Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6

1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6

1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10

1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14

2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16

2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19

2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26

3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...40

Приложение А……………………………………………………………………42

Приложение Б……………………………………………………………………44

Приложение В……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 882.29 Кб (Скачать документ)

     При этом при формировании объема бюджетных  ассигнований реализованы следующие  подходы:

     1) концентрация ресурсов на наиболее  значимых мероприятиях и объектах  с уточнением объемов бюджетных  ассигнований на исполнение отдельных  расходных обязательств, пересмотром  сроков решения поставленных  задач, оптимизацией расходов  на обеспечение деятельности  органов государственной власти  и федеральных бюджетных учреждений  с учетом отраслевых особенностей;

     2) рассмотрение вопросов финансового  обеспечения реализации Указа  Президента Российской Федерации  от 24 декабря 2009 г. № 1468 ( в части передачи на федеральный бюджет милиции общественной безопасности), в том числе за счет обмена полномочиями между уровнями государственного управления, и вопросов реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы;

     4) определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в  2011 году на 6.5% денежного довольствия  военнослужащих и приравненных  к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;

     5) сохранение в 2011-2013 годах действующих  в текущем году условий денежного  содержания федеральных государственных  гражданских служащих с сокращением  численности федеральных государственных  служащих в течение 2011-2013 годов  на 20% и сохранением 50% расчетной  экономии по фонду оплаты труда  в распоряжении соответствующих  федеральных органов государственной  власти;

     6) неувеличения в 2011-2013 годах по  сравнению с 2010 годом расходов  на обеспечение выполнения функций  (содержание) федеральных государственных  органов;

     7) продления до 2014 года приостановки  действия нормативных правовых  актов об увеличении численности  работников федеральных государственных  органов, ранее приостановленных  на текущий год, в том числе  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации, Следственного комитета  при прокуратуре Российской Федерации,  Федеральной службы судебных  приставов, Федеральной миграционной  службы, МЧС России.

     Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам и подразделам  действующей классификации расходов бюджетов представлено в приложении № 1.

     В целях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года в текущем году планируется одновременно с проектом федерального бюджета на 2011-2013 годы представить в Государственную Думу аналитическое распределение бюджетных ассигнований по государственным программам, перечень которых будет определен Правительством Российской Федерации.

     Одновременно, при формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы планируется  внесение изменений в классификацию расходов бюджетов, предполагающее отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов, обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»), а также отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».

     Отражение таким образом соответствующих  расходов по разделам функциональной классификации соответствует международным  стандартам.

     С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.

     Увеличится  объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью  отнесенных к ведению Российской Федерации.

     Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено  сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной  части ФАИП, в том числе на обеспечение  военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с  завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены  бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного  в собственность Российской Федерации  в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

     По  другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим  на изменение объема бюджетных  ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП  и непрограммной части ФАИП, которые  имеют измеримый и законченный  срок реализации (исполнения).

     В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных  бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

     По  отдельным направлениям бюджетных  ассигнований федерального бюджета  отмечается следующее.

     В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.

     Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного  фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей.

     В 2011 -2013 годах бюджеты Фонда социального  страхования Российской Федерации  и Федерального фонда обязательного  медицинского страхования планируются без дефицита, покрываемого из федерального бюджета.

     При этом, целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации предполагается принятие комплекса мер, в том числе законодательных, направленных на увеличение его доходов и оптимизацию расходов, таких как:

     - увеличение периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, до 3-х дней с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от размера пособия, исчисленного в соответствии со страховым стажем;

     - определение среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, исходя из заработка, на который начислены страховые взносы, за предшествующие 24 месяца;

     - изменение процентного размера пособия от средней заработной платы по стажевым периодам в следующих размерах: при страховом стаже до 8 лет – 60%, от 8 до 15 лет – 75% , свыше 15 лет – 90 % заработка;

     - включение в базу для расчета страховых взносов доходов по договорам гражданско-правового характера. 

     В 2011-2013 годах в федеральном бюджете  предусмотрены межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации на финансовое обеспечение выплат нестрахового характера, в том числе пособий при  рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, по оплате четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами, пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам отдельным  категориям граждан (в связи с  зачетом в страховой стаж нестраховых периодов) и некоторых других.

     С 2011 года в федеральном бюджете  предусматриваются бюджетные ассигнования для компенсации выпадающих доходов  в связи с установлением отдельным  категориям плательщиков пониженных тарифов  страховых взносов бюджету Фонда  социального страхования Российской Федерации.

     В рамках модернизации здравоохранения  в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования будет создан резерв средств в объеме, равном 2% страховых взносов на обязательное медицинское страхование (за счет повышения с 2011 года размеров страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования), средства которого будут использованы на модернизацию материально-технической базы медицинских учреждений и реформирование здравоохранения в целом.

     Предусмотренные в бюджете Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  средства на финансовое обеспечение  региональных программ модернизации здравоохранения  субъектов Российской Федерации  в объеме около 460 млрд. рублей будут  направляться на следующие цели:

     300 млрд. рублей – на укрепление  материально-технической базы медицинских  учреждений;

     136 млрд. рублей – на внедрение  стандартов оказания медицинской  помощи;

     24 млрд. рублей – на внедрение  современных информационных систем  в здравоохранении.

     Важнейшей задачей бюджетной политики в области социального обеспечения является создание условий для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.

     При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере  социального обеспечения в 2011 году и плановом периоде учтена необходимость  обеспечивать исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций. 

     2.3 Проблемы управления  государственным  долгом и регулирования  межбюджетных отношений 

       Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства по регулированию его величины, структуры и стоимости обслуживания.

       Задачи  управления:

    - обеспечение объема долга на экономически безопасном уровне;

    - минимизация стоимости долга;

    - обеспечение своевременного возврата долга в полном объеме;

    - обеспечение выгодных условий для эмитента и поддержание курса государственных ценных бумаг (иначе займы невозможно будет разместить);

    - усиление инвестиционного использования займов и контроль.

       Управление  государственным долгом в широком  смысле слова является прерогативой законодательных органов и включает в себя следующие элементы:

       - формирование долговой политики в отношении внешнего и внутреннего долга как части бюджетной;

       - определение направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

       - определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности.

       Управление  долгом в узком смысле – предполагает:

  1. определение условий выпуска и обращения конкретных государственных ценных бумаг (виды, сроки доходность, кредиторы) доходность разная по срокам. По долгосрочным облигациям около 7,5%, со сроком погашения до 2029 г. – 8,1-8,4%. По среднесрочным – около 5%;
  2. управление использованием долга;
  3. регулирование рынка государственных ценных бумаг;
  4. управление погашением долга.

       В управлении государственным долгом участвуют: высший орган управления в РФ – Федеральное собрание (устанавливает  предельные размеры привлечения  средств и объемов кредитования за счет бюджетных средств); Правительство  РФ (устанавливает предельный объем  выпуска конкретных государственных  ценных бумаг). Минфин и ЦБ не имеют  возможности непосредственно воздействовать на величину совокупного государственного долга.

Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач