Планирование денежных потоков на Славгородском молочном комбинате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день существуют различные определения понятия «денежный поток», которые отражают множественность подходов к пониманию его сущности. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению английского исследователя Уилсона П. денежный поток является простым понятием, которое представляет собой «начальный остаток денежных средств плюс полученные денежные средства за отчетный период минус выплаченные денежные средства за отчетный период равняется конечный остаток денежных средств»

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ.docx

— 303.37 Кб (Скачать документ)

- отрицательный денежный поток (выбытие денежных средств);

- свободный (чистый) денежный  поток;

- остаток денежных средств [22, с. 20].

На практике используют два  основных метода расчета объема денежных потоков  - прямой и косвенный [9, c. 249].

Рассмотрим особенности прямого и косвенного методов в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4

ПРЯМОЙ МЕТОД

КОСВЕННЫЙ МЕТОД

Основой расчета является выручка  от реализации.

Основой расчета является чистая прибыль.

Используется информация о приходах и расходах средств по всем денежным счетам компании.

Используется информация об изменении  счетов баланса. При этом учитывается  то, что изменение суммы средств  на всех денежных счетах равно сумме  изменений всех остальных счетов баланса.

Показывает направление прихода  и расхода денежных средств за отчетный период.

Показывает связь между прибылью, изменением капитала и потоком денежных средств.

Показывает информацию, характеризующую  как валовые денежные потоки, так  и чистые денежные потоки в разрезе  видов хозяйственной деятельности и по предприятию в целом.

Показывает информацию, характеризующую  только чистые денежные потоки в разрезе  видов хозяйственной деятельности и по предприятию в целом.

Используется обычно при краткосрочном  финансовом планировании, так как  напрямую связан с конкретными денежными операциями.

Может использоваться при долгосрочном финансовом планировании, так как  связан с балансовым отчетом и  отчетом о доходах.


 

Прямой метод основан  на движении денежных средств по счетам предприятия. Достоинства метода заключаются  в том, что он позволяет:

  1. показывать основные источники притока и направления оттока денежных средств;
  2. делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;
  3. устанавливать взаимосвязь между объемом реализации продукции и денежной выручкой за отчетный период;
  4. идентифицировать статьи, формирующие наибольший приток и отток денежных средств;
  5. использовать полученную информацию для прогнозирования денежных потоков;
  6. контролировать все поступления и направления расходования денежных средств, так как денежный поток непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета (главной книгой, журналами-ордерами и иными документами).

Недостатком данного метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи  полученного финансового результата (прибыли) и изменения абсолютного  размера денежных средств.

Косвенный метод предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли  с изменением величины денежных средств. Данный метод основан на анализе движения денежных средств по видам деятельности, так как показывает, где конкретно находится прибыль предприятия или куда вложены деньги. Он базируется на изучении «Отчета о прибылях и убытках» снизу вверх. Поэтому его иногда называют «нижним». Прямой метод называют «верхним», так как «Отчет о прибылях и убытках» анализируется сверху вниз.

Преимущество косвенного метода состоит в том, что он позволяет  установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. С его помощью можно  выявить наиболее проблемные места в деятельности предприятия и разработать пути выхода из критической ситуации. Недостатки метода следующие:

  1. высокая трудоемкость при составлении аналитического отчета внешним пользователем;
  2. необходимость привлечения внутренних данных бухгалтерского учета (Главная книга);
  3. применение целесообразно только при использовании табличных процессоров [24, c.552].

В западной практике при расчете оптимального остатка денежных средств наибольшее распространение получили модель Баумоля-Тобина и модель Миллера - Орра. Рассмотрим более подробно каждую из моделей.

Модель Баумоля-Тобина.

Предполагается, что предприятие  начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень  денежных средств, и затем постоянно  расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие  средства от реализации товаров и  услуг предприятие вкладывает в  краткосрочные ценные бумаги. Как  только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает  некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины.

Таким образом, динамика остатка  денежных средств представляет собой «пилообразный» график (рис. 1.3.) [21, c. 309].



 


 


 

Рис. 1.3. График изменения остатка средств на расчетном счете.

Достоинство метода в том, что если предприятие захочет произвести продажу ценных бумаг или получить кредит в предельно короткие сроки, это можно сделать в течение пары часов, при помощи телефонного звонка или короткого уведомления, т.е. не обязательно идти в банк.

Серьезным недостатком модели является предположение об устойчивости и предсказуемости денежных потоков; кроме того, она не учитывает наличия  сезонности и цикличности.

Модель Миллера-Орра.

Данная модель предполагает, что  остаток средств на расчетном счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню. Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела.

При использовании данной модели следует учесть допущение, что  расходы по покупке и продаже  ценных бумаг фиксированы и равны  между собой.

График изменения остатка средств на расчетном счете представлен на рисунке 1.4.




 



 

Рис. 1.4. График изменения остатка средств на расчетном счете.

Достоинством является то, что модель Миллера-Орра учитывает стохастический характер притока и оттока денежных средств, ее легко использовать, она улучшает понимание проблемы управления деньгами, считая, что эффект неопределенности выражается отклонением чистых денежных притоков.

Недостатком является наиболее сложный алгоритм определения оптимального размера остатков денежных средств.

Использование рассмотренных  принципов и методов управления денежными потоками позволяют повысить эффективность их формирования на предприятии.

Непосредственное применение этих моделей в отечественную  практику пока затруднено ввиду сильной  инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг  и т.п., поэтому выше приведено  лишь краткое теоретическое описание данных моделей.

Рассмотрев понятие и  классификацию денежных потоков  на предприятии,  принципы и методы управления, а также планирование и  их роль в деятельности предприятия  переходим к анализу процесса планирования (на примере ОАО «Славгородский молочный комбинат»).

 

 

2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ оАо «Славгородский молочный комбинат»)

2.1. Общая характеристика предприятия

Славгородский молочный комбинат был основан в декабре 1973 года, относился к мясомолочной отрасли и входил в состав ВПО «Союзконсервмолоко».

ОАО «Славгородский молочный комбинат» был зарегистрирован 15 сентября 1999 г., путем преобразования государственного предприятия, которое  зарегистрировано на основании Постановления  Администрации города Славгорода Алтайского края №642.

В настоящее время ОАО  «Славгородский молочный комбинат» действует на основании Устава.

Адрес ОАО «Славгородский молочный комбинат»: 658825, Алтайский  край, г. Славгород, ул. 2 Промышленная, 26.

Уставный капитал общества составляет 109 725 рублей.

Акционерное общество является юридическим лицом с момента  его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет гражданские права и  обязанности, круглую печать, бланки, эмблему, зарегистрированный в установленном  порядке товарный знак.

Основной целью предприятия  является получение прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

  • Производство пищевых продуктов на основе переработки молока и сливок;
  • Торгово-закупочная деятельность;
  • Оптовая и розничная торговля;
  • Предоставление консультационных услуг, рекламная и информационная деятельность.
  • Организация и проведение выставок, ярмарок и т.п.
  • Транспортно-экспедиционные услуги.

Среднесписочная численность  персонала за 2011г. составила 208 человек. Фактическая списочная численность работников по состоянию на 31.12.2011г. составила 265 человек.

Предприятие выпускает продукцию  под маркой «Столица молока».

Специализируется предприятие  на производстве молока и цельномолочной продукции: снежок, живые йогурты с натуральными фруктами и ягодами, сырки сладкие, кефир, творог нежирный, творог с фруктами, масло сливочное, мороженое, сыры плавленые и т.д. Кроме вышеперечисленной продукции выпускается сметана фляжная и фасованная в стаканчики.  

На предприятии действует  повременная система оплаты труда  работников. Работникам основного производства и вспомогательных служб определены тарифные ставки в зависимости от разряда. Для инженерно-технических  работников определены оклады. Кроме  того, разработано положение о  премировании в зависимости от выручки, полученной предприятием за месяц.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает  ассортимент выпускаемой продукции. Ассортимент на ОАО «Славгородский молочный комбинат» формируется с учетом потребностей потребителей.

Проанализируем план производства по основному выпуску продукции  за отчетный период, данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

План производства по основному  выпуску продукции ОАО «Славгородский молочный комбинат» за 2009-2011 гг.

Вид продукции

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение

Тыс. руб.

Тыс. руб.

Тыс. руб.

2010/2009

2011/2010

Творог

3156

3923

4202

+767

+279

Мороженое

619

1121

1970

+502

+849


Продолжение таблицы 2.1

Кефир

11348

10773

11439

-575

+666

Молоко

30787

29724

29391

-1063

-333

Йогурт

14984

15983

15520

+999

-463

Сыр

89825

91752

98512

+1927

+6760

Масло

39724

40828

41496

+1104

+668

Сметана

6704

7036

7572

+332

+536

Итого

197147

201140

210102

+3993

+8962


 

В 2009-2011 гг. объем производства молока значительно уменьшился, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 1063 тыс. руб., а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 333 тыс. руб. Сократился объем производства кефира в 2009-2010 гг. на 575 тыс. руб. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 463 тыс. руб. уменьшился объем производства йогурта. В первую очередь это связано с понижением поголовья коров  в г. Славгороде и близлежащих районов.

Информация о работе Планирование денежных потоков на Славгородском молочном комбинате