………………….17
2.1 Маркетинговая характеристика предприятия…………………………...17
2.2 Порядок формирования цен на продукцию собственного производства...20
3 Рекомендации по совершенствованию процесса ценообразования в ООО “Раковский Бровар”………………………………………………………………...23
3.1 Совершенствование механизма формирования цены…………………..23
3.2 Определение оптимальной цены на фруктовый салат на основании метода Ван Вестендорпа…………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………...31
Приложение А Уровень предельных наценок в зависимости от категории объекта в разрезе регионов республики…………………….33
Приложение Б Уровень предельных наценок на продукцию собственного производства в разрезе регионов республики……………...34
ПриложениеВ Сравнительная таблица предельных наценок на алкогольные напитки, пиво и другую продукцию, в %..............................35
Приложение Г Акт калибровки………………………………………………36
Приложение Д Акт о пересчете весовых конфет……………………………37
Приложение Е Калькуляционная карточка…………………………………..38
Приложение Ж Журнал регистрации калькуляционных карточек…………39
Приложение И Расчет численности работников ресторана-пивоварни «Раковский Бровар»………………………………………….40
Приложение К Меню ресторана-пивоварни «Раковский Бровар»………....41

Работа состоит из  1 файл

курсовая Цены и ценообразование в общественном питании .doc

— 637.50 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО  «Белорусский государственный экономический  университет» 
 
 
 

    Кафедра логистики и ценовой политики 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по  дисциплине: Ценообразование на национальном рынке

    на  тему: Цены и ценообразование в общественном питании и его совершенствование (на примере ООО «Раковский Бровар») 
 
 
 
 
 
 
 

    Студент                                          

    ФМК, 3-й курс, ДМЦ             (подпись)                              П.И. Францкевич

                                                           (дата) 
 

    Руководитель                  (подпись) (оценка)                С.П. Ковальчук

                                                            (дата)

                                                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011

    РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа: 32 с., 2 рис., 4 табл., 21 источник, 9 прил. 

    ОБЩЕСТВЕННОЕ  ПИТАНИЕ, НАЦЕНКА, НАЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ, КАЛЬКУЛЯЦИЯ, КАЛЬКУЛЯЦИОННАЯ КАРТОЧКА 

    Объект  исследования – ценообразование в общественном питании.

    Предмет исследования – порядок установления цен на предприятиях общественного питания.

    Цель  работы: изучить вопросы  ценообразования в сфере общественного питания, выяснить порядок формирования цен на продукцию ООО «Раковский Бровар», разработать направления совершенствования ценообразования и ценовой политики предприятия.

    Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок и анкетирования.

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

                                                                                     ______________________

                                                                                        (подпись студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………………...4

    1Теоретические основы ценообразования в общественном питании……………………………………………………………………………….5

    1.1Экономическое  содержание цены и способы  ее формирования………………………………………………………………………..5

    1.2 Особенности ценообразования в организациях общественного питания….10

    2 Анализ процесса  ценообразования в сфере общественного питания (на примере ООО “Раковский Бровар”)……………………………………………….17

    2.1 Маркетинговая характеристика предприятия…………………………...17

    2.2 Порядок формирования цен на продукцию собственного производства...20

    3  Рекомендации по совершенствованию процесса ценообразования в ООО “Раковский Бровар”………………………………………………………………...23

    3.1 Совершенствование механизма формирования  цены…………………..23

    3.2 Определение оптимальной цены  на фруктовый салат на основании  метода Ван Вестендорпа…………………………………………………………...26

    Заключение…………………………………………………………………….30

    Список  использованных источников………………………………………...31

        Приложение  А Уровень предельных наценок в зависимости от категории объекта в разрезе регионов республики…………………….33

        Приложение  Б Уровень предельных наценок на продукцию собственного производства в разрезе регионов республики……………...34

        ПриложениеВ Сравнительная таблица предельных наценок на алкогольные напитки, пиво и другую продукцию, в %..............................35

        Приложение  Г Акт калибровки………………………………………………36

        Приложение  Д Акт о пересчете весовых  конфет……………………………37

        Приложение  Е Калькуляционная карточка…………………………………..38

        Приложение  Ж Журнал регистрации калькуляционных  карточек…………39

        Приложение  И Расчет численности работников ресторана-пивоварни «Раковский Бровар»………………………………………….40

        Приложение  К Меню ресторана-пивоварни «Раковский Бровар»………....41

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    Пища-основа жизни человека. От того, как человек  питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело.

     На  сегодняшний день, рынок общественного  питания, является одним из самых быстрорастущих рынков Республики Беларусь.

     Современные условия хозяйствования предъявляет  принципиально новые требования к формированию концепции ценообразования на товары, работы и услуги, и большинством стран мира признана наиболее эффективной маркетинговая концепция управления практически всеми аспектами деятельности фирмы. Однако многие предприятия в Республике Беларусь по-прежнему используют исключительно затратный подход в ценообразовании, что негативно влияет на конкурентные преимущества, ведет к снижению спроса на продукцию, как следствие, выручки от реализации, прибыли и показателей финансового состояния предприятия.

     Следовательно, в настоящее время совершенствование ценовой политики белорусских предприятий является достаточно актуальной проблемой, решение которой должно привести к согласованию интересов продавцов и покупателей.

      Объектом  исследования является система ценообразования в объектах общественного питания.

    Цель  работы – изучить вопросы  ценообразования в сфере общественного питания, выяснить порядок формирования цен на продукцию ООО «Раковский Бровар», разработать направления совершенствования ценообразования и ценовой политики предприятия.

      Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить особенности ценообразования в объектах общественного питания;
  2. рассмотреть порядок формирования продажных цен на продукцию ресторана  «Раковский Бровар»;
  3. выявить недостатки ценовой политики, осуществляемой рестораном;
  4. проанализировать полученные результаты и предложить  направления совершенствования ценообразования и ценовой политики фирмы.

    При написании работы использовались учебные пособия Т.В. Емельяновой  и В.П. Кравченко «Ценообразование», А. Бондаренко «Менеджмент гостиниц и ресторанов», материалы периодической печати (журналы «Главный бухгалтер. Ценообразование», «Экономика. Финансы. Управление», «Консультант бухгалтера», «Планово-экономический отдел»), а также нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы общественного питания.    
 
 
 

    1 Теоретические основы ценообразования в общественном питании 
 

    1.1 Экономическое содержание цены и способы ее формирования 
 
 

     Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

     В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения. Товар или цена проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги – равновесие между спросом и предложением.

    Цены  обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро - и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего и внешнего рынка) ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

    На  макроуровне цена формирует структуру  экономики, способствует совершенствованию  ее важнейших пропорций. Цены сигнализируют  о возникающих в экономике  диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара  увеличивается и цены постепенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно меняющимся запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление и расширяется производство, а при ее падении – увеличивается потребление, сокращается производство и уменьшаются излишние запасы. Таким образом, в условиях рыночного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.

    На  уровне интерэкономики в международной  торговле цены в определенной степени  определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

    Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: балансирующую, планово-учетную, распределительную и перераспределительную, а также информационную.

    Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением. Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

    Распределительная и перераспределительная функция цен состоит в распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена. При значительных отклонениях цен от стоимости, когда на отдельные товары, услуги государством устанавливаются низкие цены или же они предоставляются бесплатно, а другие товары отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды и др.) усиливается перераспределительная функция.

    Выполнение  перераспределительной функции  ценами позволяет решать такие важные социальные задачи, как создание благоприятных условий для развития и воспитания подрастающего поколения, обеспечение общедоступности товаров первой необходимости, лечения и др. Однако значительные перераспределительные процессы могут негативно повлиять на развитие экономики, поскольку дают искаженную картину состояния дел и снижают эффективность управленческих процессов.

    Информационная  функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.[2, с. 80-86] 

    Основу  методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые  базируются на основных ценообразующих факторах.

    Одним из наиболее распространенных методов  ценообразования, ориентированных на издержки производства, в отечественной практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену. При этом можно использовать следующую формулу (1.1): 

Информация о работе Цены и ценообразование в общественном питании и его совершенствование (на примере ООО «Раковский Бровар»)