Государственны долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно. Реализация

Работа состоит из  1 файл

Введение2.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно. Реализация подобного рода весьма амбициозных планов объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке, все еще имеющем «родимые пятна» переходного периода. Без осуществления комплекса срочных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга, рост потребностей федерального бюджета может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований, негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности страны. В этой связи развитие национального долгового рынка рассматривается в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период. Ключевыми задачами на этом направлении являются совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов. Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на

благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

     Цель  курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, анализ динамики  и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

     Основные  задачи:

  • раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
  • анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
  • оценка влияния государственного долга на экономику России;
  • исследование путей совершенствования управления госдолгом:
  • оценка кредитной политики России на современном этапе
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и сущность кредитной и долговой политики государства 

     1.1 Кредитная политика  государства

     Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными  государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей, следовательно, играет важную роль в экономике любой страны.

     Государственный кредит имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

     Кредитное финансирование расходов государства  обусловлено объективным противоречием  между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями  государства. С развитием экономических  и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства существующие расходы неизбежно возрастают. Посредством  кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

     Посредством государственного кредита государство  мобилизует денежные ресурсы. С одной стороны, государственный кредит ориентирован на привлечение денежных средств с целью покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Кредиторы государства получают проценты по займам, предоставленным государству.

     Кроме того, государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного  обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной  стороны не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Как источник финансирования правительственных расходов, государственный кредит исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

     Как способ финансирования расходов правительства  государственный кредит обладает рядом  преимуществ и имеет существенно  меньшие негативные последствия  по сравнению с традиционными  приемами – дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов.

     Таким образом, государственный кредит представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства, позволяет равномерно распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущим поколениями, позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику. Кроме того, государственный кредит выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

     Практическим  воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию  государственного долга, являются государственные  займы.

       Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

     - срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

     - право эмиссии - эмитентом долговых  обязательств РФ могут выступать  центральное правительство, правительства  национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

      - признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

      - по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

     Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам  размещения.

     Долговые  обязательства государства могут  существовать в следующих формах:

     - кредитные соглашения и договора, заключенные от имени государства  с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов – как правило, коммерческими банками. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями;

     - договора о предоставлении государственных  гарантий, договора поручительства  по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

     - переоформление долговых обязательств  третьих лиц в государственный  долг на основе принятых федеральных  законов;

     - соглашения и договора, в том  числе международные, заключенные  от имени государства о пролонгации  и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;

     - государственные ценные бумаги  – обязательства, выпущенные  от имени данного государства  или гарантированные им. В экономически  развитых странах являются основным  источником формирования государственного  долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90% (13). Основными государственными ценными бумагами являются облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.д.  Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.

      Государственная облигация – ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства  и дающая её держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом, то есть государством. Номинальная цена выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается её цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.  

     Облигации государственного займа представляют собой особую форму фиктивного капитала.  В самом деле, если источником дохода по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная стоимость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, государственный фиктивный капитал не связан непосредственно с производством прибавочной стоимости; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками части будущих налоговых и неналоговых поступлений государства. В этом заключается специфичность государственного фиктивного капитала, приводящая, в конечном счете, к увеличению налогового бремени.

      В 1998 году основные федеральные долговые обязательства были представлены следующими бумагами (все цифровые данные по видам  долговых обязательств приведены в  неденоминированных рублях):

А) Государственные  долгосрочные облигации (ГДО) – ценные бумаги, выпущенные в 1991 году со сроком обращения 30 лет (до 2021 года). Объем займа – 80 млрд. рублей; разбит на транши по 5 млрд. рублей. Номинал облигации – 100 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов. Купонный доход – 15% от номинала облигации, выплачивается 1 раз в год – 1 июля.

Б) Государственные  краткосрочные облигации (ГКО) – срок обращения ГКО – 3,6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Номинал – 1 млн.рублей. распространяются на аукционах с дисконтом от номинала.

В) Облигации федеральных  займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам. Срок их обращения от 1 года до 5 лет. Выпускаются на безбумажной основе в виде записи на счетах «депо». Номинал – 1 млн. рублей. ОФЗ-ПК выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, размер которого определяется исходя из средневзвешенной доходности ГКО за определенный период. ОФЗ-ПД выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, и размер которого за все время обращения облигации постоянен.

Г) Облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) – срок обращения этих ценных бумаг 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. рублей – разбит на транши по 1 трлн. рублей. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде  на предъявителя с набором из 4 купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, определяемая Министерством финансов РФ.

Информация о работе Государственны долг РФ