Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Цена: сущность, понятие, функции и виды. Методы расчёта цены
1.2 Задачи, механизм разработки, стратегия и постановка целей ценовой политики
1.3 Влияние цен на результаты деятельности предприятия
1.4 Особенности ценообразования на предприятиях торговли
1.5 Методы регулирования цен на потребительском рынке
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
2.2 Анализ уровня торговой надбавки и факторов её определяющих
2.3 Анализ затрат торгового предприятия при формировании цены
2.4 Экономическое обоснование валовой прибыли и уровня торговой надбавки торгового предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ценообразование.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

     Различные варианты последней стратегии:

     – низкая цена на ходовой товар (приманку), повышенные цены на другие товары ассортимента;

     – низкая цена на основной товар компенсируется завышением цен на дополняющий товар;

     – выпуск несколько версий товара для сегментов с разной эластичностью;

     - связывание в набор дополняющих  или независимых товаров по  льготной цене.

     В условиях усиливающейся рыночной конкуренции  весьма важным для предприятия является обеспечение стабильности поступления  доходов, которая возможна при условии наличия постоянного спроса на производимую и реализуемую продукцию. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является удержание и расширение круга потребителей производимой продукции, что во многом определяется той практикой ценообразования, которую организация проводит в целях закрепления старых и привлечения новых покупателей.

     Широко  распространенным в ценовой борьбе за потребителя является применение различных скидок с цен, что должно найти отражение при формировании ценовой политики предприятия, ее стратегии и тактики. Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. В настоящее время практика предоставления скидок используется крупными и средними компаниями, организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Предоставление скидок, прежде всего, стимулирует продажи, что, в свою очередь, влияет на объем получаемой выручки, поэтому формирование системы скидок является не только элементом маркетинговой политики, но и методом, используемым при разработке финансовой политики предприятия и оказывающим влияние на ее результаты [12, с 78]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

2.1 Краткая  организационно-экономическая характеристика  деятельности торгового предприятия 

     Основным  видом деятельности ИП Канищева И.В. является розничная торговля. ИП реализует населению продукты питания.

     Большое влияние на развитие розничного товарооборота  предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической  базы предприятия. Торговый зал и  складские помещения предприятия оснащены оборудованием и современными кассовыми аппаратами.

     Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом  работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 8 до 21 часов без перерыва на обед. Средняя продолжительность рабочего дня составляет почти 13 часов.

     Структура ИП Канищева И.В. представлена на рисунке 1.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1 - Организационная структура ИП Канищева И.В. 

     Все торговая площадь предприятия разделена на отделы, которые осуществляют торговлю товарами через прилавок, относящимися к определенной товарной группе данного отдела. В магазине функционируют 6 отделов. Месторасположение анализируемого магазина рассматриваемого потребительского общества является достаточно выгодным.

     Анализ  основных показателей торгово-хозяйственной деятельности рассмотрим в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 - Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности за 2008–2009 г

Показатели Единицы измерения  
2008 год
2009 год Отклонение

(+,-)

Темп роста,

%

А 1 2 3 4 5
Оборот  розничной торговли без НДС тыс. руб. 74569 85465 10896 114,61
Торговая  площадь М² 200 200 - -
Себестоимость проданных товаров тыс. руб. 58754 62154 3400 105,79
Численность работников, всего чел. 32 31 - 1 96,87
В том числе ТОП чел. 26 26 - -
Производительность  труда 1 работника тыс. руб./чел. 2330 2757 427 115,49
В том числе производительность труда  работника ТОП тыс. руб. /чел. 2868 3287 419 114,61
Фонд  заработной платы тыс. руб. 1500 1600 100 106,67
Уровень фонда заработной платы % 2,01 1,87 - 0,14 93,03
Среднемесячный  размер заработной платы 1 работника тыс. руб. 3,91 4,30 0,39 109,97
Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 125 157 32 125,60
Фондоотдача коэф. 597 544 - 53 91,12
Фондоёмкость коэф. 0,0016 0,0018 0,0002 112,50
Фондовооруженность  труда 1 работника коэф. 4,28 3,67 - 0,61 85,75
Коэф. эффективности использования основных фондов коэф. 99,67 123,53 23,86 123,94
Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 1097,50 1216,50 119 110,84
Время обращения оборотных средств дни 5,37 5,20 - 0,17 96,83
А 1 2 3 4 5
Скорость  обращения оборотных средств обороты 67,94 70,25 2,31 103,40
Валовая прибыль
В сумме тыс. руб. 15815 23311 7496 147,40
В % к товарообороту % 21,21 27,28 6,07 128,62
Издержки  обращения
В сумме тыс. руб. 3356 3964 608 118,12
В % к товарообороту % 4,50 4,64 0,14 103,11
Прибыль (убыток) от продаж
В сумме тыс. руб. 12459 19347 6888 155,29
В % к товарообороту % 16,71 22,64 5,93 135,49
Прочие  доходы тыс. руб. 145 312 167 1115,17
Прочие  расходы тыс. руб. 215 187 - 28 86,98
Прибыль (убыток) до налогообложения 
В сумме тыс. руб. 12389 19472 7083 157,17
В % к товарообороту  
%
16,61 22,78 6,17 137,15
Текущий налог на прибыль тыс. руб. 2973 4673 1700 157,18
Чистая  прибыль
В сумме тыс. руб. 9416 14799 5383 157,17
В % к товарообороту % 12,63 17,32 4,69 137,13
 

     Анализируя  формирование и динамику финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 2.1), можно отметить следующее.

     Товарооборот предприятия увеличился за 2009 год на 10896 тыс. руб., темп роста составил 114,61%.

     Торговая  площадь предприятия осталась неизменной.

     Себестоимость проданных товаров увеличилась к концу отчетного периода на 3400 тыс. руб., это связано с увеличением цен на продукцию производителей.

     Численность работников сократилась на 1 человека, при этом численность ТОП осталась такой же, т.е. 26 человек.

     Производительность  труда 1 работника увеличилась на 427 тыс. руб., темп прироста составил 115,49%.

     Фонд  заработной платы в 2009 году составил 1600 тыс. руб., по сравнению с 2008 годом увеличился в сумме на 100 тыс. руб. При этом уровень фонда заработной платы в процентах к товарообороту сократился в 2009 году на 0,14% и составил 1,87%.

     Среднемесячный  размер заработной платы составляет 4,30 тыс. руб.

     Стоимость основных фондов возросла на 32 тыс. руб., темп изменения 125,60%. Фондоотдача и фондоемкость характеризуют эффективность использования основных фондов. На данном предприятии фондоотдача к концу 2008 года сократилась в сумме на 53, а фондоемкость увеличилась на 0,0002. Фондовооруженность труда также сократилась на 0,61.

     Среднегодовая стоимость оборотных средств в 2009 году составила 1216,50 тыс. руб.

     Валовая прибыль торгового предприятия  увеличилась на 7496 тыс. руб. в сумме, а темп прироста составил 147,40 %. Издержки обращения увеличились на 608 тыс. руб., что сократило возможную прибыль от продаж, которая увеличилась на 6888 тыс. руб.

     Прочие  доходы возросли на 167 тыс. руб., а прочие расходы сократились на 28 тыс. руб.

     Прибыль до налогообложения соответственно возросла и составила 19472 тыс. руб.

     Текущий налог на прибыль увеличился на 1700 тыс. руб., темп роста 157,18%.

     Чистая  прибыль в свою очередь увеличилась  на 5383 тыс. руб. и составила 14799 тыс. руб., что благоприятно характеризует эффективность деятельности предприятия.

     Расчет изменения валовой прибыли по формулам 2.1 и 2.2.

     ∆ВП (∆Р) = (85465 - 74569) * 21,21 / 100 = 2311,04 тыс. руб.

     ∆ВП (∆Увп) = (27,28-21,21) * 85465 / 100 = 5187,73 тыс. руб.

     Рассчитаем  основные показатели эффективности произведенных затрат по формуле (2.3).

     Уи 2006 = 3356/74569 * 100 = 4,50 (%)

     Уи 2007 = 3964/85465 * 100 = 4,64 (%)

     Таким образом, полученные значения коэффициента уровня издержек обращения (издержкоемкости  реализации товаров) показывают, что за 2009г. сумма затрат, приходящаяся на 100 рублей розничного товарооборота снизилась по сравнению с предыдущим годом на 0,14 %.

     Рассчитаем  коэффициент издержкоотдачи по формуле (2.4):

     Иотд 2006 = 74569/3356 * 100 = 2221,96 (%)

     Иотд. 2007 = 85465/3964 * 100 = 2156,03 (%)

     Таким образом, объем товарооборота, полученного  на 100 руб. произведенных затрат сократился по сравнению с 2007 годом на 65,93%.

     Рассчитаем  показатели рентабельности издержек обращения  по формуле 2.5.

     Ирент. 2006 = 12459/3356*100=371,24(%)

     Ирент. 2007= 19347/3964*100= 488,07(%)

     Полученные  значения рентабельности издержек обращения  показывают, что сумма прибыли, полученная на 100 руб. произведенных затрат увеличилась  по сравнению с 2007г. на 116,83%.

     Рассчитаем  среднегодовой темп роста товарооборота по формуле 2.6: 

       тыс. руб. 

     Выведем планируемую сумму объема товарооборота по формуле 2.7: 

       тыс. руб.

     Осуществим прогноз товарооборота на планируемый период. При расчете основных показателей был использован метод по скользящей средней и данные бухгалтерского баланса за исследуемый период, формула (2.9).

     Так, запасы на начало периода:

     К1 = (846 + 982)/2=914 тыс. руб.;

     К2 = (982+1213)/2=1097,50 тыс.руб.;

     ∆К= 1097,50 - 914=183,50 тыс. руб.

     Запасы  на конец периода:

     К1 = (982+1213)/2=1097,50 тыс. руб.;

     К2 = (1213+1220)/2=1216,50 тыс. руб.;

     ∆К = 12126,50 - 1097,50=119 тыс. руб.

     Запасы  на начало периода: Кпл = 1213+183,50=1396,50 тыс. руб.;

     Запасы  на конец периода: Кпл = 1220+119=1339 тыс. руб.

     Выбытие товаров: Кпл = 25 + 3,7 = 28,7 (тыс. руб.)

     Объем поступления: Кпл = 28540 + 1339 = 89879 (тыс. руб.)

     Используя формулу (2.10), найдем объем реализации на 2009 год.

     Р 2008 = 1396,50 + 89879 - 1339 – 28,7 = 89907,80 (тыс. руб.)

     Таким образом, планируемый объем товарооборота  составит 89907,80 тыс. руб.

     Кроме того, используем для планирования метод экспертных оценок, формула (2.11):

     Рпл = 85465 * 1,11 = 94866,15 (тыс. руб.)

     Так, планируемая при помощи экспертного метода сумма розничного товарооборота составит 94866,15 (тыс. руб.)

     Из  полученных, сумм выберем наиболее оптимальную, на наш взгляд, сумму в размере 94866,15 тыс. руб., полученную при использовании балансового метода, поскольку расчет данной суммы базируется на нескольких показателях, и поэтому, на наш взгляд, более точен.

     Анализ  динамики товарооборота предприятия представлен в таблице 2.2. 
 
 
 
 

Таблица 2.2 - Анализ динамики товарооборота  за 2007–2009 года

Годы Оборот 

розничной торговли в

 действующих

 ценах

 Индексы цен  Оборот

розничной

 торговли в

сопостави-

мых ценах

 Прирост

   товарооборота

 по  сравнению с

 предшествующим

 годом, тыс. руб.

 Темпы роста в 

 сопоставимых ценах. %

     цепные базисные        цепные  базисные
1  2  3  4  5  7  8  9
2007  65412  1,09  1,09  60011  -  -  -
2008  74569  1,078  1,078  69173  9157  115,27  115,27
2009  85465  1,09  1,09  78408  10896  113,35  130,66

Информация о работе Ценообразование и его влияние на эффективность деятельности торгового предприятия