Система управления государственным долгом в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1Сущность и значение государственного долга и………………....4 государственных гарантий
1.2 Система управления государственным долгом……………....11
Глава 2. Управление государственным долгом в РФ
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2010 гг……………...16
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2010 гг…………..19
2.3 Управления государственным долгом…………………………...24
Глава 3. Перспективы развития управления государственным долгом
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом..27
3.2 Направления оптимизации государственного долга………...29

Заключение……………………………………………………………………..34

Список литературы…………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!Система управления государственным долгом в РФ.docx

— 248.53 Кб (Скачать документ)

Содержание:

стр.

Введение………………………………………………………………..2 

Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга 

        1.1Сущность и значение государственного долга и………………....4 государственных гарантий

        1.2 Система управления государственным долгом……………....11 

Глава 2. Управление государственным долгом в РФ 

    2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2010 гг……………...16

    2.2 Анализ внутреннего  долга России за 2007–2010 гг…………..19

    2.3 Управления государственным  долгом…………………………...24 

Глава 3. Перспективы развития управления государственным долгом 

    3.1 Основные проблемы управления государственным долгом..27

    3.2 Направления оптимизации государственного долга………...29 
     

Заключение……………………………………………………………………..34

       

Список  литературы…………………………………………………………....38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В данной курсовой работе рассмотрены  как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и  анализ, и управление государственным  долгом в Российской Федерации на современном этапе.

     Актуальность  этой работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики, что доказывает "Фискальная теория инфляции" Вудфорда. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

     Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать  как положительное, так и отрицательное  воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости  от направления государственных  расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное  воздействие долга проявляется  в обеспечении правительства  финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия  выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие  поколения.

     Управление  государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

     На  современном этапе во всех странах  размеры государственного долга  непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств. За этим постоянно следят экономисты страны, делают соответствующие выводы и прогнозы на будущее.Так недавно вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что дефицит федерального бюджета в 2010 году составил 4,1% ВВП, а в 2011 может оказаться ниже 3%ВВП, что должно положительно сказаться на состоянии отечественной экономики.[14]

     Но  не нужно думать, что у России самый большой государственный  долг. Мы и в этом плане далеко отстаём от Соединённых Штатов, у которых по официальным данным государственный долг в 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны.[15]

     Объект  исследования – государственный  долг. Предмет исследования – процесс  управления государственным долгом.

     Задачи  работы:

  1. определить понятие и сущность государственного долга;
  2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
  3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
  4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

     Для написания работы были использованы теоретические материалы, а также  статистические сборники и статьи из интернета. 

 

     Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга 

     1.1 Сущность и значение  государственного  долга и государственных  гарантий 

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед  физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права». [1]

     Основные  формы долговых обязательств РФ: кредитные  соглашения и договора, государственные  ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей  РФ, переоформленные долговые обязательства  третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.

     Во  временном разрезе выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и  долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.

     Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

     Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, поскольку  развивающаяся экономика требует  дополнительных вложений. Однако госдолг  растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства обусловливает необходимость покрытия затрат государства монетарными методами.

     Теория  государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. [12]

     Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его  доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся  стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет  с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о  его воздействии на экономику  в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

     Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте  решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

  • анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;
  • анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;
  • методы управления государственным долгом;
  • анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;
  • анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
  • определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.

     Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный  дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения  взятых долгов. То есть, государственный  дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого). [7]

     Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Так, в  периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения  ситуации выступает именно государственное  заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного  спроса, оказывая стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

     Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как  производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций.

     Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:

  • сокращение общественного производства;
  • эмиссия необеспеченных денег;
  • чрезмерные затраты на социальные программы;
  • чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

     Прогнозирование дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в  отдельности, в отрыве от прогнозирования  макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени  зависит от формирования доходов  и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов  и характеристик государственного долга. [4]

     С позиции кредитных отношений, государственный  долг – это величина задолженности  государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой  результативности всех совершенных  государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние  экономики и финансов страны, эффективность  функционирования государственных  структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга  к объему ВВП. Существуют различные  экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. [10]

     Согласно  статье 115 БК РФ, государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

     Письменная  форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной  гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

     В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и  наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение  объема обязательств по гарантии.

Информация о работе Система управления государственным долгом в РФ