Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены
1.2 Задачи, механизм разработки, стратегия и постановка целей ценовой политики
1.3 Влияние цен на результаты деятельности предприятия
1.4 Особенности ценообразования на предприятиях торговли
1.5 Методы регулирования цен на потребительском рынке
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
2.2 Анализ уровня торговой надбавки и факторов её определяющих
2.3 Анализ затрат торгового предприятия при формировании цены
2.4 Экономическое обоснование валовой прибыли и уровня торговой надбавки торгового предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ценообразование.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

     В ценовом механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование  как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

     Цена  на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия  государства в регулировании  цен на отдельные виды товаров. Государственное  регулирование цен осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением. С этой целью правительство может устанавливать декларирование цен на продукцию, вводить предельные коэффициенты повышения цен и предельные уровни рентабельности, исходя из экономической и социальной значимости товаров. Данные факторы существенно влияют на процесс планирования цены.

     Для предпринимателей цена – это вопрос жизни и смерти. Цена определяет структуру и объём производства, движение материальных потоков, распределение  товарной массы и наконец, уровень жизни общества

     Цена  имеет три основные функции:

  1. измерительная;
  2. регулирующая;
  3. стимулирующая.

     Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удаётся измерить, определить стоимость товара, иначе  говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая её на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, несложно установить величину денежного платежа за товары и услуг [10, с 25].

           Цену можно использовать в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, т.е. самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.

     Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую  функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги, т.е. производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену [14, с 63]

     В зависимости от сфер торговли цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

     Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между организациями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. Расчёт оптовой цены производится с помощью следующей формулы (1.1): 

      ,     

                                                                                               (1.1)

     где С – себестоимость;

            П – прибыль;

            Кн – косвенные налоги.

     Розничная цена – это цена, по которой розничные торговые фирмы реализуют продукцию населению и фирмам. Она включает оптовую цену (отпускную цену предприятия, если товар был закуплен непосредственно у изготовителя) и торговые наценки розничных торговых фирм. Рассчитывается розничная цена по формуле (1.2): 

      ,     

                                                                         (1.2)

     где ТН – сумма торговой надбавки;

            НДС розн. – сумма НДС, включаемая в цену в розничной торговле.

     Закупочные  цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок. Расчёт закупочной цены определяется по формуле(1.3): 

      ,         

                                                 (1.3)

     где Цприоб.без НДС – цена приобретения без НДС;

           Снаб.сбыт.надб. – снабженческо-сбытовая надбавка.

     Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением [8, с 26].

     В зависимости от степени участия  государства в регулировании  цен могут применяться следующие  виды: фиксированные, регулируемые, свободные, договорные.

     Фиксированные цены – это твёрдые, установленные государством цены, уровень которых определён в прейскурантах. Предприятие при планировании цен не вправе их изменять.

     Регулируемые  цены – это цены, на которые государство устанавливает максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятия не имеют права.

     Свободные цены – это цены, уровень которых предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из собственных соображений и спроса на продукцию. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

     Договорные  цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями.

     Существует  и ряд других видов цен, выделяемых по самым разнообразным признакам [15, с 64].

     При расчёте возможной цены рекомендуется  использовать следующие методы:

     1. расчёт цены по методу «средние  издержки плюс прибыль». Этот  метод заключается в начислении  наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть  стандартной для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д.

     Существует  два метода расчета наценок: исходя из себестоимости, формула (1.4) или продажной цены, формула (1.5)  

      ;       

         (1.4)

      .

     (1.5) 

     Предприятие-производитель  само должно решить, какой именно формулой оно будет пользоваться. Недостаток метода заключается в том, что  использование стандартной наценки  не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, а следовательно, определить и оптимальную цену.

     2. расчёт цены на основе анализа  безубыточности и обеспечения  целевой прибыли. В данном случае  предприятие стремится к установлению  такой цены, которая обеспечит  ему желаемый объем прибыли. Основой такого расчета является построение так называемого графика безубыточности.

     3. установление цены на основе  уникальности выпускаемого товара. Здесь исходят не только из  издержек производства, но и ценности  товара для покупателя. После проведения расчетов устанавливается окончательная цена на производимый товар. Рекомендуется также учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены, такие, как престижность товара.

     Установление  определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой [4, с 29].

     Эффективность торговой деятельности предприятия  и работы предприятия в целом  во многом определяется разумной системой ценообразования. Для помощи пользователям в решении этой задачи в состав конфигурации включен функционал ценообразования.

     Схематично  весь процесс ценообразования можно  представить следующим образом  таблица 1. 

Таблица 1- Процесс ценообразования на предприятии торговли

Издержки (себестоимость) предприятия Прибыль Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка) Торговая  надбавка (скидка)
Издержки Прибыль Издержки Прибыль
Оптовая (отпускная) цена предприятия  
Оптовая цена промышленности  
Рыночная  цена
 

     Нетрудно  заметить, что каждый последующий  вид цены включает в себя предыдущий.

     Для удобства политики ценообразования  предусмотрены следующие категории  отпускных цен.

     Базовые цены. Эти цены задаются для каждой номенклатуры только вручную. Эти цены определяются пользователем и хранятся в системе. При обращении к этим ценам в системе берется последнее по времени значение [20, с 54].

     Расчетные цены. Также как и базовые цены, расчетные цены задаются пользователем, и их значение хранится в системе. Отличие заключается в том, что для этих цен существует автоматический способ их расчета на основании данных базовых цен. То есть расчетные цены получаются из базовых путем некоторой процедуры: увеличением значений базовой цены на определенный процент наценки или по вхождению базовой цены в диапазон. Независимо от того, каким способом в итоге получена расчетная цена, в системе хранится только само результирующее значение цены и тип базовых цен, на основе которых производился расчет. Расчетными ценами могут быть оптовые и розничные цены, полученные на основании плановой себестоимости продукции.

     Динамические  цены. Значения этих цен в системе  не хранятся, хранится только способ их вычисления. Эти цены, как и расчетные, получаются из базовых цен с помощью специальных механизмов. Однако результаты расчета в системе не хранятся, вычисление производится непосредственно в момент обращения к этим ценам. Это позволяет использовать цены в том случае, если отпускные цены жестко связаны с базовой ценой, которая достаточно часто меняется.

     Для динамических цен обязательно указывается  процент скидки или наценки, на который  будут корректироваться базовые  цены при расчете. Для расчетных  цен процент скидки будет выступать  как значение по умолчанию, которое  можно переопределить в процессе расчета цены.

     Тип цены плановая себестоимость предназначен не для покупателей, а для внутреннего  контроля отпускных цен предприятия  с целью исключения случаев убыточных  продаж, когда в результате применения скидок отпускная цена опускается ниже уровня себестоимости [12, с 78].

     В условиях рыночных отношений резко  возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается  многими причинами.

     От  уровня цены зависят:

Информация о работе Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия