Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6

1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6

1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10

1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14

2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16

2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19

2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26

3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...40

Приложение А……………………………………………………………………42

Приложение Б……………………………………………………………………44

Приложение В……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 882.29 Кб (Скачать документ)

      Диаграмма 1 – Доходы федерального  бюджета, руб.

      

    Таблица 2 – Удельный вес доходов федерального бюджета, % 

      

    Таблица 3 – Темп роста доходов федерального бюджета, %

      

     Прогноз доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы  произведен на основе сценарных  условий функционирования экономики  Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

     Основные  показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы, представлены в таблице 4 приложения А.

    Прогноз доходов сформирован с учетом принятых в конце 2009 года и начале 2010 года, а также предлагаемых к  принятию изменений в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство и нормативные правовые акты Правительства  Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической  деятельности и вступающие в действие в течение 2010 года и с 1 января  
2011 года.

    Нефтегазовые  доходы

    К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

    - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);

    - вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;

    - вывозных таможенных пошлин на  газ природный;

    - вывозных таможенных пошлин на  товары, выработанные из нефти.

    Таблица 5 – нефтегазовые доходы на 2008 – 2010 гг., руб.

      2008 2009 2010
    Нефтегазовые  доходы 4389433698,6 2797620258,0 3194681720,0
 

    В 2009 году значительно сокращаются  на 1591,8 млрд. руб. и составляют 2787,6 млрд. руб. В 2010 увеличились на 397,1 млрд. руб..(Таблица 4)

     Из  выше сказанного можно сделать вывод, что за весь рассматриваемый период наблюдается не очень положительная  тенденция, самая главная проблема это уменьшение общей величины доходов, это связано с неблагоприятной  ситуацией, как в экономике страны, так и в мировой экономике. 

     2.2 Оценка бюджетной  политики Росси  в области расходов  федерального бюджета 

    Анализ  динамики расходов ФБ РФ за период 2008 – 2010 гг. показал, что расходная часть  бюджета РФ увеличивается в период с 2008 года по 2009 год. В 2010 году произошло  некоторое снижение. Расходы ФБ на 2008 г. составили 6 729,781 млрд. руб., на 2009 г. – 9 660,061 млрд. руб., на 2010 – 8 323,345 млрд. руб. (Таблица 6, Приложение Б)

    Наибольший  удельный вес составляют Межбюджетные трансферты, их удельный вес составляет в среднем за анализируемый период около 40%. Кроме того, из федерального бюджета РФ финансируются Общегосударственные  вопросы, включая обслуживание государственного долга, доля этих расходов в среднем  составляет около 9%. Примерно четверть расходов составляют расходы на Национальную экономику. Мала доля расходов на Охрану окружающей среды, меньше 1%.

    Расходы на здравоохранение

    Конституция РФ гарантирует права граждан  на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого  гражданина получать качественную медицинскую  помощь. Государство финансирует  развитие здравоохранения за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, а также  через систему обязательного  медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.

    Основные  расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2008-2009 годах составляла не более 4 %.

    Решение демографической проблемы также  является одним из приоритетных направлений  государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом расходов на материнский базовый  капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту  составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.

    Основные  расходы на культуру несут бюджеты  субъектов РФ. Финансовая поддержка  кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей  степени из федерального бюджета.

    В 2010 году расходы федерального бюджета  на культуру, кинематографии и СМИ  составили 102,110 млрд. руб., что на 9,57 % меньше чем в 2009 году.

    Расходы на образование

    Статья 43 Конституции РФ закрепляет право  каждого гражданина на образование  в государственных и муниципальных  учреждениях. Образование финансируется  из бюджетов всех уровней бюджетной  системы.

    Из  федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В период с 2008 по 2010 года доля расходов федерального бюджета почти не изменилась и  составила чуть более 4%.

    Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного  национального проекта «Образование»  дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.

    Национальная  оборона является основным и самым  весомым составным элементом  безопасности государства (наряду с  правоохранительной деятельностью  и предупреждением и ликвидацией  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.

    Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в  государстве политику укрепления его  обороноспособности. В целом, бюджеты  последних лет позволили стабилизировать  ситуацию по финансированию Вооруженных  сил и перейти от поддержания  жизнеспособности армии на минимальном  уровне к модели развития.

    Природные особенности и сложившиеся экономические  реалии обуславливают неравномерное  размещение производственного и  ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному  разрыву в уровнях бюджетной  обеспеченности регионов.

    Выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью  межбюджетных трансфертов, которые  в виде дотаций, субсидий или субвенций  направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 3757,356 млрд. руб.

    Основная  часть финансовой помощи регионам предоставляется  из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда  софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда  реформирования региональных и муниципальных  финансов, Фонда компенсаций.

    Основным  по своему значению и объемам предоставляемых  средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для  субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных  налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг. 

    Таблица 7 – Темп роста расходов бюджета, %

Темпы роста 2008 к 2007 2009 к 2008 2010 к 2009 2011 к 2010 2012 к 2011 2013 к 2012
Расходы бюджета - ИТОГО, млрд. руб. 112,41 143,54 86,16 112,36 100,47 101,27
Общегосударственные вопросы 95,27 109,77 86,22 105,72 159,39 104,87
Национальная  оборона 67,66 211,09 79,91 83,52 98,74 100,38
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 86,06 175,00 88,06 92,68 97,29 98,79
Национальная  экономика 146,40 162,80 50,80 202,99 100,58 93,57
Жилищно-коммунальное хозяйство 40,98 125,45 120,73 107,32 40,32 78,24
Охрана  окружающей среды 124,06 128,19 83,81 153,94 103,50 95,75
Образование 117,13 121,13 79,91 148,44 100,63 100,45
Культура, кинематография и средства массовой информации 124,93 125,93 91,43 80,22 171,97 93,52
Здравоохранение и спорт 136,76 131,11 68,23 188,75 109,74 90,21
Социальная  политика 137,18 110,16 88,82 1027,38 107,93 107,90
Межбюджетные  трансферты 140,76 134,35 104,56 1,13 1046,51 99,40

     Диаграмма 2 – Расходы федерального бюджета, млрд. руб.

    

     Формирование  объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости  исполнения «длящихся» расходных обязательств.

     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011-2013 годах  определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:

     - безусловное исполнение законодательно  установленных обязательств по  выплате социальных пособий и  компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

     - обеспечение сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации для дальнейшего развития  пенсионной системы;

     - индексация в 2011 году денежного  довольствия военнослужащих и  приравненных к ним лиц, фондов  оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений, денежного  содержания (заработной платы) судей  и прокурорских работников;

     - обеспечение обязательств в сфере  образования здравоохранения и  социального обслуживания населения  с повышением адресности предоставления  социальной помощи;

     - обеспечение закупки новых видов  вооружения, совершенствования боевой  подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

     - обеспечение содержания и развития  транспортной инфраструктуры, в  том числе автомобильных дорог;

     - постепенное сокращение антикризисных  мер поддержки экономики, концентрация  ресурсов на мероприятиях, направленных  на модернизацию и технологическое  развитие экономики, повышение  ее энергетической эффективности,  в том числе инновационных  проектах и важнейших научных  разработках.

     - подготовка особо значимых международных  мероприятий (проведение XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских  зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады  2013 года в г. Казани, саммита  АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач