Разработка бизнес-плана фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день бизнес-планирование является главной функцией управления любой фирмой. В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. При переходе к рыночным отношениям в России от планирования практически отказались, считая, что рынок расставит все по своим местам. Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма.
Именно с бизнес-планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Недооценка бизнес-планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к неплатежеспособности фирм. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских фирм банкротством.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана 6
1.1. Сущность и задачи планирования 6
1.2. Понятие и сущность бизнес-планов 15
1.3. Структура и содержание бизнес-плана 25
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 34
2.1. Характеристика и анализ основных показателей деятельности предприятия ОАО «Универсалавтотранс» 34
2.2 Обоснование разработки бизнес-плана на получение долгосрочного банковского кредита 45
3. Разработка бизнес-плана ОАО «Универсалавтотранс» на получение долгосрочного банковского кредита 50
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бизнес-план.doc

— 871.50 Кб (Скачать документ)

В процессе исследования применялись анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблеме; методы, приемы и средства экономического и статистического анализа, количественного и качественного изучения реальных процессов на принципах системности.

Информационной базой при выполнении курсовой работы является финансовая отчетность ОАО «Универсалавтотранс».

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных авторов по проблемам бизнес-планирования, таких как: Петров В.М., Петров К.Н., Черняк В.З., Горемыкин В.А., Ляпунов С.И. и др.

Необходимо отметить, что в России еще не накоплено достаточного опыта по разработке бизнес-планов. Недостаточная теоретическая и методическая разработка различных аспектов бизнес - планирования, и особенно связанных с маркетинговыми исследованиями и организационными аспектами, снижает качество разрабатываемых бизнес-планов и в ряде случаев приводит к неправильным решениям. В связи с этим совершенствование методологии бизнес - планирования является актуальной задачей в современных условиях развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана

1.1. Сущность и задачи планирования

 

Бизнес-планирование является самостоятельным видом плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственном состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Цели бизнес-планирования:

        выявить и осознать необходимость и значимость планирования для эффективной жизнедеятельности организации;

        разобрать задачи бизнес-планирования;

        рассмотреть принципы и функции бизнес-планирования;

        осознать значение внутренней и внешней среды бизнес-планирования;

        разобраться с временными горизонтами планирования;

        осмыслить сущность стратегического и тактического (оперативного) планирования;

        рассмотреть типологию бизнес-планов;

        изучить требования к составлению бизнес-планов;

        уяснить алгоритм этапов построения бизнес-планов.

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций:

        инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

        прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

        оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

        координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

        безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

        упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

        контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

        воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

        документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкурентной экономической среде (таблица 1.1) [7, с. 10-11].

 

 

Таблица 1.1

Принципы бизнес-планирования

Принципы планирования

Содержание

1. Необходимость

1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей.

2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2. Непрерывность

Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

‒ последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

‒ скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

3. Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

‒ введения плановых резервов по основным показателям;

‒ применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;

‒ использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

‒ использование альтернативных планов.

4. Единство и полнота (системность)

Системность достигается тремя основными способами:

‒ наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;

‒ все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально- экономического развития;

‒ включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5. Точность и детализация

1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

6. Экономичность

1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от нее выгодами.

2. Вклад планирования и эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

 

Продолжение таблицы 1.1

Принципы планирования

Содержание

7. Оптимальность

1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений.

2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8. Связь уровней управления

Достигается тремя способами:

‒ детализацией планов «сверху-вниз»;

‒ укрупнением планов «снизу-вверх»;

‒ частичным делегированием полномочий.

9. Участие

1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.

2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

10. Холизм (сочетание координации и интеграции)

Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

Информация о работе Разработка бизнес-плана фирмы