Социальные сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько десятилетий новые коммуникационные технологии стали причиной многочисленных изменений в повседневной жизни. Уже, начиная с 1980-х годов, в нашу жизнь прочно вошли электронная почта, видеоконференции, голосовые сообщения, голосовая почта и другие современные коммуникационные технологии. В 1990-е годы мы в полной мере ощутили на себе воздействие Internet, предоставившего новые возможности для связи и общения людей как между собой, так и со всемирной базой данных, и в результате коренным образом изменившего нашу жизнь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
1.1. Возникновение и характеристика «новых» медиа: медиа в эпоху постиндустриализма
1.2. «Новые» медиа как фактор модернизации СМИ
1.3. Влияние СМИ на формирование ценностной ориентации общества
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ
2.1. Социальные сети как феномен общества: теоретический аспект
2.2. Социальная сеть как социологическое и web-понятие
2.3. История развития социальных сервисов Интернета
2.4. Социальные сети: достоинства и недостатки (краткое сравнение основных социальных сетей Рунета)
2.5. Реклама в социальных сетях
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ БЕЛОРУССКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
3.1. Специфика существования сети Интернет в Беларуси
3.2. Обзор белорусских социальных сетей
3.3. Сравнительный анализ белорусских блоггинговых сетей – Inf.by и Ludi.by
3.4. Реклама в белорусских социальных сетях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

социальные сети.doc

— 1.73 Мб (Скачать документ)

Стремление относиться к «новым» медиа как к помощникам в сохранении публичной сферы информационного пространства на благо развитию истинно демократических свобод и гражданских прав актуализирует и проблему разумно-гуманитарного регулирования деятельности СМИ. Известно, что под эгидой идей неолиберализма еще в 1980-е в США и других странах усиленно стимулировались процессы приватизации и вместе с ними поддерживалось дерегулирование деятельности СМИ. Не возражая против этой тенденции, постмодернисты как бы в дополнение к ней абсолютизируют киберлибертарианские возможности «новых» медиа.

В противовес всем этим разновидностям псевдодемократизма, вольготно существующим в условиях «цифрового раскола», сторонники сохранения социально-культурных функций информационных средств связи предлагают разрабатывать и испытывать позитивные формы разумного контроля за содержанием распространяемой информации, чтобы она не противоречила устоям демократизма, нравственного здоровья и культурных ценностей общества, не занималась пропагандой антигуманных идей и действий, не культивировала свободу насилия и порнографии и не дискредитировала общественное предназначение масс-медиа ни традиционных, ни новых. Контроль может исходить от родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети не становились жертвами вредной для них информации и не превращались в «электронных зомби», от различных общественных советов и организаций, от самих информационных структур, ответственно относящихся к «самоцензуре» в отношении своей деятельности в интересах общественного благосостояния и поэтому оказывающих сопротивление «тирании рынка, дополняющей технологический детерминизм» [39, с. 336].

С предложениями подобного рода коммуникативисты обращались к общественности и прежде, когда лидирующая роль в распространении информации принадлежала печати, радио и телевидению. Развитие «новых медиа» открывает еще одну тему для обсуждения: «дисинтермедиация в коммуникационном потоке, образующаяся благодаря Интернету и имеющая отношение к появлению новой коммуникационной модели, основанной на исчезновении или по крайней мере значительном сокращении роли рассказчика» [32, c. 55].

Дисинтермедиация – отказ от посреднической роли профессионального журнализма, предполагающего умение рассказывать о событиях и фактах, якобы становящееся нерелевантным в условиях функционирования «новых медиа», когда отправители информации и получатели находятся между собой в прямых взаимоактивных связях и даже могут меняться своим положением (отправители становятся получателями и наоборот). Как отмечает один из исследователей этого явления, «традиционные посредники выходят из употребления», потому что старая модель распространения информации «от одного ко многим» вытесняется новой «многие-многим», действуя в условиях транснациональных и глобальных процессов уже не линейных трансмиссий, а дигитальной конвергенции разных каналов связи при «совершенно ином регуляционном контексте». Его особенностью является корреляция не со старой аллокуционной моделью распространения информации из центра на периферию, а с «новой регуляционной парадигмой», позволяющей интерактивно-индивидуализированные формы информационных обменов, которые требуют и новых форм регулирования или, скорее, «саморегулирования» [47, c. 434-437].

Вместе с тем исследования показывают возникновение в лоне «новых» медиа тенденции к «реинтермедиации», вызванной необходимостью преодоления новых трудностей в трафике, связанных с избытком информации, которая все же нуждается в отборе, кодировании, декодировании, идентификации источников и в иных «навигационных» «посреднических» операциях. Роль «новых посредников» [47, c. 443], кроме пользователей, владеющих принципами «саморегулирования» в этих операциях, играют автоматизированные электронные программные руководства, порталы, поисковые механизмы, фильтры и другие компьютерные средства взаимосвязей между машиной и пользователем.

Словом, подобно тому, как тенденции к дерегулированию СМИ столкнулись с критическими выступлениями против нее сторонников ре-регулирования в интересах сохранения публичной сферы и общественно-гуманитарной миссии масс-медиа, так и перспективы отказа от посреднической роли профессионального журнализма в условиях дисинтермедиатизации «новых» медиа тоже вызывают реакцию в форме идей и призывов к реинтермедиатизации. И в том и в другом случаях проявляется стремление коммуникативистов, курирующих социально-гуманитарное направление в деятельности информационных средств связи, оценивать прерогативные качества «новых» медиа именно с этих позиций. Это удерживает от соблазнов преувеличения достоинств новых медиа за счет игнорирования еще не исчерпанных возможностей и традиционных СМИ совершенствоваться и служить вместе на благо общественному прогрессу. Главная цель – надо использовать новую мультимедийную среду для «реконструкции образования и общества таким образом, чтобы группы людей и отдельные индивидуумы, отстраненные от благ экономики, культуры и общества, могли более полно ими пользоваться и получать возможности, каких не могло быть в прежних социальных системах» [36, c. 100].

Необходимым условием достижения этой цели должны быть хорошие знания всех особенностей мультимедийной среды – от специфики технологических основ «новых» медиа до тех изменений, которые они вносят не только в жизнь традиционных СМИ, но и во все сферы жизни общества, в общественно-политическую и экономическую деятельность людей, в формы организации их труда и сознания, в представления о своих правах и обязанностях. Раскрытие взаимосвязей между информационными средствами и системами с их социально-культурной инфраструктурой убеждает в том, что «не только новые технологии требуют квалифицированных рабочих, квалифицированные рабочие и сами выдвигают условия введения новой техники». Для их удовлетворения надо учитывать разные факторы, включая и необходимость «вложения инвестиций в человеческий капитал как ключевой движущей силы подъема продуктивности на основе новых технологий» [46, с. 469]. В нынешних условиях это невозможно осуществлять без компьютерной грамотности, основывающейся на прочном фундаменте знаний и культуры, воспитывающих в людях уважение не только к технологическим, но и к гуманитарным ценностям цивилизации. Поэтому, обсуждая проблемы компьютерной грамотности, многие современные коммуникативисты концентрируют внимание на необходимости избежания всех возможных попыток фетишизации новых медиа, из-за которых умаляется образовательно-воспитательное значение книг, искусства, духовной культуры.

С не меньшей осмотрительностью исследователи относятся и к так называемому «парадоксу продуктивности информационной техники» [39, c. 341], суть которого усматривается в ее чрезмерном восхвалении в интересах развития не знаний об обществе, а рынка, превращающего информацию в свой доходный товар без учета того, что и «экономика не может говорить только одним голосом» [39, c. 346], так как в ней участвуют множество специалистов с разной профессиональной подготовкой и взглядами на жизнь. Поэтому ее развитие не должно принимать однобокий характер без предвидения того, к чему это приведет. В качестве нежелательных последствий такой однобокости аналитиками рассматриваются чрезмерные увлечения «электронной коммерцией» [41,с. 350-364] (совершение различных коммерческих операций с помощью компьютерных средств связи) и мониторинговыми возможностями этих же средств фиксировать разные сведения о гражданах (их доходы, расходы, перемены в жизни и многое другое), что чревато образованием «общества кругового надзора» [49, c. 73.].

Изучая специфику «новых» медиа, современные коммуникативисты не могут оставлять в стороне и такой важный аспект этой темы, как их роль в глобализационных процессах, развертывающихся в разных направлениях и сферах жизни, – в образовании транснациональных финансово-торгово-промышленных объединений, тесно связанных с электронной коммерцией, осуществляемой посредством онлайновых связей, в расширении международных информационных контактов, в циркуляции стандартизирующихся образов, знаков, идей и терминов в деятельности различных международных организаций и многое другое. Исследования показывают, что эти процессы часто носят взаимозависимый характер. Медиаиндустрия создает технические условия для глобализации потоков информации и коммуникации, она же выступает как сила, стимулирующая глобальную экспансию и интеграцию интересов и концепций, а «медиа обеспечивают информационным содержанием и образами мира, посредством которых люди ищут смысл событий, происходящих в отдаленных местах» [34, c. 305.].

Разумеется, в этом процессе принимают участие и традиционные СМИ, в разных формах конкурируя и сосуществуя с Интернетом. В результате сравнительного анализа этих форм исследователи приходят к мысли о том, что мода на обращение к Интернету не должна приводить к полному отказу, например, от печатных средств распространения глобализирующейся информации, если это удобно для аудитории, привыкшей к чтению, и для рекламодателей, использующих газетно-журнальные страницы в своих интересах. Часто электронные варианты оказываются более востребованными среди постоянных пользователей Интернета и особенно для тех, кто ищет в них блицинформационные сообщения или развлекательные материалы. Но немаловажное значение имеют и демографические особенности аудитории, требующие к себе, по мнению аналитиков, особенно пристального внимания в мультимедийной среде.

Исследователи, стремящиеся к объективной оценке сложного многообразия процессов мультимедиатизации и глобализации современного информационного пространства, не проходят мимо и тех фактов, которые указывают на рост антиглобалистских тенденций в различных формах, нередко тоже связанных с новыми медиа для использования их в целях пропаганды идей этнического, религиозного или гендерно-субкультурного сепаратизма. Отмечается также и возрастающее стремление к сохранению национального своеобразия общественно-культурной жизни и в тех странах, которые участвуют в различных наднациональных объединениях (таких, например, как Европейское сообщество) и в этом плане отстаивают особенности развития своей собственной информационной индустрии.

Изучение этих тенденций дате основание считать неправомерными глобалистские прогнозы, предсказывающие умирание национальных государств и отказ от национальных корней в культурно-информационной индустрии. Сторонники более сбалансированных концепций признают, что действительно «глобализация является центральной тенденцией в конце XX - начале XXI в. Медиа и коммуникационные технологии, корпорации и службы услуг являются главной особенностью глобализации как часть ее структурной формации и передачи ее социальных, культурных и политических последствий через географические, языковые и национальные границы». Однако при этом же утверждается, что «вместо того, чтобы нести смерть национальным государствам или гомогенизацию национальных культур, эта тенденция создает двойственный процесс, включающий синхронизацию экономических и технологических инфраструктур и новые акценты на высоко оцениваемые культурные и социальные отличительные особенности внутриполитических целей разных стран». Национальные правительства в этих странах, принимая участие в деятельности международных организаций и открывая свои рынки для зарубежных инвестиций и торговли с помощью медиа и коммуникационного капитала, стараются тем не менее «удерживать свое право на собственность и контроль за механизмами, которые предотвращают захват иностранцами ключевых позиций в индустрии. В последние годы национальные правительства, чутко реагирующие на внутриполитические и экономические потребности своих стран, стремятся создавать производство новых медиа, которые дают возможность локальному бизнесу конкурировать с транснациональными предприятиями на местных и глобальных рынках» [34, c. 316-317].

Возникает, таким образом, еще одна парадоксальная ситуация: глобализация активизирует поиски национальной идентичности, а идеи либерализации глобализированных рынков начинают приспосабливаться к удовлетворению интересов отечественной индустрии в разных странах. Возможность появления и развития такой тенденции аналитики объясняют как результат дуалистического характера процессов глобализации, проявляющегося в том, что идеи «рыночной либерализации, связанные с экономической глобализацией, вызывают непростую реакцию в форме стремлений к национальному регулированию. В этой тенденции производство новых медиа тоже играет главную роль» [34, c. 317].

С каких же методологических позиций весь этот сложный комплекс противоречий, парадоксов и проблем, сопровождающих процессы глобализации «новых» медиа, может получить наиболее глубокую и взвешенную оценку, позволяющую учитывать разные точки зрения и не впадать в крайности постмодернистского киберлибертарианизма или технологического детерминизма?

Судя по результатам ряда фундаментальных исследований, опубликованных в конце XX в., наиболее плодотворные и трезвые оценки и прогнозы возникают в лоне сравнительно-исторической методологии, объединяющей ученых разных профилей (социологов, культурологов, филологов, коммуникативистов) общим стремлением к изучению системно-исторической сущности как традиционных, так и «новых» медиа, атрибуты, функции и структурные модели которых обусловлены единством создающих их потребностей технического и социально-культурного прогресса. Междисциплинарные контакты специалистов при изучении истории развития и современного состояния коммуникационных средств и систем помогают прослеживать общие и особенные, глобальные и локальные тенденции не в статике, а в динамике процессов модернизации технических основ, тесно связанных с изменениями в окружающих их экономических, социальных и культурных «ландшафтах» инфраструктуры. Благодаря этому возникает более полное представление об этих процессах на разных уровнях их эволюции, что предопределяет рекомендацию не ограничиваться какими-то одними методами, например, изучением только статистических или форматных данных, «эвакуирующих контент» [50, c. 28]. Внимание исследователей направляется к совместной верификации концепций и методов, терминов и прогнозов, определяющих ключевые идеи коммуникативистики, и к своевременной коррекции устаревающих представлений и дефиниций.

Междисциплинарные контакты так же, как и диалоги между учеными-коллегами разных стран – залог успешного и правильного прогнозирования информационного общества, его проблем и специфики. Как авторитетно заявил заместитель Генерального директора ЮНЕСКО А. Хан в своем выступлении на Международном научном конгрессе, состоявшемся на факультете журналистики Московского университета в октябре 2002 г. в преддверии Всемирного саммита по информационному обществу (в декабре 2003 г. в Женеве), возникновение информационного общества сравнимо с теми глубокими изменениями, которые произошли в мире благодаря изобретению алфавита и печати. «Появляется новая культура, основанная на символах, кодах, моделях, программах, формальных языках, алгоритмах, виртуальных презентациях, ментальных ландшафтах, которая подразумевает необходимость «информационной грамотности» так же, как и нового мышления, подходов и методов организации быстрого изменения среды во многих странах» [37, c. 3].

Информация о работе Социальные сети