Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6

1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6

1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10

1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14

2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16

2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19

2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26

3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...40

Приложение А……………………………………………………………………42

Приложение Б……………………………………………………………………44

Приложение В……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 882.29 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………...3

     1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6

     1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6

     1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10

     1.3 Бюджетный механизм как инструмент  бюджетной политики……………14

     2. Роль бюджетной политики в  решении государственных задач……………16

     2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16

     2.2 Оценка бюджетной политики России  в области расходов ……………….19

     2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26

     3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34

     Заключение……………………………………………………………………….38

     Список  использованной литературы…………………………………………...40

     Приложение  А……………………………………………………………………42

     Приложение  Б……………………………………………………………………44

     Приложение  В……………………………………………………………………45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую  роль начинает играть государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

     Бюджетная политика в России постоянно находится  в центре общественного внимания. Это обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической  политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов  власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных  организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку  именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.

     Проведение  бюджетной политики неразрывно связано  с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике.

     Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для  перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

     Создание  нового типа российской экономики и  проведение структурных реформ в  нашей стране требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так  и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и  бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных  расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической  политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного  результата.

     Эффективная бюджетная политика государства  в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют  активная позиция и координация  деятельности центрального аппарата и  местных органов власти. От эффективности  проведения бюджетной политики зависят  реализация программ экономического и  социального развития, устойчивость финансового положения страны, темпы  роста объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальная защита населения.

     Актуальность  темы исследования. Значимость избранной  темы определяется процессами, происходящими  в мировой и российской экономике, а также в экономической науке. В конце 1990-х годов начала набирать силу тенденция к расширению государственного вмешательства в экономическую деятельность, которая окончательно оформилась десятилетие спустя. Международный финансовый кризис, начавшийся в России в 2008 году, дал толчок к резкому ускорению данного процесса, что потребовало серьезного внимания к повышению эффективности использования бюджетных ресурсов.

     В России, в период создания системы  государственных финансов в 90-х годах  прошлого века, бюджетная политика проводилась крайне неэффективно. В  результате чего ее негативные последствия проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 года. В последствии проведение бюджетных реформ в области межбюджетных отношений, бюджетного процесса и бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений) обеспечило радикальное оздоровление бюджетной системы и заложило хорошую основу для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. Тем не менее, согласно официальным прогнозам Министерства экономического развития, при отсутствии значительных улучшений, в первую очередь, на международных финансовых рынках, ожидаемые доходы российского бюджета в 2010 году будут ниже запланированных. Президент России в своем бюджетном послании констатирует, что перспективы восстановления положительного роста ВВП остаются неопределенными, высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.

     Таким образом, в условиях тяжелейшего  финансово-экономического кризиса  наша страна, в особенности, нуждается  в нахождении эффективных путей  и методов совершенствования  бюджетной политики, способных стабилизировать  ситуацию в национальной экономике  и ускорить процесс перехода к  устойчивому экономическому росту.

     Цель  курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
  • определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
  • Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ;
  • определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

     Нормативно-правовой базой данной работы послужили: Бюджетный  кодекс, законы Российской Федерации, другие нормативные документы. В  процессе написания курсовой работы были использованы труды российских и зарубежных ученых по проблемам бюджетной политики в России, а также статистические данные Госкомстата РФ, периодические издания, сеть Интернет, информационно-правовая система «Консультант-плюс» и прочие источники. Значительный вклад в развитие теории управления публичными финансами внесли следующие авторы: Врублевская О.В., Глазьев С.Ю., Горегляд В.П., Грязнова А.Г, Дмитриева О.Г., Иванов В.В., Иванова Н.Г., Игудин А.Г., Илларионов А.Н., Карданов А.Т., Котляревский С.И., Кузнецов С.М. , Лавров А.М., Лексин В.Н., Минский X., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Подпорина И.В., Позднякова Т.А., Поляк Г.Б., Попова М.И., Родионова В.М., Романова В.Ф., Романовский М.В., Сабанти Б.М., Сабитова Н.М., Сенчагов В.К., Сомоев Р.Г., Сычев Н.Г., Ткачук М. И., Фисенко М. К., Христенко В.Б., Швецов А.Н. и целый ряд других.

     Объектом  исследования является бюджетная политика Российской Федерации.

     Предметом выступают результаты бюджетной  политики в области доходов, расходов и межбюджетных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 

     
    1. Место и роль бюджетной  политики в системе  государственного регулирования
 

     Основу  политики любого государства составляет социально-экономическая политика, связанная с распределением и  перераспределением жизненных ценностей  одних субъектов в пользу других, формированием и использованием государственных финансово-денежных ресурсов в целях финансирования выполнения задач, стоящих перед  страной. Главное звено социально-экономической  политики - финансовая политика. Центральное  место в последней занимает бюджетная  политика.

     Бюджетная политика – это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной  сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной  и в целом в финансовой.

     Несмотря  на различия во взглядах ученых, специалистов в области государственных финансов по поводу определения бюджетной  политики, все они сходятся в том, что по сравнению с другими  направлениями финансовой политики и связанных с нею другими  элементами экономической политики (денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой, налоговой) бюджетная политика занимает ведущее место и служит для  выполнения государством своих целей  и задач.

     Например, по мнению одного из признанных специалистов в области финансов Г.Б. Поляка «Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой». В данном определении следует отметить некоторую некорректность: бюджетная политика является частью финансовой политики. Финансовая политика в целом осуществляется, главным образом, в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.[14] В Бюджетном кодексе дается определение бюджетного процесса, как «регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».[1]

     По  мнению авторов учебника «Финансы»  под редакцией проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской и проф. Сабанти  Б.М., «нельзя сводить бюджетную  политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и  важности работа. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и  субъектами Федерации, в структуре  расходной части бюджета, в распределении  расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.»[15]

     Академик  А. М. Годин и бывший заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и бюджетному регулированию банковской деятельности И. В. Подпорина полагают, что «бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом, – является одним из основных инструментов экономической политики государства».[5] Здесь раскрываются как некоторые направления бюджетной политики, так и ее место в реализации экономической политики государства в целом.

     И.М. Александров определяет бюджетную  политику с точки зрения бюджетной  сферы как «совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием  и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом  и государством». [2]

     В любом случае все авторы едины  в одном: бюджетная политика связана  с комплексом решений в области  доходов и расходов бюджета.

     Бюджетная политика непосредственно реализуется  в деятельности разных структур органов власти всех уровней бюджетной системы.

     К таким органам относятся:

  • органы представительной и исполнительной власти;
  • финансовые и налоговые органы;
  • органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • государственные целевые внебюджетные фонды.

     Представительные  органы власти всех уровней рассматривают, регулируют и утверждают проекты  бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти всех уровней  осуществляют бюджетное планирование, составление проектов бюджетов и  их внесение на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением  бюджетов в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной классификацией. Правительство РФ разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной  Думе РФ основные направления бюджетной  политики, Банк России обслуживает  денежные счета Казначейства РФ, счета  государственных внебюджетных фондов и счета территориальных бюджетов. Главным распорядителем бюджетных  средств является первый получатель бюджетных средств, который имеет  право распределять средства между  распорядителями и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель  бюджетных средств готовит бюджетную  роспись по распорядителям и получателям  средств, утверждает им сметы доходов  и расходов, изменяет в случае необходимости  распределение средств между  статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств является орган исполнительной власти, который распределяет средства между получателями, утверждает сметы доходов и расходов, контролирует целевое использование бюджетных средств получателями. Бюджетополучателем является бюджетное учреждение (организация), финансируемое в сметном порядке из бюджета или внебюджетного фонда. К контрольно-счетным органам относятся Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов использования средств бюджетов и внебюджетных фондов.

Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач