Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:52, реферат

Описание

Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство.

Работа состоит из  1 файл

Социальная ответственность бизнеса-сдать.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

       проверки и заверения качества данной системы.

Стандарт AA1000 не выдвигает каких-либо специфических требований к организациям, проводящих внешний аудит. Аудитору только рекомендуется придерживаться разработанного специально для него стандарта верификации отчётности AA1000.

Таким образом, представляется целесообразным для проведения социального аудита привлекать финансовых аудиторов, в том числе, российские представительства иностранных аудиторских компаний.

Д10.2: выбранный аудитор должен соответствовать требованиям заинтересованных групп, а также поддерживать связь с компанией с целью детализации метода аудита и его размеров, чтобы соответствовать уровню верификации, определенному компанией.

Следующие факторы также могут быть релевантны при определении соответствия аудитора:

 квалификация аудитора;

       природа аудиторской организации — размер, тип, опыт, местоположении и т.д.

Д10.3: вся система учёта, аудита и отчётности должна быть так подвергнута аудиту, чтобы аудитор мог рассмотреть как планирование учёта, аудита и отчётности, так и их выполнение.

Д10.4: аудитор ответственен за проведение социального аудита и создание аудиторского отчёта, включая аудиторское заключение, но при этом аудит не освобождает руководство компании от ответственности за проведение учёта, аудита и отчётности.

Аудиторский отчёт должен включать комментарии, которые позволят компании и её заинтересованным группам понять:

 размер аудита;

 соответствующие профессиональные характеристики аудитора;

 мнение аудитора о качестве системы учёта, аудита, отчётности, о самих отчётах и уровне верификации, которые они обеспечивают.

Мнение аудитора о верификации может быть выражено:

 в «абсолютных» терминах (есть/нет информации, корректная/некорректная информация);

       в «качественных» терминах, отражающих высокий, средний или низкий уровень деятельности компании, и указывающих на сферы, где необходимо улучшение.

Д10.5: аудитор должен поставить подпись и поставить дату на аудиторском отчёте после утверждения руководством компании. Аудиторский отчёт должен быть адресован руководству компании.

Д10.6: методы внешнего аудита, с целью отражения всех вопросов/размера аудита, могут включать в себя, но этим не ограничены:

       «традиционные» финансовые методы аудита;

       исследование мнения заинтересованных групп;

       консультации с заинтересованными группами.

Д10.7: каждый аудиторский метод может быть подкреплен работой внутреннего аудита компании.

Д10.8: компания может назначить более одного аудитора с целью обеспечения доверия/достоверности её системы социального учёта, аудита и отчётности. В этом случае, роль каждого аудитора должна быть ясно определена и задокументирована.

Д11: компания должна снабжать информацией о своей социальной деятельности и её системе учёта, аудита и отчётности все заинтересованные группы. Компания должна сделать социальный отчёт и мнение независимого аудитора доступным всем группам. Также компания должна стремиться получить комментарий от заинтересованных групп с целью дальнейшего развития социального учёта, аудита и отчётности.

Д11.1: компания должна взять на себя обязательство сообщать в будущем заинтересованным группам о полученном ею комментарии в данном цикле ведения учёта, проведения аудита и создания отчётности.

Интеграция полученных результатов и дальнейшие действия

Д12: компания должна создать и интегрировать системы, способствующие социальному учёту, аудиту, отчётности, дальнейшему достижению целей и задач в соответствии с общими ценностями. Данные системы должны включать в свой состав системы реализации и сохранения ценностей, управления сбором и документирования информации, проведения внутреннего аудита. Вместе эти системы должны способствовать улучшению социальной и этической деятельности компании.

Д12.1: компания должна показывать выполнение обязательства следовать ранее сформулированным ценностям:

       роли и обязанности руководства по социальным вопросам должны быть чётко определены;

       основные операционные процессы должны соответствовать ценностям, целям и задачам компании (стратегическому планированию, бюджетированию, инвестиционным планам);

       наилучшие социальные практики компания может включить в кодекс поведения;

       включить ценности компании в процесс найма работников, описание должностей и инструкции;

       проведение обучающих программ;

       поощрять и санкционировать процедуры, относящиеся к социальному и этическому поведению и деятельности;

       должны быть созданы механизмы, позволяющие работникам разрешать конфликты интересов и этические проблемы;

       должны быть созданы механизмы помощи, такие, как телефон доверия;

       гарантировать, что работники и заинтересованные группы понимают программы вышеописанных социальных процедур.

Д12.2: компания также должна развивать другие системы, которые могут увеличить вероятность достижения своих целей и задач. Эти системы могут быть:

       директивами — вызывать или содействовать появлению желательного события;

       системами, удаляющими и корректирующими появившиеся нежелательные события;

       превентивными мерами — мониторинг, прогноз и ограничение возможности появления нежелательных событий.

Д12.3: кроме информации, которая должна быть представлена в отчёте, компания также должна задокументировать:

       информацию о миссии, целях, ценностях, задачах и социально-этической деятельности компании;

       процессы идентификации заинтересованных групп и определения их взаимоотношения с компанией;

       процессы определения и реализации ценностей компании;

       процессы определения размера социального учёта, аудита и отчётности, определение размера заинтересованных групп, географического положения подразделений;

       процесс идентификации социальных и этических вопросов и индикаторов;

       процессы сборки и анализа социальной и этической информации.

Д12.4: компания должна развивать свой внутренний аудит с целью проверки того, что применяемые в компании системы учёта, аудита и отчётности адекватны обоснованной верификации по следующим основным вопросам:

       компания следует своим целям и задачам эффективно и рационально, а там где цели не могут быть достигнуты, то этому есть разумное объяснение;

       цели и задачи отражают ценности компании;

       процесс учёта, аудита и отчётности развивается для будущих циклов учёта, аудита и отчётности.

Д12.5: внутренний аудит должен рассматривать:

       системы реализации и поддержания ценностей;

       системы сбора и документирования информации;

а также:

       надежность информации;

       соответствие законам, стандартам и руководствам;

       неисключаемость и полноту процесса учёта, аудита и отчётности;

       достижение целей и задач компании;

       экономия и эффективность в использовании ресурсов.

При выполнении всех вышеперечисленных действий компания может официально объявить о соответствии её социального учёта, аудита и отчётности требованиям стандарта AA1000. Какого-либо дополнительного заверения или сертификации данного факта не требуется.

 

Создание социального отчёта компании в соответствии со стандартом ГИО (GRI)

Стандарт ГИО представляет собой методологию внешней отчётности, которая позволяет компании сообщить о:

1. Своих действиях по улучшению экономической, экологической и социальной результативности.

2. Результатах этих действий.

3. Стратегиях, нацеленных на улучшение компании.

Стандарт ГИО не определяет действий организации по увеличению степени социальной ответственности. Он лишь помогает ей описать результаты принятия и применения различных кодексов, политик и систем менеджмента.

Условия соответствия отчёта компании требованиям руководства стандарта ГИО

Организации, которые хотят указывать, что их отчёт подготовлен «в соответствии» с руководством ГИО 2002 г., должны выполнить пять основных условий:

 включить в отчёт информацию о видении и стратегии компании, её характеристике, структуре управления и системе менеджмента;

 включить в отчёт указатель содержания;

 учесть каждый из основных показателей стандарта ГИО посредством сообщения информации по показателю или объяснения причины, по которой этот показатель не был использован;

 обеспечить соответствие отчёта следующим принципам: открытости, вовлечению заинтересованных сторон, верифицируемости, полноте, значимости, контексту устойчивого развития, точности, объективности, сопоставимости, ясности, своевременности;

       включить следующее заявление, подписанное советом директоров или руководителем организации: «Настоящий отчёт был подготовлен в соответствии с руководством ГИО 2002 г. Он представляет собой сбалансированную и обоснованную картину экономической, социальной и экологической результативности организации».

Сразу стоит заметить, что, учитывая тот факт, что комплексная отчётность, охватывающая экономическую, экологическую и социальную результативность, находится на ранней стадии своего развития, ГИО признаёт, что многим организациям ещё предстоит сформировать свой потенциал в области данной отчётности. Таким организациям предлагается использовать неформальный подход к применению стандарта, который отвечал бы их текущим возможностям. Они могут решить не охватывать с самого начала всё содержание, предлагаемое стандартом, но скорее следовать общей методологии ГИО и с течением времени последовательно расширять содержание отчётов, улучшая их структуру и степень открытости.

Например, при подготовке первого отчёта организация может использовать лишь часть показателей результативности стандарта, не будучи при этом обязанной объяснять причины исключения каждого из пропущенных индикаторов. Постепенно расширяя использование принципов и/или показателей ГИО, организация может продвигаться к более полному и комплексному отражению экономической, экологической и социальной результативности. Организации, применяющие поэтапный подход к развитию отчётности, вправе ссылаться на ГИО в своих отчётах. Такая ссылка должна включать краткое описание того, как стандарт ГИО повлиял на подготовку отчёта. В то же время, организация не вправе использовать термин «в соответствие», а также приведённую выше формулировку заявления совета директоров или руководителя организации, если она не выполнила все условия соответствия.

3. Структура управления и системы менеджмента

3.1. Структура управления организации, включая основные комитеты в составе совета директоров, отвечающие за разработку стратегии и общий надзор за деятельностью организации (опишите область ответственности каждого из основных комитетов, особо отметив прямую ответственность за экономическую, экологическую и социальную результативность).

3.2. Процент членов совета директоров, которые являются независимыми директорами, не несущими исполнительных функций в организации (укажите, как совет определяет понятие «независимости»).

3.3. Процесс определения того, какие знания необходимы членам совета директоров для принятия стратегических решений, включая вопросы, относящиеся к экологическим и социальным рискам и возможностям.

3.4. Процессы на уровне совета директоров по надзору над тем, как организация выявляет экономические, экологические и социальные риски и возможности, а также управляет ими.

3.5. Связь между размером выплат менеджерам и достижением финансовых и нефинансовых целей организации. (Например, целей в области экологической результативности или организации труда).

3.6. Организационная структура и ключевые сотрудники, ответственные за надзор, реализацию и аудит экономической, экологической, социальной политики и других политик, связанных с ними (необходимо указать высший уровень менеджмента, не считая совета директоров, представители которого непосредственно ответственны за формирование и реализацию экологической и социальной политики; охарактеризуйте общую организационную структуру на уровнях ниже совета директоров).

3.7. Заявления о миссии и ценностях организации, самостоятельно разработанные кодексы поведения и принципы, а также политики, имеющие отношение к экономической, экологической и социальной результативности, и степень их реализации (необходимо указать, в какой степени кодексы и правила применяются в различных регионах деятельности организации, различных отделах/подразделениях). Под «политиками» подразумеваются политики, относящиеся к организации в целом.

3.8. Механизмы, при помощи которых акционеры могут направлять деятельность совета директоров или давать ему рекомендации. (Необходимо указать любые политики или процессы, относящиеся к использованию резолюций акционеров или другим механизмам, обеспечивающим возможность миноритарных акционеров доводить своё мнение до сведения руководства).

Вовлечение заинтересованных сторон

3.9. Подход к выявлению и отбору основных заинтересованных сторон. (Этот пункт включает описание процессов выявления сторон, заинтересованных в деятельности организации, а также определяет, какие группы следует активно вовлекать в процесс взаимодействия).

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса