Планирование денежных потоков на Славгородском молочном комбинате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день существуют различные определения понятия «денежный поток», которые отражают множественность подходов к пониманию его сущности. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению английского исследователя Уилсона П. денежный поток является простым понятием, которое представляет собой «начальный остаток денежных средств плюс полученные денежные средства за отчетный период минус выплаченные денежные средства за отчетный период равняется конечный остаток денежных средств»

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ.docx

— 303.37 Кб (Скачать документ)

 Планируемые показатели  на каждый год рассчитываются  при помощи математических формул и зависимостей. Данный метод называют «Статистический».

Для того чтобы спланировать выручку на следующий год необходимо в первую очередь рассчитать цепные индексы продаж. Это отношение объема выручки каждого последующего месяца к предыдущему, после чего находится средний индекс за необходимый период. Затем объем выручки последнего отчетного месяца умножается на индекс первого планового месяца и тем самым получаем планируемую величину выручки первого планового месяца. Для прогнозирования последующих месяцев стоит производить аналогичные расчеты.

Следствием увеличения внереализационных  доходов явились доходы  от сдачи в аренду складских помещений, земельных участков; от долевого участия в других организациях; от сумм, причитающихся к получению штрафов, пени за нарушение договорных обязательств; от процентов по ценным бумагам предприятий, начисленных обслуживающими банками по остаткам средств на расчетных и других счетах.

Отразим степень выполнения плана по доходам и расходам в  таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3

Степень выполнения плана  по доходам и расходам ОАО «Славгородский молочный комбинат»  за 2009 - 2011 гг., в %

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Выручка от продажи продукции (работ, услуг)

100,4

104,8

103,7

Себестоимость проданной продукции (работ, услуг)

101,3

98,7

98,8

Валовая прибыль

99,8

109,5

107,2

Прибыль (убыток) от продаж

99,4

126,9

119,3

Внереализационные доходы

101,1

100,9

100,6

Внереализационные расходы

103,7

101,7

101,4

Прибыль (убыток) до налогообложения

99,1

112,2

108,7

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

93,2

112,9

103,6

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

100,4

112,9

109,9


Из данных таблицы видно, что в 2009 г. произошло невыполнение плана по четырем показателям, отклонения которых в этом году составили от 0,2% до 6,8%. Это свидетельствует о неточности составления плана и неэффективности его исполнения.

Отклонения от плана наиболее существенно по таким показателям  как: себестоимость проданной продукции и внереализационные расходы, которые в свою составили +1,3% и +3,7%.

В 2010-2011 гг. произошло улучшение процесса планирования доходов и расходов предприятия, следовательно, наблюдается перевыполнение плана по всем показателям, за исключением себестоимости проданной продукции (работ, услуг). Снижение себестоимости продукции в 2010 г. произошло за счет экономии сырья, топлива, электроэнергии; снижение потерь от брака и простоев, а также сокращения расходов по сбыту продукции. В 2011 г. - за счет применение новейших технологий и изменения структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов.

Отклонения от плана наиболее существенно по таким показателям  как: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. В 2010 г. отклонения составили +26,9%,  +12,2%,  +12,9%, в 2011 г. +19,3%, + 8,7%, +9,9% соответственно.

Рассмотрим выручку от реализации продукции за ряд лет.

Анализ динамики объема реализованной  продукции представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Анализ динамики объема реализованной продукции ОАО «Славгородский молочный комбинат» за 2009-2011 гг., тыс. руб.

 

Показатели

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011г.

Изменение

2010/2009

2011/2010

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

217160

238396

228267

 

+21236

 

-10129


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что финансовое состояния предприятия нестабильное. Так в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции на 21236 тыс. руб., а в 2011 г. выручка уменьшилась на 10129 тыс. руб.

Наглядно это изобразим на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Динамика выручки от реализации продукции (работ, услуг) ОАО «Славгородский молочный комбинат» за 2009-2011г.

Негативным моментом является сокращение выручки от реализации продукции  предприятия в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Это вызвано, в первую очередь, с возникновением большой конкуренции, что характеризует сужение рынков сбыта и ухудшение производственного потенциала ОАО «Славгородский молочный комбинат».

Проанализируем выполнение плана по объему реализации продукции на предприятии (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Анализ выполнения плана  объема реализованной продукции  на ОАО «Славгородский молочный комбинат» за 2009-2011гг., тыс. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

план

факт

план

факт

план

факт

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

216341

217160

227450

238396

220143

228267


На основе данной таблицы рассчитаем отклонения и процент выполнения плана за анализируемый период.

Таблица 2.6

Анализ абсолютных отклонений фактических показателей объема реализованной продукции ОАО  «Славгородский молочный комбинат»  и уровня выполнения планов в 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Факт-план, тыс. руб.

факт/план

*100%

Факт-план, тыс. руб.

факт/план

*100%

Факт-план, тыс. руб.

факт/план

*100%

Выручка от реализации продукции 

+819

100,4

+10946

104,8

+8124

103,7


Из анализа данной таблицы  можно сделать вывод, что на протяжении 2009-2011 гг. предприятие получило большой объем выручки от реализации продукции. Перевыполнение плана составило в 2009 г.- 0,4%, в 2010 г. -4,8%, а в 2011 г.- 3,7%. Это положительно повлияло на финансовое состояние предприятия.

