Принципы и методы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ состояния государственного долга Российской Федерации и его влияния на состояние экономики. Данное положение также определило и актуальность выбранной темы.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления государственным долгом РФ;
- проведен анализ государственного долга РФ;
- выявлены основные направления совершенствования управления государственным долгом РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом……….6
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………6
1.2. Принципы и методы управления государственным долгом……………..13
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления государственным
долгом……………………………………………………………………………17
Глава 2. Анализ государственного долга рф…………………………………..18
2.1 Анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ……………18
2.2 Проблемы управления государственным долгом…………………………26
2.3 Изучение последствий государственного долга…………………………...28
Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга……..30
3.2 Анализ эффективности предложений………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Б-ет и БСРФ.docx

— 68.69 Кб (Скачать документ)

56 827,0 млн. рублей - по кредитам  либо облигационным займам, привлекаемым  юридическими лицами, отобранными  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации, на осуществление  инвестиционных проектов;

50 000,0 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими  свою основную уставную деятельность  на территории Северо-Кавказского  федерального округа, на реализацию  инвестиционных проектов на территории  Северо-Кавказского федерального  округа.  Принято распоряжение  Правительства Российской Федерации  о предоставлении указанных государственных  гарантий Российской Федерации  от 6 октября 2011 г. № 1751-р                       (в редакции распоряжения Правительства  Российской Федерации                                           от 18 ноября 2011 г. № 2071) на общую  сумму до 48 854 458,3 тыс. рублей. Указанные государственные гарантии не были выданы в связи с непредставлением принципалами полного пакета документов;

45 768,3 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного  комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного  заказа на основе государственных  контрактов с Министерством обороны  Российской Федерации;

25 000,0 – по кредитам, привлекаемым открытым акционерным обществом «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на строительство новых заводов. Правила предоставления указанных государственных гарантий Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1224. По состоянию на 1 января 2012 года  указанные государственные гарантии Российской Федерации не предоставлены.

На погашение государственных  долговых товарных обязательств в 2011 году направлено 10,2  млн. рублей, однако, за счет роста цен на товары народного  потребления государственный внутренний долг Российской Федерации по данному  виду обязательств на 1 января 2012 года  увеличился по сравнению с 1 января 2011 года на 232,8 млн. рублей.

 

 

 

Анализ состояния и  динамики государственного внешнего долга  российской федерации

 

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на  
1 января 2012 года составил 1 152 664,4 млн. рублей (35 801,4 млн. долларов США), что на 65 098,0 млн. рублей (4 155,5 млн. долларов США) меньше, чем на 1 января 2011 года. Структура и объем государственного внешнего долга Российской Федерации представлены в таблице 5.

Таблица 5.

 

Виды долга

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Изменение

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации –  всего, в том числе:

39 956,9

1 217 762,4

35 801,4

1 152 664,4

- 4 155,5

- 65 098,0

- по кредитам правительств  иностранных государств, иностранных  коммерческих банков и фирм, международных  финансовых организаций

6 812,2

207 614,3

5 584,6

179 803,2

- 1 227,6

- 27 811,1

- по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  выраженным в

иностранной валюте

32 231,5

982 314,9

29 207,8

940 377,8

- 3 023,7

- 41 937,1

- по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте

913,2

27 833,2

1 009,0

32 483,4

+ 95,8

+ 4 650,2


 

Государственный внешний  долг Российской Федерации по кредитам  правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и  фирм, международных финансовых организаций  уменьшился на 1 227,6 млн. долларов США. В 2011 году полностью погашена задолженность Российской Федерации перед Таиландом, Хорватией и Уругваем.

Государственный внешний  долг Российской Федерации по государственным  ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной  валюте,  уменьшился на 3 023,7 млн. долларов США, в том числе в результате погашения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в сумме 1 750,0 млн. долларов США.

В 2011 году государственный  внешний долг Российской Федерации  по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной  валюте, увеличился на 227,2 млн. долларов США, в том числе за счет предоставления следующих гарантий:

- по обязательствам HIDROTOAPI EP Республика Эквадор в размере  180,0 млн. долларов США (1 гарантия);

- по обязательствам ЗАО  «Осташковский кожевенный завод» в размере 40,0 млн. долларов США (1 гарантия);

- по обязательствам ОАО  «Нововятский лыжный комбинат» в размере  
7,2 млн. долларов США (1 гарантия).

Вместе с тем, с учетом списания государственного внешнего долга  Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации  в связи со своевременным исполнением  принципалами обязательств в сумме 131,9 млн. долларов США, изменения по государственному внешнему долгу Российской Федерации в части государственных  гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте, составили 95,8 млн. долларов США.

 

2.2 Проблемы управления  государственным долгом

 

К проблемам управления государственным  долгом можно отнести [9, с.50]:

- концентрация Правительства  на реструктуризации своих обязательств, не уделяя должного внимания  совершенствованию самой системы.

- отсутствие законодательно  закрепленных целей государственных  заимствований. Вне правового  урегулирования остается порядок  применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.

- в действующем законодательстве  не предусмотрена система ответственности  за эффективность принимаемых  решений при осуществлении заимствований  и управления государственным  долгом. В условиях отсутствия  единого центра управления долговой  политикой четко не определены  полномочия и порядок взаимодействия  в текущем режиме Правительства,  Минфина, МЭРиТ, Внешэкономбанка, а также Банка России. На практике все это снижает эффективность долговой политики.

- вместе с тем не налажен по-настоящему достоверный учет долговых операций. В Государственной долговой книге, в которой согласно БК должны регистрироваться все государственные заимствования, не отражен долг бывшего СССР.

- проблема оптимизации  платежей по внешнему государственному  долгу могла бы быть существенно  смягчена за счет более активной  работы с задолженностью перед  Россией других государств. Однако  Минфин до сегодняшнего дня  не смог наладить отдельного  бюджетного учета платежей со  стороны государств-должников.

- проблема повышения бюджетной  отдачи от российской собственности  за рубежом.

- отсутствует система эффективного управления государственными активами в иностранных акционерных обществах, в результате чего доходы ряда совместных зарубежных предприятий с государственным участием не направлялись в бюджет, а оставались в ведении коммерческих структур.

Кроме того, к основным недостаткам  сложившейся системы управления государственным долгом можно отнести  следующие [11]:

- система управления государственным  долгом не дает возможности  в полной мере осуществлять  централизованную долгосрочную  политику в области государственных  заимствований; 

- механизмы управления  не позволяют полностью обеспечивать  предупреждение возможных финансовых  кризисов;

- отсутствует законодательное  разделение компетенции между  ветвями государственной власти  в области управления государственным  долгом;

- отсутствует единая база  данных государственных долговых  обязательств и единая методика  их учета, что ухудшает возможности  по управлению государственным  долгом в целом; 

- не создана единая  система анализа и учета рисков, что повышает риски государства,  связанные с необходимостью обслуживания  валютной составляющей долга; 

- не разработана система  долгосрочной взаимосвязи политики  управления государственным долгом  с денежно-кредитной политикой,  уровнем денежной массы, политикой  валютного курса; 

- имеющаяся система информации  о государственном долге и  его состоянии отличается высокой  степенью закрытости;

- отсутствует четкая правовая  регламентация на федеральном  уровне полномочий субфедеральных  и муниципальных органов в  сфере осуществления заимствований,  а также действенная система  контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений;

 

2.3 Изучение последствий  государственного долга

 

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Так, в периоды экономических  спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое  препятствует резкому падению совокупного  спроса, оказывая стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это  дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут  стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций [14, c.43].

Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят  состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме  того, принимая во внимание попытки  наших международных кредиторов использовать долговую проблему для  политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной  внешней, да и внутренней политики.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом

3.1 Разработка предложений  по оптимизации государственного  долга

 

В рамках совершенствования  сложившейся системы управления государственным долгом можно предложить создание унифицированной системы  учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной  целью проводимой реформы является усиление государственного влияния  и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи [13, c.207]:

- повысить эффективность  государственных заимствований; 

- оптимизировать структуру  государственного долга; 

- сократить риски, связанные  с осуществлением заимствований; 

- совершенствовать правовые  основы управления государственным  долгом;

- создать единую структуру,  в полномочия которой будет  входить управление государственным  долгом;

- разработать единую систему  учета государственного долга; 

- создать единую централизованную  систему анализа и управления  исками заимствований; 

Информация о работе Принципы и методы управления государственным долгом РФ