Правила составления и структура бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание

Бизнес-план как инструмент привлечения внешних финансовых ресурсов — это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств. Поэтому при составлении бизнес-плана надо, прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.93 Кб (Скачать документ)

Правила составления и  структура бизнес-плана

При составлении бизнес-плана  следует помнить ряд общих  правил. Бизнес-план должен :

1) содержать четко сформулированную и тщательно продуманную бизнес-идею;

2) быть понятным не  только для его составителя,  но и для читателей; 

3) отражать возможность  выйти на новый или более  крупный, более прибыльный рынок; 

4) содержать только реалистические, обоснованные прогнозы;

5) учитывать все возможные  трудности, включая действия конкурентов  и различные изменения рыночной  ситуации;

6) содержать четкие финансовые  выкладки, определяющие конкретные  потребности в средствах на  каждой стадии проекта, а так  же сроки возврата инвестиций  и выхода проекта на уровень  прибыльности.

 Бизнес-план как инструмент  привлечения внешних финансовых  ресурсов — это документ, на  основании которого инвестор  или кредитор составляют свое  мнение о фирме и принимают  решение о предоставлении ей  средств. Поэтому при составлении  бизнес-плана надо, прежде всего,  представлять, кому он будет адресован:  кредитору или инвестору, поскольку  у этих двух групп заимодавцев  различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.

 Кредитор, предоставляющий  заемные средства на определенный  срок, выражает желание убедиться  в том, что кредитуемая им  фирма достаточно надежна, и  он сможет вовремя получить  долг и причитающиеся по нему  проценты. Его интересы охраняет  кредитный договор, который гарантирует  кредитору первоочередное возмещение  ссуды даже в случае банкротства  организации-должника.

 Риски инвестора намного  выше. Во многих случаях он  даже рискует потерять весь  свой вложенный капитал. Поэтому  для того, чтобы решиться на  такой риск, инвестор должен иметь  перспективу получения высокой  нормы прибыли.

 Следовательно, при  оценке бизнес-плана кредитор  будет анализировать деятельность  предприятия, прежде всего, с  точки зрения его надежности  и устойчивости, а инвестор —  с точки зрения его доходности .

 Одним из важнейших  принципов составления бизнес-плана  является требование, согласно которому  его составители должны ориентироваться  не на товар или услугу, производимые  их предприятием, а на выбранный  ими рынок и удовлетворение  потребности потребителя. При  этом надо подчеркнуть, какие  преимущества получит потребитель,  приобретая данный товар или  услугу, по сравнению с приобретением  товаров или услуг конкурентов. 

 Если есть возможность,  обязательно необходимо подчеркнуть  уникальность, но опять же не  товара, а предприятия: владение  патентами и секретами производства, наличие на предприятии людей  редких профессий или талантов, уникальную выгодность местоположения  и тому подобное.

 Обобщение опыта составления  бизнес-плана отечественными предприятиями  и организациями позволяют выделить  следующие области их применения:

- подготовка инвестиционных  заявок существующими и вновь  создаваемыми предприятиями на  получение кредитов в коммерческих  банках;

- обоснование предложений  по приватизации предприятий  государственной и муниципальной  собственности; 

- разработка проектов  создания частных фирм, без чего  риск разорения новых предпринимателей  оказывается чрезмерным;

- выбор экономически  выгодных направлений и способов  достижения положительных финансовых  результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

- составление проектов  эмиссии ценных бумаг (акций,  облигаций) предприятий; 

- привлечение иностранных  инвестиций для развития предприятия.

 Говоря о структуре  бизнес-плана, отметим, что бизнес-план  представляет собой всестороннее  описание бизнеса и среды, в  которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей .

 Последовательность составления  и принципы детализации бизнес-плана  для разных компаний и проектов  не совпадают. При составлении  бизнес-плана необходимо учитывать,  что это всегда итерационный  процесс, подразумевающий внесение  изменений на основе вновь  полученной информации и применения  различных сценариев. В то же  время существует внутренняя  логика структуры бизнес-плана  и общепризнанные принципы его  разработки.

 Форма представления  бизнес-плана в большой степени  будет зависеть от тех вопросов, которые являются наиболее значимыми  для предприятия и необходимости  привлечения средств иностранных  компаний, фондов и др. кредиторов; в последнем случае требуется  соответствие общепринятым в  международной деловой практике  требованиям.

 Следуя требованиям  сценарного подхода, имеет смысл  разработать несколько альтернативных  прогнозов изменения значения  исходных данных, соответствующих  пессимистичному и оптимистичному  вариантам развития проекта.

 Основными разделами  бизнес-плана являются:

1. Обзорный раздел (резюме).

2. Описание предприятия.

3. Описание продукции  (услуг).

4. Анализ рынка (описание  бизнес-среды).

5. План сбыта (план  по маркетингу и продажам).

6. Производственный план.

7. Финансовый план.

8. Оценка рисков (анализ  чувствительности проекта).

9. Экологическая и нормативная  информация.

 Приложения.

 Обзорный раздел (резюме  бизнес-плана). Резюме представляет  собой краткий обзор бизнес-плана .

 Резюме должно включать  следующую информацию :

- наименование проекта;

- характеристика организации  описание предприятия, его специфических  черт, основные этапы в его  развитии, преимущество продукции  или услуг предприятия, собственные  ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние, наличие лицензий, сертификатов, разрешений и так далее;

- краткое описание проекта;

- краткие сведения о  квалификации управленческого персонала,  какими особенностями, применительно  к настоящему проекту, обладает  управленческий персонал, каковы  доли участия управленческого  персонала в капитале предприятия;

- описание ситуации на  рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли (существующая емкость  рынка, рост; каналы распределения;  прогнозируемый рост; предполагаемая  доля рынка;

- долгосрочные и краткосрочные  цели проекта, какого роста  можно ожидать, какие доходы  предполагается получить, за какой  период времени;

- тактический план, краткое  изложение того, как будут достигаться  поставленные цели;

- степень согласования  проекта с федеральными, региональными  и отраслевыми приоритетами;

- потребность в инвестициях,  направления их использования,  предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;

- ключевые экономические  показатели эффективности проекта;

- возможные риски проекта  и система страховок.

 В резюме также отражается  степень конфиденциальности изложенной  в бизнес-плане информации.

 Важность правильного  составления вводной части заключается  в том, что потенциальные инвесторы  на основе краткого описания  предлагаемого проекта должны  убедиться в его экономической  эффективности и возможности  реализации задуманного проекта. 

 Описание предприятия.  В этом разделе необходимо  охарактеризовать предприятие, обратив  внимание на особенности, отличающие  его от других компаний, присутствующих  на рынке:

- цели и задачи на  ближайший период и на более  длительную перспективу;

- финансирование предприятия  в прошлом и в настоящее  время;

- организационная структура  и кадровый состав;

- тенденции в сбыте  продукции (услуг) в ближайшее  время и в перспективе;

- основные достижения  предприятия;

- показатели финансовой  эффективности предприятия за  последние три года;

- какие потребности заказчиков  обеспечивает предприятие;

- объем рынка продукции  или услуг, предоставляемых предприятием;

- какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;

- используемые ноу-хау;

- уровень технологии;

- анализ издержек;

- анализ сильных и  слабых сторон предприятия (качество  продукции и услуг, возможности  сбыта, уровень производственных  издержек, квалификация, опыт персонала,  уровень технологии, условия поставок  материалов или комплектующих,  уровень менеджмента) и другое.

 Описание продукции  (услуг). В этом разделе приводится  подробная характеристика производимой  предприятием продукции или услуг,  производится сравнение ее с  продукцией конкурентов, анализируются  планы развития производства .

 Характеристика продукции:  функциональное назначение продукции,  для каких целей она предназначена;  примеры использования продукции;  стоимость в зависимости от  объемов производства; технологичность;  универсальность; соответствие продукции  принятым стандартам; на какой  стадии находится продукт в  настоящее время (идея, рабочий  проект, опытный образец, серийное производство и прочее.); требования к контролю качества; требования к подготовке пользователей; требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию; имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта; патентно-лицензионная защита.

 Анализ продукции конкурентов,  имеющейся на рынке: описание  функциональных и потребительских  свойств конкурирующих продуктов;  почему продукты конкурентов  пользуются определенным спросом;  принципы ценообразования конкурентов;  способы стимулирования сбыта,  используемые конкурентами.

 Исследования и разработки: цели и описание планируемых  НИОКР; существующие технологические  риски; технологическое состояние  конкурентов, возможность их технологических  достижений влиять или повлиять  в будущем на деятельность  предприятия; описание концепции  развития продукта следующих  поколений. 

 Финансирование: принятая  концепция ценообразования; оптимальные  размеры заказов и формы оплаты; условия приобретения сырья, материалов  и комплектующих; уровень запасов;  производственная кооперация.

 Анализ рынка, описание  бизнес-среды (маркетинговый план). В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо отразить затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.

 Характеристика рынка должна включать: размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок); уровень и тенденции развития рынка; динамика цен на рынке за последние 5 лет; специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке; независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем; предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия; планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал; особые цели на рынке.

 В общем виде работа  по составлению этого подраздела  может быть проведена по следующей  схеме: составление конкретных  характеристик рынка, сегментирование  рынка, определение наиболее перспективных  рынков, определение уровня прогнозируемых  продаж.

 Характеристика потребителей  продукции: тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные  потребители и тому подобное); конкретные покупатели для первого года продаж и размеры заказов; наиболее перспективные покупатели проектируемой продукции; их географическое расположение; их мнение о продукции.

 Характеристика конкурентов:  перечень предприятий - основных  конкурентов; их сильные и слабые  стороны; их финансовое положение;  уровень технологии; удельный вес  в обороте рынка; используемые  конкурентами стратегии маркетинга; возможная реакция конкурентов .

 План сбыта (план  по маркетингу и продажам). В  этом разделе необходимо раскрыть  все основные элементы стратегии  маркетинга с указанием, что  должно быть сделано, кем, когда  и какие средства необходимы  для этого. Этот раздел также  предполагает проведение анализа  по следующим направлениям: анализ  сектора промышленности; анализ  нужд потребителей; анализ ССВУ (SWOT-анализ).

 К основным элементам  данного раздела относятся: ценовая  стратегия; реклама; методы стимулирования  продаж; схема реализации товара; организация послепродажного обслуживания; формирование общественного мнения  о фирме и товарах. 

 Производственный план. Этот раздел должен подробным  образом описывать путь, посредством  которого предприятие планирует  эффективно производить продукцию  или услуги и поставлять их  потребителю. Необходимо отразить  все этапы подготовительного  периода в календарном плане  (сетевом графике). Календарный план  выполнения работ в рамках  проекта должен включать прогноз  сроков действий (мероприятий) и  потребности в финансовых ресурсах  для его реализации.

Информация о работе Правила составления и структура бизнес-плана