Перейдем к рассмотрению динамики абсолютных показателей прибыли.

 Таблица 2.7

Динамика абсолютных показателей  прибыли ОАО «Славгородский молочный комбинат» за 2009 - 2011 гг., тыс. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

2010/2009

2011/2010

2010/2009

2011/2010

Валовая прибыль

129800

141146

136830

+11346

-4316

108,7

96,9

Прибыль от продаж

53470

57696

57067

+4226

-629

107,9

98,9

Прибыль до налогообложения

117080

112924

113546

-4156

+622

96,5

100,6

Чистая прибыль

96792

92653

93282

-4139

+629

95,7

100,7


Как мы видим из таблицы, произошло снижение некоторых показателей прибыли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Так, прибыль до налогообложения снизилась на 4156 тыс. руб. (3,5%), чистая прибыль - 4139 тыс. руб. (4,3%).  Произошло значительное увеличение валовой прибыль на 11346 тыс. руб. (8,7%) и прибыли от продаж на 4226 тыс. руб. (7,9%).

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. валовая прибыль уменьшилась на 4316 тыс. руб. (3,1%), прибыль от продаж - 629 тыс. руб. (1,1%). Прибыль до налогообложения увеличилась на 622 тыс. руб. (0,6%), чистая прибыль - 629 тыс. руб. (0,7%).

Превышение численных значений прибыли от продаж над чистой прибылью связано с тем, что предприятие получает дополнительный доход, не связанный с производством и реализацией основной продукции, в виде дохода от финансовых операций (инвестиции, проценты по акциям), от другой операционной деятельности (полученные пени, штрафы, неустойки, аренда), от чрезвычайных происшествий.

Отразим динамику показателей прибыли на рис. 2.3

Рис. 2.3. Динамика абсолютных показателей прибыли ОАО «Славгородский молочный комбинат» за 2009 -2011 гг.

Как мы видим из приведенного рисунка, показатели прибыли на протяжении трех лет были практически неизменными. Так, в 2010 г. валовая прибыль увеличилась по сравнению с 2009 г. и 2011 г. А в 2009 г. прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличилась на фоне 2010-2011 гг.

Отклонения по этим показателям  не существенны, поэтому необходимости выявления факторов влияния на изменение показателей прибыли нет.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.

Рентабельность характеризует  прибыль, получаемую с каждого рубля  средств, вложенных в финансовые операции, либо в другие организации.

Далее проведем анализ выполнения плана рентабельности предприятия  на ОАО «Славгородский молочный комбинат»  за 2009-2011 гг. Данные расчета представлены в таблице 2.8.

 

 

Таблица 2.8

Анализ выполнения плана  рентабельности предприятия на ОАО  «Славгородский молочный комбинат»  за 2009-2011 гг., в %

Коэффициенты

2009 г.

2010 г.

2011 г.

план

факт

план

факт

план

факт

Рентабельность продаж

24,86

24,62

19,99

24,20

21,72

25,00

Рентабельность производства

62,39

61,21

46,15

59,33

51,73

62,48

Рентабельность собственного капитала

29,83

32,40

32,86

34,98

34,61

35,53

Рентабельность заемного капитала

-

-

-

-

-

-

Рентабельность основных средств

25,16

26,21

26,29

26,38

26,41

26,46


Чтобы проанализировать таблицу  2.8 необходимо рассчитать абсолютные отклонения и процент выполнения плана.

Таблица 2.9

Анализ абсолютных отклонений фактических показателей рентабельности предприятия ОАО «Славгородский молочный комбинат» и уровня выполнения планов в 2009-2011 гг., в %

Коэффициенты

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Факт-план, %

Факт/

план

*100%

Факт-план,%

Факт/

план

*100%

Факт-план, %

Факт/

план

*100%

Рентабельность продаж

-0,24

99,03

+4,21

121,06

+3,28

115,1

Рентабельность производства

-1,18

98,11

+13,18

128,56

+10,75

120,78

Рентабельность собственного капитала

+2,57

108,62

+2,12

106,45

+0,92

102,66

Рентабельность заемного капитала

-

-

-

-

-

-

Рентабельность основных средств

+1,05

104,17

+0,09

100,3

+0,05

100,19


На основании данных таблиц 2.8 и 2.9 можно сделать следующие выводы.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходится на каждый рубль выручки от продаж. Отсюда следует, что доля прибыли  от продаж к выручке в 2010 г. составила 21,06%, в 2011 г. - 15,1%. В 2009 г. по плану была предусмотрена рентабельность продаж в размере 24,86%, фактическое же 
значение рентабельности продаж составило 24,62%. Следовательно, в 2009 году план по рентабельности продаж был не выполнен на 0,24%.

 Максимальное значение  данного показателя по факту было достигнуто в 2011 г. - 25%.

Рентабельность производства отражает величину прибыли, полученной предприятием за анализируемый период, приходящуюся на каждый рубль себестоимости  проданной продукции. Коэффициент  показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Максимальным данный показатель был в 2011 г.

Информация о работе Планирование денежных потоков на Славгородском молочном комбинате