Система управления государственным долгом в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1Сущность и значение государственного долга и………………....4 государственных гарантий
1.2 Система управления государственным долгом……………....11
Глава 2. Управление государственным долгом в РФ
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2010 гг……………...16
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2010 гг…………..19
2.3 Управления государственным долгом…………………………...24
Глава 3. Перспективы развития управления государственным долгом
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом..27
3.2 Направления оптимизации государственного долга………...29

Заключение……………………………………………………………………..34

Список литературы…………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!Система управления государственным долгом в РФ.docx

— 248.53 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется  главным образом на технических  средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также  менее традиционные методы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.

     Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.

     Основные  схемы реструктуризации включают в  себя: списание долга, то есть аннулирование  прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

     В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных  заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов  государственных заимствований  России. Так, в соответствии с Бюджетным  кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

     ВЫВОД: Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.

     Основным  методом управления госдолгом стало  постоянное рефинансирование задолжности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолжности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование. 

 

      Глава 3. Перспективы развития управления государственным долгом 

     3.1 Основные проблемы  управления государственным  долгом  Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако, масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса. Но и реализацию ее структурного реформирования.

     Как следствие, претерпела корректировку  и позиция государства в отношении  предельного объема внутреннего  и внешнего государственного долга. Так, верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 г. был увеличен до 2094,73 млрд. руб. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. был определен в размере 37,6 млрд. долл.

     Рисунок 5

     Рисунок 6

     

     На  протяжении последних нескольких лет  на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах  к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал. Очищенный от инфляции, темп роста объема внутренней задолженности РФ за период с 2004 по 2010 гг. фактически был сопоставим, а иногда и превышал темпы роста ВВП, что свидетельствует о переориентации источников финансирования государственных расходов с внешних на внутренние.

     В связи с ожидаемым существенным дефицитом федерального бюджета в 2010 г. до 7,7% ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федерального бюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований. Однако,  Дефицит   федерального   бюджета  в  2010  году  составил  13,4%  ВВП , как сообщил вице-премьер - министр финансов  РФ  Алексей Кудрин на расширенном заседании коллегии  Федерального  казначейства  РФ .

     В условиях острого дефицита ликвидности на внутреннем и внешнем рынках, значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектора размещение государственных долговых инструментов станет особенно затруднительным. Что создает реальную угрозу невыполнения программ внутренних и внешних заимствований не только в текущем году, но и в течение нескольких последующих лет. В целом, суммарный объем государственного долга в 2011 г. и среднесрочной перспективе планируется удержать в пределах до 16% ВВП, что, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира. Однако, на фоне быстро исчезающих средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые на протяжении текущего и следующего года планируется направлять на погашение текущего дефицита бюджета, вопрос с реальным финансированием бюджетного дефицита будет стоять особенно остро в ближайшие несколько лет. 

     3.2 Направления оптимизации государственного долга

     Таким образом, уже в 2010 г. заимствования  как один из источников дефицитного  финансирования государственных расходов стал основным, а возрастающий государственный  долг, несомненно, должен стать одним  из доминирующих инструментов стабилизирующей  и одновременно стимулирующей политики государства. В этой связи с точки  зрения эффективного управления государственным  долгом в мировой практике уже  сложились ряд заслуживающих  внимания направлений, которые могли  бы использоваться и в российской бюджетной политике.

     1. Во многих странах мира существует  законодательное ограничение верхнего  предела привлекаемых государством  кредитов в течение одного  финансового года размером запланированных бюджетом инвестиционных расходов (в Германии, например). В нашем случае бюджетные инвестиционные расходы гораздо ниже, а социальные расходы гораздо выше планируемого кредитного финансирования дефицита бюджета. В перспективе, наращивание социальных обязательств государства в условиях существенного роста кредитного финансирования государственных расходов значительно снизит экономическую эффективность данного инструмента, поскольку направление подавляющего объема средств, финансируемых за счет займов существенно умаляет мультипликационный эффект от заимствований и нивелирует их стимулирующее влияние на экономику.

     2. Актуальность и востребованность первого предложения подтверждается еще и тем фактом, что подавляющее количество свободных денежных средств населения в настоящее время сосредоточено на банковских депозитах, которые являются в большинстве случаев основными кредиторами российской бюджетной системы (особенно регионального и муниципального уровней). Фактическое «проедание» оставшейся ликвидности в ущерб инвестиционному развитию ведет к сокращению реального сектора и налогооблагаемой базы, усугублению финансовой неустойчивости банковской системы и росту налоговой нагрузки в перспективе.

     3. С 1 января 1995 г. в России действует  запрет на использование эмиссионных  источников дефицитного финансирования, что в дальнейшем было закреплено  ст. 92 БК РФ. Однако решение вопроса  кредитного финансирования растущих  бюджетных дефицитов исключительно  в форме размещения государственных  долговых инструментов уже привело  к известной ситуации августа  1998 года. Государственные мероприятия,  профинансированные за счет кредитов  эмиссионного банка в условиях  прогрессирующей безработицы, обладают  наибольшим мультипликационным  эффектом. Стимулирующий эффект  обеспечивается тем, что деньги  взяты «из ниоткуда», то есть не отвлечены из других источников и не влекут за собой роста обязательств по их обслуживанию и возврату. В целях недопущения инфляции возможно последующее изъятие излишней ликвидности в конце финансового года.

     4. Также возможно продолжение практики  перечисления прибыли ЦБ РФ  в доход федерального бюджета  как одной из форм дефицитного  финансирования, не сопровождающейся  существенными негативными макроэкономическими  последствиями. Инфляционный характер  данной меры может проявиться  лишь в случае наличия гораздо  большего размера прибыли ЦБ  РФ по итогам финансового года  по сравнению с прибылью в  стабильные и экономически благополучные  годы, что в условиях текущей  ситуации маловероятно.

     5. Одним из внутренних источников  финансирования бюджетных дефицитов  может являться отвлечение избыточных  резервов банковской системы,  накопленных во время экономического  спада из-за существенной разницы  между уровнем сбережений и  реальным спросом на кредитные  ресурсы. Низкий реальный спрос  на кредитные ресурсы определяется  скорее высокими системными рисками,  нежели снижением действительной  потребности в них. Отвлечение  не востребованных резервов кредитных  институтов наряду с отвлечением  средству небанковского сектора  в любом случае ведет к увеличению  скорости обращения денег и  росту совокупного спроса.

     6. В условиях отсутствия прогрессивной  системы налогообложения, политика  наращивания заимствований приведет  в самой ближайшей перспективе  к усугублению расслоения доходов  общества. Выплата процентов по  государственным долгам держателям  государственных долговых обязательств  имеет мощный перераспределительный эффект в пользу лиц и организаций с высокими доходами. В этих условиях целесообразно введение дополнительной налоговой нагрузки на данную категорию получателей или системы прогрессивного налогообложения.

     7. Следует отметить продуктивную  кредитно-денежную политику ЦБ  РФ по рефинансированию банковской системы страны. На фоне ощутимого для национальной экономики изъятия денежной массы и активной политики заимствований на внутреннем рынке рефляционная политика ЦБ РФ позволила не допустить масштабных эффектов вытеснения капитала.

     Наращивание государственного долга за счет кредитных  источников в нынешних экономических  условиях преследует по большей части  краткосрочные цели, связанные с  выполнением текущих обязательств, в то время как эффективное  управление государственным долгом требует разделения расходов по источникам их финансирования на текущие и инвестиционные. В этой связи представляется целесообразным определить в законодательных и программных документах, регулирующих вопросы бюджетной политики, разделение расходов на текущие и инвестиционные, предусмотрев соответствующие источники их финансирования. Целесообразно также отразить основные направления, цели и механизмы воздействия государственного долга на макро- и микропоказатели национальной экономики с одновременной реализацией принципа целевого и, желательно, инвестиционного назначения привлекаемых кредитных ресурсов. 

     Вывод: Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

     Качественное  и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и  создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия  информации о долге.

     Российская  Федерация будет стремиться к  проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации. 

 

      Заключение 

     Проблема  государственного долга является одной  из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние  как на темпы экономического роста  страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Информация о работе Система управления государственным долгом в РФ