Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение социальной ответственности бизнеса в современном мире.
Задачами работы можно считать следующее:
анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
3. Роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности…………………………………………..…………………………..24
4. Заключение…………………………………………………………………………29
5. Литература………

Работа состоит из  1 файл

мой курсач 2.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на  тему:

«Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань, 2011 г.

 

План.

      Введение………………………………………………………………………….3

  3. Роль государства в  процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности…………………………………………..…………………………..24

4. Заключение…………………………………………………………………………29

5. Литература………………………………………………………………………….30 
Введение

     Социальное  государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

     Трансформационные процессы, происходившие с 90-гг прошлого века в России, инициировали внимание общественности к предпринимательству  как к источнику развития экономической  и социальной сферы общества.

      В настоящее время для Российской Федерации, в условиях рыночной экономики, приоритетными направлениями в области социального регулирования является борьба с бедностью и повышение уровня социальной защиты подавляющей массы наемных работников, составляющих главную ценность ресурсного потенциала общества. Решение этой задачи невозможно без социально ответственного поведения российского бизнеса.

      Актуальность  проблемы социальной ответственности  для российского бизнеса определяется еще и тем, что в России в  условиях переходного периода отечественной экономики основополагающие принципы, методы и практика социального развития предприятий, существовавшие в советский период, были отторгнуты в силу экономических и политических причин. Формирование новых подходов и новой, соответствующей рыночным требованиям практики в этой области находится на первоначальной стадии.

      По данным экспертных оценок руководство российских компаний считает приоритетными для финансирования внутренние социальные программы, направленные на развитие персонала, охрану здоровья и обеспечение безопасных условий труда. Все эти программы, в конечном итоге, работают на повышение уровня и качества жизни населения и способствуют созданию благоприятных условий для расширенного воспроизводства рабочей силы. Спонсорство и благотворительность, как проявление внешней поддержки бизнеса перед обществом не имеет столь частое распространение.

      Целью настоящей курсовой работы является изучение социальной ответственности  бизнеса в современном мире.

      Задачами  работы можно считать следующее:

  • анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
  • изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса.

      Объектом  исследования является социальная ответственность бизнеса как социально-экономическое явление, включающее сложный комплекс производственных отношений между работодателями, наемными работниками, акционерами, потребителями, поставщиками и общественными организациями, оказывающими влияние на бизнес или находящимися в сфере его влияния. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса

1.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса

 

      Тема  социальной ответственности бизнеса  не только в России, но и в других странах неразрывно связана с особенностями его внешней среды, с проблемой сохранения и усиления конкурентоспособности предприятия в совершенно новых условиях развития мировой экономики. Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований.

     Прежде  всего, отметим, что ответственность  – это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности.

     Общепринятого определения социальной ответственности  бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность  бизнеса" каждому по-своему.

     Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.

      В рамках поставленных задач работы, прежде всего, необходимо определить объект исследуемой социальной ответственности. Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.

      В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.

      Общество - система экономических, политических и духовных взаимодействий различных  социальных субъектов (индивидов, групп, институтов).

      Проблема  современного общества заключена в  том, что представители разных типов не знают, как правильно сотрудничать друг с другом. Общество перенасыщено противоречиями и конфликтами. Глобализация товарных и финансовых потоков; отказ от государственного регулирования торговли и ее либерализация; быстрые изменения в технологиях и переход от производящей экономики к экономике, основанной на знаниях и информации; обострение экологических проблем, а также изменение общественных настроений, ожиданий и системы ценностей - все эти факторы создают обстановку постоянной нестабильности и возрастающей сложности практически во всех отраслях экономики и во всех регионах мира. Многие исследователи связывают названные тенденции мирового развития с постиндустриальной революцией, которая является еще более значительной, чем сама промышленная революция.

      На формирование факторов и условий возникновения и развития социальной ответственности бизнеса наибольшее влияние оказывают сложившиеся тенденции повышения его роли в современном обществе. Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

     1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

     2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

     Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

     3. Третий, высший уровень социальной  ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

     В общем случае социальную ответственность  бизнеса можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

     К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

     1. Безопасность труда

     2. Стабильность заработной платы

     3. Поддержание социально значимой  заработной платы

     4. Дополнительное медицинское и  социальное страхование сотрудников

     5. Развитие человеческих ресурсов  через обучающие программы и  программы подготовки и повышения  квалификации

     6. Оказание помощи работникам в  критических ситуациях

     К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

     1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

     2. Содействие охране окружающей  среды

     3. Взаимодействие с местным сообществом  и местной властью

     4. Готовность участвовать в кризисных  ситуациях

     5. Ответственность перед потребителями  товаров и услуг (выпуск качественных  товаров)

     Интересы  бизнеса к реализации внешней  социальной политики обусловливаются следующими факторами:

     • стремление к уменьшению социальной напряженности;

     • ответ на ожидания со стороны общества — «положение обязывает»;

     • нелегитимность проведенной приватизации;

     • формирование позитивного имиджа;

     • участие в политической деятельности;

     • давление власти и партий;

     • «фактор Росселя»;

     • следование международным образцам;

       • практика «откатов».

      В условиях радикальных изменений  современного делового мира меняются и требования, необходимые для успеха и конкурентоспособности компаний. Важно подчеркнуть, что требования, предъявляемые к бизнесу, зависят от конкретной отрасли экономики, рынка и страны местонахождения предприятия. Однако если выйти за рамки национального хозяйства и рассматривать бизнес с позиций глобальной экономики, основанной на знаниях и информации, то важнейшими требованиями и факторами успеха предпринимательской деятельности окажутся следующие:

    • установление более тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работниками, поставщиками;
    • завоевание репутации надежного и честного партнера, ответственного за состояние экологии и решение социальных проблем;
    • ориентация на потребителя, борьба за лидерство в качестве, сервисном обслуживании и надежности;
    • новаторство, стремление к непрерывному совершенствованию и превосходству;
    • формирование и удержание квалифицированной и мотивированной на высокопроизводительный труд рабочей силы.

      Учет  названных требований означает, что  поскольку бизнес во всем мире функционирует во все более взаимозависимой экосистеме, руководители предприятий должны уравновешивать интересы различных социальных групп, так или иначе попадающих в сферу влияния компаний.

      Перечисленные выше требования применительно к  социальной ответственности бизнеса одновременно формируют ее основные принципы. Поэтому необходимо раскрыть их сущность и значение.

      Первый  принцип — это установление тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работникам, поставщиками и другими  деловыми партнерами. В условиях усиливающейся конкуренции доверие и надежность приобретают еще большую важность для успеха компаний. Такие отношения могут создать основу для новой прогрессивной и ориентированной на человека корпоративной стратегии, которая будет предусматривать наступление на причины, а не следствия проблем, стоящих перед бизнесом. Кроме того, такая стратегия при выработке более выгодных и беспроигрышных вариантов в качестве активных партнеров рассматривает всех, от кого непосредственно зависит и на кого непосредственно влияет положение компании.

Информация о работе Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире