Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:52, реферат

Описание

Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство.

Работа состоит из  1 файл

Социальная ответственность бизнеса-сдать.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

       Существенность — в учёте должна быть отражена информация, которая может повлиять на оценку социальной и этической деятельности компании заинтересованными группами. С этой целью, компания должна привлекать данные группы для определения важности информации.

       Регулярность и своевременность.

       Проверка качества — учёт компании должен быть подвержен аудиту независимой и компетентной третьей стороной (аудитором).

       Доступность — в компании должна существовать уместная и эффективная система коммуникации с заинтересованными группами. Данные группы должны иметь лёгкий и дешёвый способ получения информации о социальном и этическом учёте, аудите и отчёте.

       Информация должна быть доброкачественной:

       Сравнимость  — информация, используемая в учёте компании, должна быть сравнима с предыдущими периодами деятельности, предыдущими целями, или внешними показателями, полученными на основе деятельности других организаций и законодательного регулирования.

       Надёжность — информация, используемая в социальном и этическом учёте, аудите и отчёте, не должна содержать существенных ошибок. Для этого, информация должна быть представлена в соответствии с реальной информацией о деятельности компании, а не только её внутренними инструкциями. Кроме того, информация должна быть представлена в нейтральном по отношению к компании стиле.

       Релевантность — информация должна быть полезна для компании и заинтересованных групп для формирования представления о её деятельности, а также для принятия решений.

       Понятность — информация, используемая в учёте, должна быть удобной для понимания самой компанией и заинтересованными в ней группами. Технические и научные термины должны быть объяснены в отчёте компании.

       Интегрированность — социальные и этические учёт, аудит и отчётность должны быть частью повседневной деятельности компании, её организационной системы и процесса принятия решений; они не должны рассматриваться в качестве одноразовой задачи для создания социального отчёта.

       Постоянное улучшение — на основе ранее полученных результатов социального учёта, аудита и отчёта, компания должна предпринимать усилия по улучшению своей деятельности. Ко всему прочему принцип постоянного улучшения — это требование постоянного развития учёта, аудита и отчётности как таковых внутри организации.

На основе вышеперечисленных принципов, с целью соответствия стандарту AA1000, компания должна предпринимать следующие основные действия в рамках ведения социального учёта, аудита и создания отчётности:

Процесс ведения социального учёта, аудита и отчётности по стандарту AA1000

Планирование:

Д1 — действие 1 (P1, (process 1): Признать обязательным социальный учёт и ввести регулирующие процедуры участия в нём заинтересованных лиц.

Д2: Определить заинтересованных лиц

Д3: Определить/пересмотреть миссию и ценности компании

Учёт:

Д4: Определить вопросы социальной отчётности

Д5: Установить границы процесса по введению социального учёта

Д6: Определить социальные и этические индикаторы

Д7: Собрать информацию

Д8: Проанализировать информацию, поставить цели и разработать план улучшения деятельности

Аудит и отчётность:

Д9: Подготовить отчёт(ы)

Д10: Провести аудит отчёта

Д11: Сделать отчёт доступным заинтересованным группам и получить комментарии на него

Интеграция полученных результатов и дальнейшие действия:

Д12: На основе полученных результатов создать и интегрировать системы, способствующие социальному учёту, аудиту и отчётности

Планирование

Д1 — действие 1 (P1 «process 1»): признать обязательной процедуру социальных учёта, аудита и отчётности, а также обязательным участие заинтересованных групп в этой процедуре, а также определить процедуры, гарантирующие участие заинтересованных групп, причём данное действие должно соответствовать принципу неисключаемости.

Д1.1: руководство компании должно принять на себя полную ответственность за ведение социального учёта, аудита и отчётности.

Д1.2: руководство компании должно объявить о том, что заинтересованные группы должны и могут принимать участие в учёте, аудите и отчётности, причём им должна быть чётко объяснена их роль в этих процессах.

Включение интересов заинтересованных групп в процесс учёта, аудита и отчётности может быть осуществлено следующими способами:

 посредством регулярных встреч;

 через официальное включение представителей заинтересованных групп в руководство компании и ту его часть, которая отвечает за социальный учёт, аудит и отчётность;

 через официальное включение представителей заинтересованных групп в список аудиторов в области социального учёта, аудита и отчёта;

       наём представителей заинтересованных групп в качестве аудиторов.

Д2: Определить группы заинтересованных лиц и взаимоотношения компании с каждой из них.

 В число заинтересованных лиц могут входить: владельцы, доверенные лица, работники, потребители, поставщики, компании-конкуренты, государственные органы, некоммерческие организации и т.д.;

       компания может разбить заинтересованные группы на, к примеру, внешние и внутренние, основные и дополнительные, локальные и международные.

Д2.1: компания должна подготовить полный список её заинтересованных групп.

Д2.2: компания должна описать её взаимоотношения с каждой из групп, а также её политику и цели в отношении этого взаимоотношения.

Возможные характеристики взаимоотношения:

 время существования взаимоотношения;

 природа взаимоотношения (тип организации (поставщик, потребитель и т.д.), число/размер членов заинтересованной группы, частота контакта);

 основные этапы и события взаимоотношения;

       восприятие взаимоотношения данной заинтересованной группой и её ожидания относительно его.

Д3: Определить/пересмотреть миссию и ценности компании.

Д3.1: компания должна определять и развивать свои ценности на регулярной основе, причём участие в этом процессе заинтересованных групп является ключевым.

Д3.2: текущие цели и ценности компании должны быть основой для социального учёта, аудита и отчётности.

Д3.3: компания должна пересматривать свои текущие цели и ценности и формализовывать их в виде заявления, доступного заинтересованным группам.

Учёт

Д4: Компания должна определить основные вопросы, касающиеся социальной и этической составляющих её деятельности, причём участие заинтересованных групп обязательно.

Д4.1: компания должна следовать принципам неисключаемости, полноты и существенности в процессе определения вопросов.

Вопросы могут быть определены на основе следующих категорий:

 ценности компании и её управление;

 регулирование и контроль;

 операционные практики (например, маркетинг);

 учёт;

 права человека;

 условия труда;

 продукт компании;

 инвестиционная деятельность;

 влияние компании на окружающую среду;

       влияние компании в других областях.

Д4.2: поставленные вопросы должны быть оценены с точки зрения предоставления возможности оценки деятельности компании на саму компанию и на её заинтересованных групп.

Д5: установить границы процесса по ведению социального учёта, аудита и отчёта по отношению к заинтересованным группам, географическому положению, подразделениям и вопросам, которые должны быть освещены, а также определить временные сроки данного процесса. Кроме этого, определить способ аудита, его размеры и самих аудиторов с целью обеспечения высокого качества при проведении верификации полученных результатов.

Компания может исключить заинтересованные группы, местоположение или операции из процесса социального учёта, аудита и отчётности по причине временных и финансовых ограничений. В этом случае, критерий исключения и список исключённых должен быть задокументирован.

Д5.1: если у компании есть подразделения или она является участником какого-либо совместного предприятия, которые не подпадают под единый учёт, но их исключение оказывает существенное влияние на понимание деятельности компании, компания должна задокументировать данный факт и добавить в социальный отчёт.

Д5.2: обоснование и процесс выбора для освещения в учёте вопросов, их релевантность к определённой группе должны быть задокументированы, что позволит провести их последующий аудит.

Д5.2: компания должна задокументировать внесённые изменения в процесс социального учёта, аудита и отчётности по сравнению с предыдущими периодами их проведения и отразить это в отчёте.

Д5.3: размеры аудита должны быть задокументированы.

Д6: компания должна определить социальные и этические индикаторы, которые должны отражать деятельность компании в отношении к: её целям и ценностям, ценностям и желаниям её заинтересованных групп (это определяется при помощи консультаций с каждой из групп), другим социальным нормам и ожиданиям.

Д6.1: выбранные индикаторы должны отражать деятельность компании в процессе и её результаты, имеющие социальную составляющую.

Д6.2: компания может не использовать все индикаторы, предложенные заинтересованными группами по каким-либо причинам, компания вместе с группами должна отобрать наиболее приоритетные индикаторы.

Д6.3: с целью последующего аудита, индикаторы и обоснование их выбора должны быть задокументированы.

Д7: компания должна собрать информацию о своей деятельности в соответствии с выбранными индикаторами, причём, в разработке методов сборки должны обязательно участвовать заинтересованные группы.

Возможные методы сбора информации:

 индивидуальные интервью;

 групповые интервью;

 фокус-группы;

 семинары;

 общественные встречи;

       анкеты.

Д7.1: выбранный метод должен соответствовать возможностям компании.

Д8: на основе собранной информации компания должна: оценить свою деятельность по отношению к ранее сформулированным ценностям, целям и задачам; использовать эту оценку и участие заинтересованных групп в развитии и пересмотре целей и задач, а также процесса социального учёта, аудита и отчётности на будущее, с прицелом на улучшение деятельности.

Д8.1: компания должна развивать свои цели, учитывая возможные комментарии внешнего аудита.

Д8.2: в том случае, если участие заинтересованных групп было невозможно при пересмотре целей компании, компания должна пересматривать свои цели, учитывая предстоящее их участие в обсуждении после публикации отчёта заинтересованных групп.

Аудит и отчётность

Д9: компания должна подготовить социальный отчёт(ы), в которых отражены проведённые социальный учёт, аудит и отчётность за определённый период. Данные отчёты должны быть ясными и непредвзятыми. Они должны объяснять процесс социального учёта, аудита и отчётности и показывать, как деятельность компании соотносится с её ценностями, целями и задачами.

Д9.1: компания должна предоставить в отчёте информацию, сопоставимую с предыдущими периодами, с целью предоставления возможности заинтересованным группам понять текущую деятельность компании в контексте предыдущего её развития и по отношению к внешним показателям. Там, где предоставление сравнимой информации невозможно, должно быть указано, почему это так.

Д9.2: содержание отчёта должно соответствовать вышеперечисленным принципам AA1000.

Д9.3: формат отчёта должен отражать требования заинтересованных групп.

Отчёт должен содержать:

 описательную информацию о: балансе компании; её миссии и ценностях; процедурах управления, включая роль заинтересованных групп; структуре и процессах внутри компании, работе с социальными вопросами; методологии социального учёта, аудита и отчётности; планы на проведение очередных циклов социального учёта, аудита и отчёта;

       информацию о деятельности компании, включающую в себя выбранные индикаторы.

Д9.4: с целью соответствия принципу качества информации, отчёт компании может быть поделён на: сегменты по цели и ценностям; по вопросам: по основным категориям, по отношению к заинтересованным группам, или другим приемлемым методом.

Д9.5: из отчёта компании должно ясно следовать, какие вопросы и индикаторы находятся за пределами возможностей влияния на них компанией или влияет ли компания на эти вопросы и индикаторы в партнёрстве с кем-либо ещё.

Д9.6: социальный отчёт также должен включать в себя:

       комментарии заинтересованных групп по поводу выбора компанией для учёта, аудита и отчётности вопросов, индикаторов и аудиторов;

       специальные комментарии для каждой из групп о деятельности компании по отношению к её ценностям и основным вопросам, относящимся к взаимодействию компании и заинтересованных групп;

       указание на связь с финансовой и экологической информацией.

Д9.7: отчёт и другие сообщения компании должны быть логически структурированы и написаны/представлены в манере, понятной всем заинтересованным группам. Индивидуальные для группы сообщения могут быть рассчитаны только на эту группу. Отчёт должен быть ясен и понятен с точки зрения чистоты языка, стиля и формата. Технические и научные термины должны быть объяснены.

Д10: компания должна провести независимый внешний аудит своей системы социального учёта, аудита и отчётности, а также самих отчётов.

Д10.1: компания назначает независимого внешнего аудитора с целью:

       провести аудит системы социального учёта, внутреннего аудита, отчётности и подготовленных отчётов в соответствии с установленными компанией размерами аудита и

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса